Марийчина Ангелина
Учебно-тематический план «Развитие познавательно-исследовательской деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Учебно-тематический план по образовательной области «Познавательное развитие»
Раздел «Развитие познавательно-исследовательской деятельности»
№ п/п Месяц Тема. Программное содержание Материал Примечание
1. Сентябрь
1 неделя «Хорошо у нас в детском саду». Учить детей ориентироваться в некоторых помещениях дошкольного учреждения. Воспитывать доброжелательное отношение, уважение к работникам дошкольного учреждения. (Дыбина О. В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, - 2010. Стр. 22). Письмо с приглашением на экскурсию по детскому саду.
Публикация «Учебно-тематический план „Развитие познавательно-исследовательской деятельности“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Планирование. Планы работ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
2 неделя «Овощи с огорода». Учить детей различать по внешнему виду и вкусу и называть овощи (огурец, помидор, морковь, репа). Расширять представления о выращивании овощных культур (в том числе на севере). Вызвать желание участвовать в инсценировке русской народной сказки «Репка». (Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. Стр. 8). Игрушки - Дедушка и Бабушка, корзина с муляжами овощей (огурец, помидор, морковь, репа, атрибуты для инсценировки русской народной сказки «Репка»; овощи, нарезанные небольшими кубиками.
3 неделя «Осень». Закреплять знания и представления детей об осени. Продолжать знакомить детей с характерными признаками осени. Формировать умение устанавливать элементарные причинно-следственные связи: холодает, часто идёт дождь, листья желтеют и опадают, птицы улетели в тёплые края, спрятались насекомые. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе. (Разработка конспекта). Деревья, корзина, разноцветные листья, письмо Осени, макет осеннего леса, иллюстрации осени.
4 неделя «Что мы делаем в детском саду». Продолжать знакомить детей с трудом работников дошкольного учреждения - воспитателей; учить называть воспитателей по имени, отчеству, обращаться к ним на «вы». Воспитывать уважение к воспитателю, к его труду. (Дыбина О. В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, - 2010. Стр. 33). Колобок (игрушка, фотографии детей группы, воспитателей, няни.
2. Октябрь
1 неделя «Дикие животные». Расширять знания детей о диких животных. Закреплять словарь по теме «Дикие животные». Развивать умение отгадывать загадки. Учить детей называть жилище диких животных. Учить выделять характерные признаки представителей диких животных. (Разработка конспекта). Мягкие игрушки - заяц, лиса, волк, медведь, белка. Макеты овощей, фруктов, ягод.
2 неделя «В гостях у бабушки». Продолжать знакомить детей с домашними животными и их детенышами. Учить правильно обращаться с домашними животными. Формировать заботливое отношение к домашним животным. (Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. Стр. 12). Панорама деревенского двора. Игрушки - домашние животные (корова, коза, курица, петух, цыплята, собака, кошка и котята). Картинки: зеленая трава, мясная косточка, молоко, пшено. Печеные оладьи. Костюм для бабушки.
3 неделя «Чудесный мешочек». Дать понятие о том, что одни предметы сделаны руками человека, другие созданы природой. (Дыбина О. В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, - 2010. Стр. 15). Мешок с предметами: кукольной посудой (кастрюля, сковородка, поварешка, нож, вилка, ложка) и муляжами овощей и фруктов (морковь, огурец, помидор; яблоко, груша, банан, апельсин); два подноса с символами «рукотворный мир» и «природный мир».
4 неделя «Перелетные птицы». Закреплять знания признаков осени; закреплять знания о жизни перелетных птиц, об их жизни в осенний период; воспитывать интерес, желание больше узнать о птицах. Продолжать знакомить детей с тем, как птицы устраивают свои гнезда. Воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам, бережное отношение, любовь ко всему живому. Развивать речь детей, обогащать их словарь. (Разработка конспекта). Демонстрационный материал:
Чудо-дерево, изображения птиц; аудиозапись «Голоса птиц»; скворечник; картинки с гнездами ласточки, грача, кукушки, соловья на фланелеграфе; конверты с заданиями; макет фотоаппарата; раскраски «Гнезда и скворечники».
