Елена Трухачева
Учебный исследовательский проект «Павлово-Посадский хоровод»
▼ Скачать + Заказать документы
Учебный исследовательский проект
Введение
«Искусства изобразительные и прикладные
таят в себе огромные
возможности для развития творческого потенциала,
фантазии и интуиции,
для ощущения ребенком радости ручного труда
как творчества».
Б. М. Немецкий
Актуальность
Наша страна богата народно - декоративными промыслами (Городец, Хохлома, Жостово, Палехская шкатулка, Павлопосадские шали и др.). Каждый народ под влиянием жизненных и природных условий создает свои традиции в развитии прикладного творчества. Появляются особо любимые темы рисунков, орнаментов, выбираются излюбленные материалы, формы, колориты.
Публикация «Учебный исследовательский проект „Павлово-Посадский хоровод“» размещена в разделах
- Выращивание растений. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Посадка и выращивание растений
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Народное декоративное искусство учит любить и ценить то, что признано народом. Ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства пробуждает яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного.
Мы решили изучить один из видов народного промысла - Павлово Посадский платок и найти ответы на вопросы:
- В чём уникальность промысла?
- Какова технология изготовления платков и шалей?
- Кто являлся основателем этого промысла?
Цель проекта : формирование познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народным промыслом (Павловопосадские платки)
Задачи проекта :
• формирование представлений о Павловопосадских платках, как об одном из видов декоративно - прикладного искусства;
• формирование знаний об истории промысла, об особенности цветочных узоров;
• развитие устойчивого интереса к знакомству с различными видами декоративно-прикладного искусства; развитие чувства цвета, композиционных умений;
• воспитание патриотических чувств.
развитие устойчиво – позитивного отношение к ценности «культура».
Объект исследования : народные промыслы
Предмет исследования : павловопосадские платки
Гипотеза: если знакомиться с народными промыслами России, мастерством русских умельцев, то это позволит почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями, обогатит их творческий опыт.
Методы:
-сравнение и анализ;
- обобщение;
- анкетирование;
- изучение литературы
-тестирование
-мониторинг личностного роста
Знакомство с историей развития промыслов в родном городе, присоединение к культурным ценностям и традициям родной земли позволит не только повысить у обучающихся интерес к местным промыслам, в т. ч. Павлово- Посадским платкам, но и развить их ценностное отношение к культуре и искусству вообще. На начальном этапе работы над проектом нами совместно с педагогом- психологом было проведено исследование ценностного отношения обучающихся к таким ценностям как Отечество и Культура. На слайде мы видим его результаты. Количество обучающихся, имеющих устойчиво- позитивное отношение к ценности «Отечество» составило ….%, к ценности «Культура»….%. Общий по классу средний балл по отношению к ценности «Отечество» составил …., «Культура» …
Сроки работы над проектом 01.09.16- 01.02.17. По окончании работы нами будет проведено повторное исследование по той же методике (Дывыдова-Степанова, которое покажет эффективность нашего эксперимента.
Теоретическая часть
Среди известных всему миру уникальных изделий, составляющих гордость России, особое место занимают платки и шали из нашего родного города Павловский Посад.
Расходились они по всей России. Да разве можно не купить такую красоту! Платки яркие, нарядные – глаз не отвести! Красные розы, букетики полевых цветов, зелёные листья и травы сплетаются в узоры, и всё это на разноцветном фоне: чёрном, белом, красном, золотистом, васильковом, коричневом… Есть платки с кистями и бахромой, большие и поменьше. Всем павловские платки и шали к лицу!
История промысла производства Павлово- Посадских платков
История современного платка создавалась на протяжении не одной сотни лет.
Павловские платки получили своё название от имени небольшого города Павловский Посад, расположенного в Московской области. Район Павловского Посада – один из старейших российских текстильных центров. Местные мастерицы изготавливали себе из ткани, как правило, однотонные платки: теплые, мягкие, удобные, но не радостные.
