Галкина Светлана Владимировна
Участие родителей в непосредственном образовательном процессе как форма взаимодействия ДОУ и семьи
▼ Скачать + Заказать документы
МБОУ «Центр образования №27»
Выступление на тему:
«Участие родителей в непосредственном образовательном процессе, как
форма взаимодействия ДОУ и семьи»
Подготовила:
воспитатель
Галкина Светлана Владимировна
«Дети – это счастье, созданное
нашим трудом. Занятия, встречи
с детьми, конечно, требуют
душевных сил, времени, труда.
Но, ведь и мы счастливы тогда,
когда счастливы наши дети,
когда их глаза наполнены радостью»
В. А. Сухомлинский
Публикация «Участие родителей в непосредственном образовательном процессе как форма взаимодействия ДОУ и семьи» размещена в разделах
В современном обществе происходят социальные и экономические перемены. Это сказывается и на образовании, которое находится на этапе модернизации.
На слайде представлены нормативные документы, которые регулируют систему взаимодействия семьи и ДОУ. Согласно ФГОС ДО ДОУ создает условия для участия родителей в образовательной деятельности. Осуществляет поддержку родителей в воспитании детей, охране и укрепления их здоровья, вовлечении семей в образовательную деятельность. Поддерживает образовательную инициативу семей воспитанников. Федеральный закон об образовании определяет эксклюзивную роль в воспитании, образовании и развитии детей принадлежит семье. Определены права, обязанности и ответственность родителей за образование ребенка (статья 44). Цель – создание нового единого образовательного пространства «СЕМЬЯ – ДЕТСКИЙ САД» для их равноправного и заинтересованного партнерства в работе с детьми дошкольного возраста. Таким образом цель работы ДОУ и семьи это :
• Установление доверительных, партнерских отношений с родителями
• Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями
• Вовлечение семьи в единое образовательное пространство
Изменение содержания, усложнение функций современного ДОУ и условий воспитания вызвали потребность в поиске новых форм и методов организационно - педагогической деятельности.
Семья и детский сад связаны преемственностью, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей. Поэтому сотрудничество с семьей строим по двум направлениям:
Первое направление – включает индивидуальные и наглядно-информационные формы работы. индивидуальные беседы, консультации. Просвещение родителей, передача им необходимой информации по тому или иному вопросу через выпуск информационных стендов, памяток, родительская почта, папок-передвижек, оформление фотовыставок, выставки детских работ.
Второе направление – включает коллективные формы работы, которые обеспечивают организацию продуктивного общения всех участников образовательного пространства : музыкальные гостиные, семейные фотовыставки, родительские мастер-классы, детско-родительские досуги, праздники, родительские собрания.
Данную деятельность можно отнести к традиционным формам взаимодействия с родителями.
Рассмотрим современные формы взаимодействия с семьей.
Проектная деятельность. Формы участия родителей в проектной деятельности:
• Мотивационная поддержка – показать собственную заинтересованность к теме реализуемого проекта
• Информационная поддержка – родители выступают источником информации для ребёнка, помощником в поиске нужной информации (написание доклада, поиск художественной литературы) .
• Организационная поддержка – сопровождение детей в музей, библиотеку и т. д.
• Техническая поддержка – фото- и видео- съёмка, монтаж материалов, составление презентаций.
Родитель также может принимать участие в игровой деятельности, в качестве - ассистента организации детей в центрах активности: самостоятельная художественная деятельность, сюжетно-ролевые игры, в центре «Наши книжки», театрализованной деятельности и т. д., , мы также привлекали родителей к проведению утренней гимнастики и целевым прогулкам.
Родитель – участник «мастер - класса», родитель может представлять мастер-класс как для детей, так и для родителей, или в совместной деятельности детей и родителей, что позволит развивать дестко-взрослые отношения. Так, например, мама в средней группе провела мастер-класс для детей и родителей по росписи пряников; в подготовительной группе мама провела мастер-класс для детей «Чудеса из ракушек», а в старшей группе мама провела мастер-класс для детей в дистанционном формате «Зеркальное рисование», и в подготовительной группе мама провела мастер-класс для детей «Карвинг из овощей и фруктов», мастер-класс «Изготовление кормушки» и другие.
Также для вовлечения родителей в непосредственный образовательный процесс мы используем в своей практике следующие формы работы : конкурсы, выставки, акции на различных уровнях, например, «Театр своими руками», «23 февраля», «Осенние дары», «Мой любимый город», «Моё генеологическое древо», «Окна Победы», «Мы помним», «За Россию» и другие
Хотелось бы также отметить такую работу родителей (реализуя рабочую программу воспитания в ДОУ, как знакомство детей с профессиями родителей. К этой работе родители относятся очень ответственно, готовят материал, презентации, оборудование для проведения мастер-класса или игры, в которой в доходчивой форме рассказывают о своей работе, учитывая возрастные особенности они используют загадки, художественную литературу, физминутки. Родители, которые не могут придти снимают на видео ролики о своей профессии, а также широко используют технологию виртуальных экскурсий, то есть снимают онлайн-экскурсии для детей на рабочем месте, одновременно знакомя и с профессией и непосредственно с местом работы.
Конечно, родителям приятно осознавать, что их участие и помощь ценят, поэтому грамоты, награждения, благодарственные письма или просто слова благодарности необходимы для вовлечения родителей в образовательный процесс.
Так же важно организовать обратную связь с родителями. Это можно сделать посредством организации «Почты – переписки» или «Почты доверия», или заполнения «Семейных дневников», где родитель может узнать о достижениях своего ребенка, о его проблемах, получить рекомендации от педагогов и специалистов.
В результате доверительных отношений между родителями (законных представителей, педагогами и детьми, создается атмосфера взаимопонимания и благоприятная эмоциональная атмосфера для всестороннего и полноценного развития детей дошкольного возраста.
А оценкой эффективности работы с семьей по развитию ивоспитанию детей является активное участие родителей в непосредственном образовательном процессе.
Спасибо за внимание!