3. Ноябрь
1 неделя Образовательная:
«Мой родной город». Учить детей называть родной город. Дать элементарные представления о родном городе. Подвести детей к пониманию того, что в городе много улиц, многоэтажных домов, разных машин. Воспитывать любовь к родному городу. (Дыбина О. В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, - 2010. Стр. 29). Фотографии домов, в которых живут дети, здания детского сада, иллюстрации с изображением различных домов (деревянные, кирпичные, улиц, деревьев, машин; письмо от Незнайки.
2 неделя «Любимые игрушки». Воспитывать навыки бережного, доброжелательного отношения к игрушкам;
- воспитывать бережное отношение к собственному труду и труду других людей;
- развивать у детей умения :
- сравнивать две группы предметов, использовать понятия «больше», «меньше», «один», «много»;
- находить предметы по заданным свойствам (цвет, размер, форма);
- развивать мелкую и общую моторику через игру;
- развивать целостное восприятие предмета через дидактические игры;
- развивать речь через художественное слово;
- расширять знания детей по теме «игрушки»;
- учить образовывать признаки предмета, подбирать действия к предмету;
- запомнить правило «Мы игрушки наши любим, Обижать мы их не будем». (Разработка конспекта). Материалы и оборудование: игрушки (зайчик, мишка, машина, мячик); влажные тряпочки для пыли; большой физкультурный мяч в физкультурном уголке; один ежик на верхней полке; три куклы (большая, средняя, маленькая); три бантика (синий, красный, желтый) и бантики других цветов; три чашки одинакового цвета, но разной величины (стоят на столе, за которым сидят куклы); на столе цветные круги, разрезанные на четыре части для каждого ребенка (синие, красные, зеленые, желтые); пластилин на тарелочках желтого цвета для каждого ребенка; красивая вазочка.
3 неделя «Одежда». Упражнять детей в умении определять и различать одежду, выделять основные признаки предметов одежды (цвет, форма, строение, величина); группировать предметы по признакам. (Дыбина О. В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, - 2010. Стр. 14). Посылочный ящик, предметы кукольной одежды (рубашка, платье, шуба, юбка, кофта, брюки, муляжи овощей (морковь, помидор, огурец, репа, поднос, коробочка, предметные картинки (мебель, одежда, транспорт).
4 неделя «Папа, мама, я - семья». Формировать первоначальные представления о семье. Воспитывать у ребенка интерес к собственному имени. (Дыбина О. В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, - 2010. Стр. 13). Кукла Катя, фотоальбом с семейными фотографиями детей группы.
4. Декабрь
1 неделя «Как животные к зиме готовятся». Продолжать знакомить детей с дикими животными. Формировать представления у детей о приспособлении диких животных к сезонным изменениям природы. Развивать наблюдательность, любознательность. Воспитывать бережное отношение к природе.
Активизация словаря: логово, заросли, дупло, берлога, нора. Игрушки: Лунтик, зайчик, белочка, иллюстрации с изображением диких животных (заяц, лиса, медведь, волк, белка, еж). Дидактические игры: «Чей домик», «Чей малыш».
2 неделя «Зимующие птицы». Закреплять знания детей о зимних явлениях природы. Показать детям кормушку для птиц. Формировать желание подкармливать птиц зимой. Расширять представления о зимующих птицах. (Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. Стр. 15). Кормушка на улице, корм для птиц.
3 неделя «Найди предметы рукотворного мира». Побуждать детей определять, различать и описывать предметы природного и рукотворного мира. (Дыбина О. В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, - 2010. Стр. 21). Две маленькие коробочки с условными символами «рукотворный мир» и «природный мир»; большая коробка, в которой лежат картинки с изображением посуды (кувшин, сковородка, тарелка, кружка, ложка, вилка) и животных (белка, еж, заяц, кошка, собака).
