Иордан Юлия
Участие младшего воспитателя в организации образовательного процесса ДОУ. Консультация с элементами тренинга для педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
— преодолевать внутренние коммуникативные стереотипы;
— изменять педагогическую позицию с субъект-объектных отношений на субъект-субъектные.
Задачи:
— обращать свое сознание к собственным переживаниям и чувствам воспитанников;
— искать резервы для более эффективной работы;
— сплачивать коллектив.
Игра-разминка «Найди своих друзей»
Ведущий на ушко сообщает каждому, какой звук он должен издать после команды. Участники встают в кругу и после команды издают звуки, заданные ведущим. Задача — как можно быстрее найти своих друзей. Звуки: гуси — га-га; собаки — гав-гав; коровы — му-му.
Вывод: порой очень трудно найти себе друзей, но если активено действовать самому, обязательно их найдешь. Наша задача — помочь детям найти друзей в группе сверстников.
В образовательном процессе детского сада большое внимание уделяется организации быта детей. Основная особенность бытовой деятельности заключается в том, что она — постоянная сфера воспитательного влияния. Быт создает самые разнообразные условия для систематического и длительного упражнения детей в нравственных поступках, воспитания у них культурно-гигиенических навыков, пробуждения их интересов, выявления способностей и их совершенствования. Важнейшие условия для организации быта детей:
- точное соблюдение режима дня;
- рациональное распределение обязанностей воспитателя и младшего воспитателя.
Должностные инструкции, с которыми мы знакомимся при приеме на работу и в последующее время ежегодно, четко распределяют наши обязанности. И чтобы напомнить их вам, определить представление каждого участника педагогического процесса об обязанностях другого и помочь их распределить, мы проведем игру.
Игра «Кто что должен?»
Воспитатели и младшие воспитатели объединяются в две команды. Им предлагается список обязанностей, из которых младшие воспитатели выбирают свои и подчеркивают их зеленым цветом, а воспитатели — оранжевым. В конце ответы сравниваются и обсуждаются.
Примерный перечень обязанностей:
— обеспечивать уборку помещения;
— строго выполнять санитарные нормы;
— организовывать с учетом возраста детей работу по самообслуживанию, соблюдение ими требований по обеспечению безопасности жизнедеятельности, оказывать детям необходимую помощь;
— готовить праздники, досуги, развлечения;
— проводить мероприятия, способствующие психофизическому развитию детей, соблюдению режима дня;
— организовать работу по освоению детьми столового этикета, культурно-гигиенических навыков;
— готовить воду для закаливающих процедур, умывания, полоскания рта;
— одевать и раздевать детей;
— проводить закаливающие мероприятия;
— выводить детей и заводить их с прогулки;
— проводить гигиенические процедуры;
— заправлять кровати;
— следить за чистотой полотенец, менять их по мере загрязнения;
— обеспечивать повседневную работу, создающую условия для реализации воспитательно-образовательного процесса и эмоционального благополучия детей;
— осуществлять инструктаж детей по охране труда на занятиях, в свободной деятельности;
— вести табель посещаемости воспитанников;
— наводить порядок в групповой комнате;
— строго выполнять режим дня и двигательную нагрузку;
— следить за сохранностью имущества в группе.
Итак, мы с вами определили, кто и что должен делать при организации образовательного процесса. Но хочется еще раз напомнить функции воспитателя и его помощника.
Воспитатель:
— охрана жизни и укрепление здоровья детей;
— сохранение и поддержка индивидуальности ребенка;
— воспитание, обучение, развитие детей;
— планирование и осуществление образовательной работы в соответствии с программой, реализуемой в едином образовательном пространстве ДОУ;
— содействие социализации воспитанников;
— взаимодействие с семьями воспитанников, оказание консультативной и практической помощи в вопросах воспитания и развития детей.
Младший воспитатель:
— обеспечение необходимых условий в группе для успешной реализации образовательной программы и помощь воспитателю в работе с детьми;
— своевременная уборка закрепленных за ним помещений. Эффективность работы определяется не только знанием и исполнением работы с взаимопомощью, взаимовыручкой и взаимопониманием, а также единством требований к детям. Одна из проблем, возникающих у младших воспитателей: чем занять детей во время отсутствия педагога?
Круглый стол-конкурс «Чем занять детей?»
Воспитатели и младшие воспитатели называют занятия с детьми по очереди. Выигрывает тот, кто назовет последним.
Чем занять ребенка в отсутствие педагога? Но надо помнить еще о том, что взрослым работающим на группах, необходимо создавать условия для эмоционального благополучия детей.
Всем тем, кто работает с детьми, нужно обеспечить каждому ребенку комфортное пребывание в детском саду, чувство психологической защищенности, доверия к миру, развивать его индивидуальность. Необходимо выбрать правильный способ общения и придерживаться его постоянно. Это понимание, приятие и признание личности ребенка.
Упражнение «Звезда»
Участники, глядя на изображение в зеркале, должны провести линию между внешней и внутренней звездами.
Вопрос участникам: Какими были ваши ощущения в процессе выполнения?
Вывод: от ребенка нельзя требовать того, чего он сделать не в состоянии. От детей зачастую требуют тишины, а это идет вразрез с естественными реакциями, при этом накапливается эмоциональное напряжение и проявляется неадекватный выход эмоций.
Упражнение «Подкрепление»
Два участника выходят за дверь. Группа делится на две команды. Группа должна задумать предмет и место, куда этот предмет перенести. Предмет и место не называют напрямую, а ответы на уточняющие вопросы водящего носят завуалированный характер. Первая группа дает отрицательные ответы (критика, негативные оценки действий и личности в целом, вторая — положительные советы (слова поддержки, радости).
Вопросы участникам: как вы чувствовали себя в роли водящего? Что вам мешало или помогало выполнить задание? Какие выводы можно сделать из этого упражнения?
Вывод: безусловно, положительное принятие ребенка рождает доверие к миру, способствует успешному выполнению деятельности. Психологическая поддержка — это способ выражения приятия.
Надеемся что полученные знания помогут вам работать в тесном сотрудничестве друг с другом, организуя свою работу так, чтобы нашим дошкольникам было комфортно в детском саду. А что думаете о нашей встрече вы? Выберите, пожалуйста, то изображение ребенка, которое определяет ваше мнение: улыбка (я многое не знал, полученные знания мне интересны, буду использовать их в работе); нейтральное лицо (было интересно, но я все это знаю); грустное лицо (что бы вы ни говорили, каждый должен отвечать только за свои обязанности).