елена волошина
Шпаргалка для взрослых «Агрессивные дети»
Что такое агрессия и агрессивность?
Агрессия происходит от латинского слова – нападение.
Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам, приносящее физический ущерб людям и вызывающее у них психологический дискомфорт.
Публикация «Шпаргалка для взрослых „Агрессивные дети“» размещена в разделах
Агрессивность – это свойство личности, «выражающееся в готовности к агрессии». Агрессивность включает преднамеренные действия, стремление прямо или символически причинить кому-то ущерб, обиду или боль.
Проявляя агрессивность, дети могут толкнуть, накричать, ударить и пр., это чаще всего происходит потому, что они не знают других способов выражения своих чувст: злость и гнев.
Возможные причины проявления агрессии в поведении ребенка :
- способ привлечь к себе внимание окружающих;
- стили воспитания в семье: грубое, жестокое обращение с ребенком; пренебрежительное попустительское отношение взрослых к агрессивным вспышкам ребенка;
- скандалы в семье;
- несогласованность, непоследовательность в воспитании ребенка: сегодня можно все, а завтра – нельзя ничего;
- просмотр боевиков, сцен насилия, как в художественных, так и в мультипликационных фильмах;
- одобрение со стороны взрослых агрессивного ребенка как способ решения конфликта, проблемы: «А ты тоже его ударь», «И ты сломай», «А ты что, отнять не можешь!»
Типы агрессивных детей (А. Басс, А. Дарки)
• Дети, склонные к проявлению физической агрессии (физическим действиям против кого-либо).
• Дети, склонные к проявлению вербальной агрессии (угрозам, крикам, ругани).
• Дети, склонные к проявлению косвенной агрессии (злобным шуткам, сплетням, крикам в толпе и т. д.).
• Дети, склонные к проявлению негативизма (оппозиционной манере поведения).
• Дети, демонстрирующие раздражение (вспыльчивость, грубость).
Критерии проявления агрессивности в поведении ребенка
1. Любит быть первым, подчинять себе других.
2. Чувствителен, быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых, которые нередко раздражают его.
3. Часто теряет контроль над собой, легко вступает в драку со сверстниками.
4. Часто спорит, ругается со взрослыми.
5. Неудачи вызывают сильное раздражение. Винит других в своих ошибках.
6. Часто не желает выполнять правила или стремиться сделать наоборот (не может помолчать, не уступает, не делиться, ломает игрушки, что-то разбивает).
7. Специально раздражает людей (животных).
Используемые методы работы с агрессивными детьми :
• Игры на взаимодействие, свободные и тематические игры-драматизации;
• Игры с песком, глиной, водой;
• Различные техники рисования красками (пальцами, ладошками и др.);
• Ролевое проигрывание моделей желательного поведения в различных жизненных ситуациях;
• Психогимнастика (имитационные игры);
• Чтение и анализ художественных произведений;
• Свободное и тематическое рисование;
• Этюды-релаксации;
• Беседа, обсуждение рассказов, игр и т. п. ;
• Ритмические, телесные упражнения;
• Подвижные игры;
• Элементы массажа.
Примечание: вербальная агрессия – это выражение негативных чувств через форму (ссора, крик, визг, так и через содержание словесных ответов (угроза, ругань).