4 неделя «Новый год у ворот». Цель: уточнить и обогатить представления детей о предстоящем событии - новогоднем празднике.
Задачи: учить рассматривать предметы (ёлку, ёлочные украшения) и отвечать на вопросы в ходе рассматривания; развивать внимание, речь, мелкую и общую моторику, восприятие, творческие способности, самостоятельность; активизировать словарь по теме «Новогодний праздник»; вызвать радостное настроение, дружеские отношения друг к другу. (Разработка конспекта). Материалы и оборудование: искусственная ёлочка (не более 90 см. в высоту, коробка с ёлочными украшениями из безопасного материала, большой лист ватмана с наклеенным силуэтом ёлочки из зелёной бумаги (нарисованная ёлочка, бумажные салфетки разного цвета; вырезанные из белой плотной бумаги маленькие силуэтные ёлочки по количеству детей, цветные карандаши, мольберт.
5. Январь
1 неделя «Зимние забавы». Цель: формирование и расширение представлений детей о забавах характерных для зимы.
Задачи: Образовательные: закреплять знания детей о зимних природных явлениях, о зимних забавах; активизировать диалогическую речь; ввести в активный словарь детей имена существительные (санки, лыжи, коньки, снежки, ледянки, каток и др.); активизировать глагольный словарь (кататься, лепить, скользить и др.). Развивающие : развивать творческое мышление, слуховое и зрительное внимание, воображение, произвольную память; закреплять пространственную ориентировку (умение ориентироваться на плоскости листа); совершенствовать общую и мелкую моторику;
- развивать эстетическое восприятие. Воспитательные: воспитывать умение слушать друг друга и взрослого не перебивая; воспитывать самостоятельность и целенаправленность в работе, умение доводить начатое дело до конца. (Разработка конспекта). Кукла Маша, серия картинок «Зимушка», мольберт, магнитная доска.
2 неделя «Зимующие птицы». Цель: формирование знаний и представлений о зимующих птицах, их образе жизни, повадках. Задачи: Познакомить детей с зимующими птицами. Уточнение и расширение словаря по теме (снегирь, синица, сорока, ворона, трясогузка; летать, клевать, голова, крыло, хвост.). Учить выполнять ритмичные движения под музыку, вслед за воспитателем. Закреплять умение правильно выполнять дыхательную, пальчиковую гимнастику. Воспитывать желание заботиться о птицах, прививать бережное отношение к ним. Развивать умение анализировать свои успехи и неудачи, вызвать желание преодолевать трудности в достижении цели. (Разработка конспекта). Картинки с изображением зимующих птиц.
3 неделя "Предметы, облегчающие труд человека в быту". Формировать представления детей о предметах, облегчающих труд человека в быту; обратить внимание на то, что они служат человеку и он должен бережно к ним относиться; закреплять представления о том, что предметы имеют разное назначение. (Разработка конспекта). Картинки с изображением разных предметов, в том числе предметов, облегчающих труд человека в быту.
4 неделя «Животные жарких стран и Севера». Цель: Закрепление и расширение знаний о животных жарких стран и севера. Задачи: Образовательные: Закрепить представления детей о животных жарких стран и севера, об умении животных приспосабливаться к среде обитания. Расширить знания детей о животных жарких стран и севера. Развивающие : Развивать зрительное восприятие, мелкую моторику через дидактические игры. Воспитательные: Воспитывать любовь к животным и природе. (Разработка конспекта). Изображения Севера и Африки, изображения животных жарких стран и Севера, картинки животных жарких стран и севера, изображение белого медведя, бурого медведя и белый лист.
