Зинаида Афанасьева
Участие родителей в образовательном процессе ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Статья «Участие родителей в образовательном процессе ДОУ».
Современный мир очень активный, познавательный, интересный, мобильный. И нам, педагогам, как никому, важно идти в ногу со временем. Дети все чаще задают много непростых вопросов, а родители, кажется, знают все, что готовы учить нас. И только при совместной работе воспитателя и родителей, при правильном информировании, можно добиться отличного тандема, поддержки, взаимопонимания, а труд педагога будет оценен по достоинству.
Публикация «Участие родителей в образовательном процессе ДОУ» размещена в разделах
К. Ушинский «Семья и детский сад – это два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, а эффективность образовательного процесса повышается, если взаимодействие педагога с родителями строится на основе партнерских отношений»
Разработанный федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО, отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.
Основной целью является; вовлечение семьи в единое образовательное пространство. Для достижения данной цели, для координации деятельности детского сада и родителей мы работаем над решением следующих задач:
- установить партнерские отношения, учитывая личностно-ориентированный подход с соблюдением интересов семьи и ребенка;
- объединить усилия семьи и детского сада для развития и воспитания детей;
- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, позитивный настрой на общение и доброжелательную взаимоподдержку родителей, воспитанников и педагогов детского сада;
- активизировать и обогащать умения родителей по воспитанию детей, поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях.
Как показывает практика, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
Задача педагога, непосредственно наблюдающего за детьми, знающего их проблемы, – привлечь родителей к сотрудничеству, к знанию и пониманию педагогических принципов. Важно активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях, распространять положительный опыт воспитания в семье: проведение семейных досугов, следование семейным традициям и т. д.
Сегодня детский сад находится в режиме развития, быстро реагирует на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого мы должны менять формы и направления работы детского сада с семьей. Сначала важно начать работу с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду, для этого разрабатываются анкеты, опросники для родителей, с помощью которых, мы можем скоординировать свою работу. Важно понять интересы, желания родительской общественности, существующие проблемы, что позволит решить их совместными усилиями.
Воспитание детей неразрывно связано с педагогическим просвещением родителей, которое включает в себя систематическое и активное распространение педагогических знаний среди родителей, оказание практической помощи семьи в воспитании детей, повышения педагогической культуры родителей и активизацию их педагогического образования.
Сегодня, мы педагоги признаем важность привлечения родителей к участию в работе детского сада и образовательного процесса в целом, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определённая дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы, которые могут привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, и мешают семьям стать активными участниками образовательного процесса. Анализ ситуации показывает, что в настоящий момент существует ряд причин:
- низкий уровень педагогической культуры и недостаточные знания основ педагогики и психологии родителями;
- отсутствие свободного времени, полная занятость родителей не дает в полной мере стать участниками образовательного процесса;
- наличие прав и обязанностей родителей и неумением ими пользоваться;
- авторитарный стиль воспитания некоторых родителей негативно влияет на формирование, развитие и поведение ребёнка, тем самым вызывая у ребенка тревогу, беспокойство, неорганизованность, что в свою очередь тормозит процесс успешного усвоения программного материала;
- отсутствие заинтересованности прибывания, развития ребенка в ДОУ;
- частое отсутствие детей по уважительным и неуважительным причинам в ДОУ.
Таким образом, создаются условия и формы работы как традиционные, так и нетрадиционные для поддержки педагогической компетентности родителей :
Формы работы с родителями :
Традиционные формы работы с родителями; родительские собрания, беседы, консультации, анкетирование, практикумы, семинары, наглядная информация, выставки, конкурсы, день открытых дверей.
Нетрадиционные формы работы с родителями ; круглый стол, вечер вопросов и ответов по теме, семейный театр, родительская почта, семейная гостиная, семейный клуб, телефон доверия, семейная библиотека, походы, видеоролики, рекламная информация, газета, журнал, презентации, участие в непосредственной образовательной деятельности. В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей, поэтому родители вносят свой вклад пополнением предметно-развивающей среды в виде тематических поделок, фотоальбомов, атрибутики для сюжетно-ролевых игр, разных видов театра.
Проводимые мастер-классы сближают детей и родителей в совместной деятельности. Ко Дню Матери проводился мастер-класс по изготовлению Дерева счастья, где семьи приняли активное участие, после чего были оставлены прекрасные отзывы.
Одной из привлекательных и результативных форм совместной деятельности дошкольников и взрослых является проектная деятельность. Осуществляются такие проекты как «По улицам Петербурга», «Музеи Петербурга». Проектную деятельность можно рассматривать, как вид культурной практики ребенка, которая направлена на развитие у него универсальных культурных способов действий (умений, универсальные компетентности, помогающие ему действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности. Данные формы взаимодействия с семьёй позволяют обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. И как результат: успешное развитие воспитанников ДОУ и реализацию творческого потенциала родителей и детей.
«Открытость детского сада внутрь» - это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада («Дни открытых дверей»). Непосредственное участие родителей в роли воспитателя. Были задействованы родители в таких из НОД как «Как Лучики Солнышку помогали», «Мамины руки», «Очевидное-невероятное». Родители, члены семьи вносят свой вклад в образовательную работу. Некоторые родители и другие члены семьи включаются в проводимую систематически образовательную, оздоровительную работу с детьми. Таким образом, установление доверительных отношений с родителями плавно ведет к совместному исследованию и формированию гармонически развитой личности ребенка. В данном процессе немаловажную роль играет профессиональная компетентность педагогов ДОУ, что подразумевает под собой не только совокупность знаний и опыта, но и личностные качества воспитателя. Встречая родителей с улыбкой, общаясь на позитивной ноте, всегда получаешь взаимную открытость и доверие.
На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась определенная система взаимодействия с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.
В результате проделанной работы, использовании различных форм и методов общения с родителями, повысилась психолого-педагогическая грамотность родителей; повысилась культура межличностного взаимодействия детей в группе. Моей целью было привлечь и сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи. Ведь воспитатель – это человек, профессионально принимающий на себя ответственность за развитие другого человека. И если мы к детям будем относиться с добром, без равнодушия к ним, то они вырастут такими же добрыми и чуткими, способными сострадать и помочь близким.