Одной из женщин захотелось украсить платок, сделать его ярким и праздничным. Она взяла краски и украсила свой платок диковинными цветами, да так искусно, что женщины городка тоже захотели носить яркие, красивые платки. Постепенно складывалась традиция, которая вобрала в себя лучшие фантазии женщин, и слава о мастерицах распространилась по всей Руси. Изящный яркий платок согревал и украшал женщин всех сословий, от крестьянки до царицы.
Впервые промысел производства павловопосадских платков был документально зарегистрирован на имя крестьянина Ивана Дмитриевича Лабзина, который дал подписку исправнику о том, что будет платить налог на производство платков. Это было в 1795 году. С тех пор эта дата и считается датой начала производства великолепных произведений искусства – павловопосадских платков. Основой будущей промышленности стали крестьянские хозяйства с красильнями и ручными ткацкими станками.
В середине XIX Яков Иванович Лабзин - правнук Ивана Лабзина -основателя производства - начал производство шерстяных платков с красочным набивным рисунком. Его партнёром стал человек очень высокой духовности Василий Иванович Грязнов. За это время производство набрало обороты и прославилось за пределами России. Село Павлово становится центром шелкоткацкого и парчового производства. Русский текстиль стал завоёвывать высокие награды на международных выставках, пришла слава к русским платкам и шалям.
Позднее в производство стали внедрять паровые двигатели, ситценабивные машины, станки Жаккара для узорного ткачества. Русский текстиль стал завоёвывать высокие награды на международных выставках, пришла слава к русским платкам и шалям.
Техника создания павловопосадского платка
Работа над павловопосадским платком начинается с авторского рисунка. Его создают здесь же, на фабрике, в специальных художественных мастерских, с учетом лучших традиций ткацкого промысла. Обычно мастер создает один повторяющийся фрагмент.
Затем к работе подключается колорист, главная задача которого – правильно подобрать цвет. Именно этому человеку обязаны павловопосадские шали своей пышностью и красочностью.
Ткань для платков также изготавливают в стенах фабрики из отборной шерсти овец. Ее отбеливают в течение двух суток сначала в отбеливающей машине, а затем она отлеживается в специальной тележке. Далее полотно кипятят и промывают. Промытая ткань высушивается и пропитывается раствором для умягчения шерстяного материала. В специальной вакуумной камере через материал пропускают электрический заряд, с целью лучшего нанесения краски на ткань. Печать рисунка обеспечивают несколько печатников, осуществляющих контроль за автоматической печатью на машине. Каждый из них в свою очередь контролирует несколько шаблонов. После нанесения рисунка шали попадают в сушильный цех, а оттуда на прилавки магазинов.
Визитная карточка павловопосадского платка
Визитная карточка павловопосадского платка – расположение на ткани узора. Рисунок, крупный по краям, к центру становится мельче, а углы украшают броские цветы. Композиция чаще всего строится с акцентами на углы. По кайме и углам симметрично размещают букеты крупных цветов, а середина поля заполняется редко разбросанными мелкими цветочками. Есть также композиции, состоящие из цветочных гирлянд, которые замкнуты в пространстве и увеличиваются к центру. Часто кайма украшена плотным узором из садовых цветов. В платках ярко проявлялось композиционное мастерство народных художников, умение вписать узор в квадрат, строить угол, находить бесчисленное количество вариантов одного и того же узора.
В узорах павловского платка преобладают букеты и цветочные гирлянды. Популярны турецкий “огурец”, “медальоны”, овалы, звёзды. На платке можно увидеть античные вазы, лотосы, ромашки, птиц и древние символы. Но главным символом стала роза, играющая всеми цветами радуги. Георгины – второй по частоте изображения цветок на павловопосадских платках. Часто в “букете” павловопосадского платка художниками используются лилия, тюльпан и пион. Простор для творчества мастеров-художников дают разнообразные полевые цветы. Весеннее русское поле пестрит цветами разных расцветок, они все дополняют друг друга и подчеркивают яркость каждого.
