Сабина Роденкова
Участие куратора в подготовке дошкольников к творческим конкурсам
▼ Скачать + Заказать документы
Участие куратора в подготовке дошкольников к творческим конкурсам
Актуальность и значимость развития творческих способностей подрастающего поколения с каждым годом значительно увеличивается. Ежегодно МИНОБРНАУКИ РОССИИ утверждает перечень олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей.
Публикация «Участие куратора в подготовке дошкольников к творческим конкурсам» размещена в разделах
Участие в творческих конкурсах - одно из направлений для активного привлечения детей дошкольного возраста. Ведь творческие конкурсы - это когда твой успех зависит от того, насколько твое мышление креативно и развита фантазия. Кроме всего прочего, это возможность реализации способностей дошкольника, а также возможность быть первым, быть лучшим! Разочарование от неуспеха огорчает, но с другой стороны, поражения - это тоже часть жизни. Они заставляют работать над идеями, новой техникой, развивают умение подмечать в знакомом и узнаваемом множество мелочей. Для растущего человека важно сравнить себя с другими, чтобы повысить самооценку и лучше понимать себя и окружающих. Участвуя в конкурсах, ребёнок учится находить свой путь к победе.
Творческие конкурсы - это не просто мероприятие в стенах детского сада или за его пределами, это продолжение и расширение образовательного процесса. Конкурс - это испытание не только для детей, но, возможно даже в первую очередь для воспитателей. Работа на победу не должна являться самоцелью, это скорее средство к дальнейшему развитию и ребёнка и педагога.
Подготовка к конкурсам имеет основные правила, своего рода «технику» и алгоритм, где нельзя обойти или пропустить какой-то этап. Важную роль в этом играет куратор.
Куратор - это, прежде всего, наставник, а в современном смысле - менеджер, т. е. тот, кто раскрывает потенциал своих воспитанников для достижения конкретных целей. Куратор наблюдает за ходом определённой работы или иным процессом. И чего уж скрывать, мы сами испытываем удовольствие, если наш ребенок отличился, мы гордимся им, хвалим его, даже не осознавая, что это есть часть воспитательного процесса, которая прививает детям интерес к знаниям, закрепляет полученные умениям и вызывает стремление получать в дальнейшем положительную оценку своего труда.
Какие же задачи мы решаем, беря на себя роль куратора: - приобщаем детей дошкольного возраста к художественным видам творчества;
- воспитываем художественный вкус у дошкольников;
- раскрываем индивидуальность и реализуем творческие способности детей.
В работе куратора можно выделить несколько этапов. Первый этап. Прежде всего, необходимо разглядеть детей - «звездочек» умеющих находить нетривиальные способы решения поставленных перед ними задач, восприимчивых к новой информации.
Давайте проверим уровень развития творческих способностей у ребёнка посредством анализа детских рисунков:
- умение правильно передать положение объекта в пространстве;
- полнота содержания изображения;
- эмоциональность созданного образа;
- умение раскрыть задуманный сюжет.
Диагностика уровня развития творческих способностей помогает выяснить, что ребёнку удается без труда, а на что следует обратить внимание, чтобы подтолкнуть маленького фантазера к более эффективному самовыражению.
Второй этап. Нахождение личностно - ориентированного подхода в общении с детьми. Ребёнок должен, не стесняясь, показывать свои способности.
Перед рисованием происходит активизация накопленного жизненного опыта - это истории, случаи, бытовая обстановка, житейские отношения и т. п. Задача куратора - создать замысел у ребёнка, ведь он опережает и определяет действия рисующего. Способность сочинить замысел имеет у детей индивидуальный характер. Зачастую замыслом служит словесное перечисление того, что будет на рисунке. Бывает так, что замысел складываются не до, а в процессе изображения и может изменяться или отклоняться от придуманного и названного словами.
Третий этап. Творчество. В процессе творчества ребенок как бы «отдает» накопленные ранее опыт и знания. Исправление ошибок или принуждение к «правильному» изображению недопустимо. Оценка успехов и неудач будет полезна позже, когда произойдет совместное обсуждение завершенной работы. Задача воспитателя - внушить ребенку уверенность в его возможности и способности, а также, показать свою уверенность в его успехе. Один из приёмов, который может использовать куратор: важно не оценивать рисунок ребёнка, а обсуждать содержание. Это отличная плоскость для разговоров. Ребёнок благодарен, когда кто-то интересуется: а что там, собственно, происходит? И рассказывает, что это яблоко, в нём живёт червяк, вот он сейчас отсюда вылезет. Эти рисунки - его мир. И ему важно, чтобы вы туда включились, заглянули, побродили, пожили, нашли там себя.
В процессе рисования нельзя: - Просить маленького художника о том, чтобы он нарисовал вам картинку «на заказ». Пусть ребенок рисует то, что ему придумалось и захотелось. Конечно, можно предложить несколько вариантов, но не более того.
- Нельзя критиковать художество ребенка. Дети рисуют, как умеют, но в это занятие они вкладывают себя.
- Нельзя дорисовывать что-то в картине юного художника.
Дети впитывают мир как губка. Это мы выделяем из реальности искусство, красивость, а они нет. Если мы со своими взрослыми мерками (которые у нас далеко не идеальны) подойдем к ребенку и будем требовать от него что-то в связи с нашим представлением, он не поймет. У настойчивых педагогов ребенок «поймет», сделает так, как от него требуют. Чтобы отвязались.
Дети нуждаются в совершенствовании творческих способностей не меньше, чем в интеллектуальном или физическом развитии. И даже если ребёнок в будущем не станет знаменитым художником, он обретет творческий подход к решению любых жизненных задач. Благодаря этому он вырастет интересной личностью, способной легко преодолевать трудности, возникающие у него на пути.
Творчество - постоянный спутник детства. Рисование является едва ли не самым интересным видом творческой деятельности детей дошкольного возраста. Участие в конкурсах важная составляющая творческой жизни ребенка, в ней заложены огромные образовательные возможности, главное ими правильно воспользоваться. Потому что каждому, а тем более ребенку важно знать, что его творчество востребовано и оценено по достоинству. Ему важен успех, и от нас взрослых зависит - будет ли эта конкурсная жизнь интересной, полезной и ведущей к успеху. «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» - утверждал В. А. Сухомлинский.