Ирина Шорникова
Шпаргалка по ФЭМП для воспитателей «Учим детей математике»
▼ Скачать + Заказать документы
ШПАРГАЛКА по ФЭМП для воспитателей!
К демонстрационным материалам относятся :
— наборные полотна с двумя и более полосками для раскладывания на них разных плоскостных изображений: фруктов, овощей, цветов, животных и т. д. ;
— геометрические фигуры, карточки с цифрами и знаками +, —, =, >, <;
— мольберт для рисования, на котором крепятся две-три съемные полочки для демонстрации объемных наглядных пособий;
— магнитная доска с комплектом геометрических фигур, цифр, знаков, плоских предметных изображений;
— полочки с двумя и тремя ступеньками для демонстрации наглядных пособий;
Темочки:
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
— комплекты предметов (по 10 штук) одинакового и разного цвета, размера, объемные и плоскостные (на подставках);
— карточки и таблицы;
— модели («числовая лесенка», календарь и др.);
— логические блоки;
— панно и картинки для составления и решения арифметических задач;
— оборудование для проведения дидактических игр;
— приборы (обычные, песочные часы, чашечные весы, счеты напольные и настольные, горизонтальные и вертикальные, счеты-цифры и т. д.).
Отдельные виды демонстрационных материалов входят в стационарное оборудование для учебной деятельности: магнитная и обычная доски, фланелеграф, счеты, настенные часы и т. д.
К раздаточным материалам относятся :
— мелкие предметы, объемные и плоскостные, одинаковые и разные по цвету, размеру, форме, материалу и т. д. ;
— карточки, состоящие из одной, двух, трех и более полос; карточки с изображенными на них предметами, геометрическими фигурами, цифрами и знаками, карточки с гнездами, карточки-лото, рабочие тетради с заданиями.
— наборы геометрических фигур, плоских и объемных, одинакового и разного цвета, размера;
— таблицы и модели;
— счетные палочки и т. д.
Наглядный дидактический материал служит для реализации программы развития элементарных математических представлений в процессе специально организованных упражнений во время НОД. С этой целью используются:
— пособия для обучения детей счету;
— пособия для упражнений в распознавании величины предметов;
— пособия для упражнений детей в распознавании формы предметов и геометрических фигур;
— пособия для упражнения детей в пространственной ориентировке;
— пособия для упражнения детей в ориентировке во времени. Данные комплекты пособий должны соответствовать основным разделам
программы и включают как демонстрационный, так и раздаточный материал. Необходимые для проведения НОД дидактические средства изготавливаются педагогом, привлекая к этому родителей, или берутся готовыми из окружающей среды.
В оборудование для самостоятельных игр и занятий можно включать:
— специальные дидактические средства для индивидуальной работы с детьми, для предварительного ознакомления с новыми игрушками и материалами;
— разнообразные дидактические игры: настольно-печатные и с предметами; обучающие, разработанные А. А. Столяром; развивающие, разработанные Б. П. Никитиным; шашки, шахматы;
— занимательный математический материал : головоломки, геометрические мозаики и конструкторы, лабиринты, задачи-шутки, задачи на трансфигурацию и т. д. с приложением там, где это необходимо, образцов (например, для игры «Танграм» требуются образцы расчлененные и нерасчлененные, контурные, наглядных инструкций и т. д. ;
— отдельные дидактические средства: блоки 3. Дьенеша (логические блоки, палочки X. Кюзенера, счетный материал (отличный от того, что применяется на занятиях, кубики с цифрами и знаками, детские вычислительные машины и многое другое.
— книги с учебно-познавательным содержанием для чтения детям и рассматривания иллюстраций.
Все эти средства размещаются непосредственно в зоне самостоятельной познавательной и игровой деятельности. Эти средства используются в основном в часы игр, но могут применяться и на НОД
Из занимательного математического материала в работе с дошкольниками могут использоваться самые простые его виды:
— геометрические конструкторы: «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг» и др., в которых из набора плоских геометрических фигур требуется создать сюжетное изображение на основе силуэтного, контурного образца или по замыслу;
— «Змейка» Рубика, «Волшебные шарики», «Пирамидка», «Сложи узор», «Уникуб» и другие игрушки-головоломки, состоящие из объемных геометрических тел, вращающихся или складывающихся определенным образом;
— логические упражнения, требующие умозаключений, построенных на основе логических схем и правил;
— задачи на нахождение признака (признаков) отличия или сходства фигур ( например: «Найди две одинаковые фигуры», «Чем отличаются друг от друга данные предметы?», «Какая фигура здесь лишняя?»);
— задачи на поиск недостающей фигуры, в которых, анализируя предметные или геометрические изображения, ребенок должен установить закономерность в наборе признаков, их чередовании и на этой основе осуществить выбор необходимой фигуры, достраивая ею ряд или заполняя пропущенное место;
— лабиринты — упражнения, выполняемые на наглядной основе и требующие сочетания зрительного и мыслительного анализа, точности действий для того, чтобы найти кратчайший и верный путь от начальной до конечной точки ( например: «Как мышонку выбраться из норки?», «Помоги рыбакам распутать удочки», «Угадай, кто потерял варежку»);
— занимательные упражнения на распознавание частей в целом, в которых от детей требуется установить, сколько и каких фигур содержится в рисунке;
— занимательные упражнения на восстановление целого из частей (собрать вазу из осколков, мячик из разноцветных частей и т. д.);
— задачи-смекалки геометрического характера с палочками от самых простых на воспроизведение по образцу узора и до составления предметных картинок, на трансфигурацию (изменить фигуру путем перекладывания указанного количества палочек);
— загадки, в которых содержатся математические элементы в виде термина, обозначающего количественные, пространственные или временные отношения;
— стихи, считалки, скороговорки и поговорки с математическими элементами;
— задачи в стихотворной форме;
— задачи-шутки и т. д.