Оксана Васильева
Учим детей заботиться о своем здоровье
▼ Скачать + Заказать документы
Учим детей заботиться о своем здоровье
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют всё новые, более высокие требования к человеку и его здоровью.
В дошкольном возрасте формируются основы здоровья. Необходимо воспитать у ребенка осознанное отношение к своему здоровью через создание в воображении «образа здоровья», как идеала, к которому он должен стремиться. Необходимо объяснить детям, что здоровье – это одна из главных ценностей жизни.
Публикация «Учим детей заботиться о своем здоровье» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2014
Говоря друг другу слово «Здравствуйте» мы никогда не задумываемся, что оно означает. А ведь это, не что иное, как пожелание человеку здоровья. Значит, чаще всего люди желают друг другу не славы, не богатства, а именно здоровья.
Главное для человека в этой жизни это – здоровье. Всемирной организацией здравоохранения принято следующее определение: «Здоровье – это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и повреждений». В дошкольном возрасте происходит активное формирование всех этих сторон здоровья; физического, психического и социального. В психо – социальном развитии детей можно выделить особую роль положительных мотивов выполнения гигиенических процессов, правил и физических упражнений, лежащих в основе здоровьесберегающего поведения.
Никто не болеет без причины. И для того, чтобы не болеть, надо внимательно следить за своим здоровьем и вести здоровый образ жизни. Под «здоровым образом жизни» в медицинской литературе понимают поведение, стиль, способствующий сохранению, укреплению и восстановлению здоровья данной популяции. Ученые практики и теоретики выделяют основные задачи и считают, что:
Работа по воспитанию здорового дошкольника включает следующие составляющие:
• Оптимальный режим различных видов деятельности и отдыха.
Рациональное питание.
• Оптимальную двигательную активность.
• Безопасное поведение и соблюдение его правил.
• Закаливание.
• Соблюдение правил личной гигиены и динамическое слежение за собственным здоровьем.
• Медицинскую активность.
• Позитивное экологическое поведение
• Значение физкультуры.
1. Оптимальный режим различных видов деятельности и отдыха. Установлена выраженная корреляционная зависимость между здоровьем детей и режимом их дня. Важным моментом режима для ребенка является достаточный по продолжительности сон. Пребывание на свежем воздухе способствует повышению обмена веществ. Ультрафиолетовая радиация, высокая степень ионизации воздуха также активизируют обменные процессы. Наиболее интенсивно они протекают в условиях активной двигательной деятельности детей на открытом воздухе.
Режим дня в детском саду.
2. Рациональное питание предполагает учёт физиологических потребностей растущего организма в белках, жирах, углеводах, воде, минеральных солях и витаминах. Поэтому надо научить ребёнка дошкольника правильно питаться. Для здоровья очень важно, что человек кушает. Продукты бывают не только вкусные и невкусные, но и полезные и не полезные. А иногда даже вредные.
Для растущего организма очень полезны молочные продукты. Важно не только что ты кушаешь, но и как ты кушаешь. Кушать надо всегда в одно и то же время, нельзя пропускать обед или полдник. Суп и второе должны быть горячими. Очень вредно перекусывать и есть всухомятку.
Для быстро растущего организма ребёнка очень полезны каши – гречневая, овсяная, пшённая, рисовая. Поэтому, во всех детских садах, на завтрак всегда каша. Если при организации питания в ДОУ придерживаются этих правил, то в условиях семьи рацион питания детей во многом определяется материальными условиями жизни.
Для дошкольников важно умеренное потребление пищи, богатой легкоусвояемыми углеводами – кондитерских изделий, сахара, сладостей.
3. Оптимальная двигательная активность и систематические занятия физической культурой. Физические упражнения предназначены для развития двигательных действий, в его состав входят спортивные и подвижные игры, физкультминутки, пальчиковые игры, прогулки, подвижные игры гимнастика, праздники, развлечения, простейшие виды туризма и т. п. Достаточная физическая подготовка предполагает высокий уровень закаленности и общего физического развития, бодрое и активное состояние организма. Сформированные соответственно возрасту движения, двигательные качества и трудовые навыки должны сопровождаться соответствующей тренированностью различных функциональных систем, высокой работоспособностью нервной системы. Ребенок в дошкольном возрасте должен почувствовать мышечную радость и полюбить движение, это поможет ему пронести через всю жизнь потребность в движениях, приобщиться к спорту и здоровому образу жизни. Малоподвижный образ жизни наоборот может явиться источником болезней сердца, опорно-двигательного аппарата, нарушения обмена веществ и т. д.
4. Закаливание является составной частью физического воспитания детей. Под закаливанием понимается комплекс мероприятий, направленных на тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию факторов внешней среды. К естественным компонентам относятся солнце, воздух и вода. По отдельности и в сочетании они являются важным средством укрепления здоровья, повышения работоспособности. Так вода очищает кожу от загрязнения; солнечные лучи убивают различные микробы, благоприятствуют отложению под кожей витамина Д и охраняют человека от заболеваний; воздух садов, лесов и парков содержит особые вещества – фитонциды, которые способствуют уничтожению микробов, обогащают кровь кислородом и т. п. Солнце, воздух и вода используются как самостоятельные средства закаливания организма человека. Они вырабатывают приспособляемость организма к повышенной и пониженной температуре воздуха, воды, к резким и быстрым изменениям метеорологических факторов. Закаливание имеет и другое значение: оно способствует воспитанию волевых и нравственных качеств: выдержки, смелости, решительности, самообладания.
5. Соблюдение правил личной гигиены необходимо для предупреждения попадания инфекции в организм. Здоровье – это полное физическое, психическое и социальное благополучие человека, а не только отсутствие болезней и физических недостатков. (Всемирная организация Здравоохранения). И, чтобы сохранить свое здоровье на протяжении всей жизни человек должен выполнять и соблюдать правила личной гигиены. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, причёски, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.
6. Медицинская активность и динамическое слежение за собственным здоровьем. Самоконтроль – это комплекс систематических наблюдений за своим самочувствием, физическим состоянием, работоспособностью. Нужно привлекать дошкольников к оценке здоровья на основе самооценки, которая как субъективный психологический показатель определяет готовность ребенка к формированию «комплекса здоровья».