6. Февраль
1 неделя «Мой родной город». Формировать представление детей о родном городе. Продолжать знакомить воспитанников с достопримечательностями нашего города. Закреплять умение соблюдать правила безопасного поведения на улице, знание основных цветов. Развивать разговорную речь. Воспитывать любовь к родному городу. (Разработка конспекта). Демонстрационный: кукла Алёна, фотографии города Сургута, передвижные картинки с улицей города, пешеходный переход, светофор, флажки трех цветов.
Оборудование: магнитофон c USB, стулья полукругом и стулья, составленные в виде автобуса, доска.
2 неделя «Почта». Продолжать знакомство с профессией почтальона, расширять представления о пользе его труда. Знакомить с людьми, работающими на почте, их атрибутами. Развивать зрительное и слуховое внимание при рассматривании иллюстраций и рассказа воспитателя о почте. Воспитывать уважение к труду взрослых. (Разработка конспекта). 2 картинки о почтальоне, картинки повар, врач, парикмахер, продавец, почтальон и предметы их труда. Компьютер, экран, мультимедиа-проектор.
3 неделя «Как мы с Фунтиком возили песок». Дать детям представление о том, что папа проявляет заботу о своей семье; папа умеет управлять машиной, перевозить груз и людей - он шофер в своем доме. Формировать уважение к папе. (Дыбина О. В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, - 2010. Стр. 31). Игрушечные машины, кукла Фунтик, картинка с шофером и машиной, отцов и дедушек ребят.
4 неделя «Вот какая мама, золотая прямо!» Продолжать знакомить детей с трудом мам и бабушек, показать их деловые качества. Воспитывать уважение к маме и бабушке, желание рассказывать о них. (Дыбина О. В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, - 2010. Стр. 29). Кукла Катя, вязаные шапочка и шарфик, кукла в новом платье, коврик, отремонтированная кукольная коляска или игрушечная машина.
7. Март
1 неделя «Золотая мама». Знакомить детей со свойствами ткани, со структурой ее поверхности. (Дыбина О. В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, - 2010. Стр. 30). Кукла Катя, одежда для куклы (белая сорочка, чулочки, красное в горошек платье, туфли).
2 неделя «Уход за комнатным растением». Расширять представления детей о комнатных растениях. Закреплять умение поливать растения из лейки. Учить протирать листья влажной тряпочкой. Поддерживать интерес к комнатным растениям и желание ухаживать за ними. (Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. Стр. 20). Два комнатных растения, леечка с длинным носиком, тряпочки для протирания листьев, тазик с водой. Игрушка Незнайка.
3 неделя «Прогулка по весеннему лесу». Знакомить детей с характерными особенностями весенней погоды. Расширять представления о лесных растениях и животных. Формировать элементарные представления о простейших связях в природе. (Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. Стр. 22). Панорама весеннего леса. Игрушки: Лесовичок, ежик, зайчик, лиса, белочка; печатки-тычки; черная гуашь; силуэты божьих коровок.
4 неделя «Мебель». Учить детей определять и различать мебель, виды мебели, выделять основные признаки предметов мебели (цвет, форма, величина, строение, функции и т. д.); группировать предметы по признакам. (Дыбина О. В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, - 2010. Стр. 12). Посылочный ящик, предметы кукольной мебели (стул, стол, кровать, диван, шкаф); кукольная комната, кукла Катя в кроватке; муляжи овощей (огурец, морковь, репа) и фруктов (яблоко, груша, банан, 2 подноса.
8. Апрель
1 неделя «Солнечные зайчики». Расширять представления детей о явлениях природы: солнечный свет, солнечное тепло. Побуждать детей устанавливать элементарную зависимость состояния природы от смены времен года. Развивать наблюдательность, любознательность и зрительное восприятие окружающей природы. Воспитывать бережное отношение к природе, желание сохранить её красоту. (Разработка конспекта). Зеркальце; предметные картинки к дидактической игре «Узнай и назови»; одуванчики в горшочке; магнитная доска.