Значение платка
Платок – не просто головной убор, а символ любви и красоты. Накинет на плечи праздничный платок девушка, посмотрит в зеркало и улыбнётся. Красавица! Раньше многие женщины носили платок не только на голове, но и на плечах, иногда даже сложенным на руке, как украшение.
Платки на голове или на плечах придают женщине красоту, величавость, защищают от холода, сохраняя тепло и здоровье. Красивый, яркий платок носила и царица, и крестьянка.
Сейчас нет уголка в России, где бы не носили такие красивые платки. Он хранит тепло, дарит здоровье и хорошее настроение.
Уникальность павловопосадского платка в его актуальности: узорные платки и шали носили и в городах, и в деревнях. Красовались в них молоденькие девушки и почтенные матери семейства. Платок на Руси был самым желанным подарком.
Много воды утекло с тех пор, как русская женщина впервые повязала голову нарядным павловопосадским платком, но и до сегодняшнего дня он остается одним из самых популярных украшений женского костюма. На предприятии над созданием рисунка для платка трудится коллектив талантливых художников, из поколения в поколение передавая древние традиции и создавая новые композиционные решения.
О высоком качестве и художественной ценности продукции фабрики свидетельствует тот факт, что, начиная с 1865 года, павловопосадские шали получали высокие оценки многих Всероссийских и Международных выставок, среди которых:
1. 1896 год - Большой Государственный Герб на Всероссийской художественно-промышленной выставке (Нижний Новгород)
2. 1937 год - "Гран-при" Международной выставки (Париж)
3. 1958 год - Золотая медаль Всемирной выставки (Брюссель)
4. 1961 год - Приз Международной выставки (Лейпциг)
5. 1997 год - лауреат Российской национальной премии "Лучшая работа года в области дизайна "Виктория".
Наши любимые расписные платки часто используют в качестве художественных приемов, чтобы сполна охарактеризовать то время, когда платки являлись неизменным атрибутом костюма. И в наибольшей мере это видно в наших художественных фильмах.
Представляем Вам небольшую подборку фильмов, где ярко представлены наши любимые расписные платки.
Организация и методики исследования
Основным местом работы над проектом был кабинет МОУ лицей 2 им. В. В. Тихонова г. Павловского Посада. Под руководством нашего классного руководителя, мы изучили литературу по теме «Павловопосадские платки», провели социологический опрос среди учащихся 6а класса. Детям 6а класса были заданы вопросы:
Что вы знаете о павловопосадких платках?
Есть ли в вашей семье павловопосадские платки?
Носят ли ваши мамы, бабушки, знакомые павловопосадские платки?
В результате мы собрали богатый материал по данной теме.
Результаты исследования
Мы посмотрели на платок другими глазами: увидели красоту и практичность этого предмета. В классе был проведён мастер-класс по изготовлению эскизов, изделий из павловопосадских платков.
В результате исследования мы пришли к выводу, что наш проект действительно будет полезен для учащихся 1-11 класса и даже для взрослых людей.
В результате исследования мы расширили свои знания о павловопосадских платках.
Вывод
Платок – не просто головной убор, а символ любви и красоты.
Мода приходит и уходит, но шали остаются художественной ценностью, которая не зависит от капризов моды. Сегодня мы с гордостью говорим, что Павловопосадская шаль - загадочный образ России.
Платков очень много. Каждый - индивидуальность. Цвета и рисунки неповторимы. Есть огромные трехметровые шали. Их по особому носили на плечах, обматывая свободным концом руку. У дворяночек даже особая наука была среди прочих - "танец с шалью". Пока не выучишь - замуж не возьмут.
Практические рекомендации
Воспитательная ценность проекта заключается в воспитании патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного. Продукт этого проекта может быть использован на уроках окружающего мира, изобразительного искусства, технологии, а также во внеурочной деятельности младших школьников.