2 неделя «Мы космонавты». Познакомить детей с праздником День Космонавтики, профессиями: космонавт, летчик и т. д. Формировать у дошкольников уважительное отношение к труду взрослых. Развивать наблюдательность, зрительную и слуховую память, мелкую моторику. Воспитывать уважение к людям любой профессии. (Разработка конспекта). Картина с изображением космонавта из серии «Наши профессии» письмо и конвертики с предметными картинками серии "Воздушный транспорт" и профессии летчик, космонавт; разрезные картинки для дидактической игры «Собери картинку».
3 неделя «Наш зайчонок заболел». Дать детям представление о том, что мама проявляет заботу о своей семье, о своем любимом ребенке; мама умеет осматривать горло, кожу, ставить градусник, измерять температуру, ставить горчичники и т. д. - она доктор и медсестра в своем доме. Формировать уважение к маме. (Дыбина О. В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, - 2010. Стр. 23). Сумка доктора Айболита с предметами (градусник, горчичники, йод и т. д., зайчик (игрушка).
4 недели «Транспорт». Учить детей определять и различать транспорт, виды транспорта, выделять основные признаки (цвет, форма, величина, строение, функции и т д.). (Дыбина О. В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, - 2010. Стр. 11). Картинки с изображением самолета, автомобиля, автобуса; фланелеграф, игрушки - самолет, автомобиль, автобус.
9. Май
1 неделя «Путешествие в весенний лес к диким животным». Обобщить знания детей о животных наших лесов; расширить представление об особенностях внешнего вида животных. Развить слуховое и зрительное внимание, мышление и память детей; обогатить словарный запас прилагательных по теме «Дикие животные», учить понимать образный смысл загадок; развивать общую, мелкую моторику через игровые упражнения; развивать умение изменять силу, высоту голоса, менять тембровую окраску через подражание голосам животных. Воспитать интерес и любовь к родной природе. (Разработка конспекта). Мягкие игрушки диких животных; разрезные картинки диких животных; пособие «Следы диких животных»;
электронное пособие «Голоса животных»; декорации леса;
магнитофон, звукозапись «Весенняя капель».
2 неделя «День Победы - праздник дедов». Воспитывать чувство гордости, любви и уважения к родине, армии, дать понятие выражению «день победы», развивать разговорную речь. Учить рисовать методом тычка; закреплять умение пользоваться нетрадиционными материалами ля рисования (ватный палочки); углублять представления о цвете (жёлтый, красный, зелёный, синий). Шарик, письмо, игрушки «Военная техника», ТСО. Альбомный лист с карандашными контурами небольших кругов, гуашь четырёх цветов, жёсткая кисть, разноцветные ленты или флажки (на каждого ребёнка); картинки или открытки с изображением салюта (на доске или мольберте).
3 неделя «Весна (растения весной)». Закрепить представления детей о весне, ее признаках. Развивать связную речь, наблюдательность, мелкую и общую моторику. Понимать смысл загадок и находить отгадку. Расширять и активизировать словарь по теме. Закрепить знания о частях цветка. Воспитывать уважительное, бережное отношение к природе, окружающему миру. (Разработка конспекта). Карточки с изображениями весенних цветов; сюжетные картинки на тему «Весна»; разрезные картинки с цветами;
конверт с загадками, картинки с инструментами: лейкой, разрыхлителем, тряпочкой.
4 неделя «В мире книг». Познакомить детей с разнообразием книг. Дать представление о том, из чего состоит книга. Воспитывать бережное отношение к книге.
Обогащение словаря: обложка, страница, писатель, художник, библиотека. (Разработка конспекта). Выставка различных книг.
5 неделя «Здравствуй, лето!». Расширить представление детей о лете, как времени года; уточнить знания о лесе (какую пользу приносит, что растет); воспитывать бережное отношение к растениям, насекомым, к лесу и его обитателям; развивать воображение детей и слуховой анализатор. Карточки-картинки с изображением леса, цветов, насекомых; иллюстрации летних развлечений, картинки с изображением природных явлений.