Любовь Бадина
У Вас в группе трудный ребенок? Проблема эгоцентризма
▼ Скачать + Заказать документы
В некоторых детских группах достаточно остро стоит проблема упрямства. Его проявляют чаще всего дети с ярко выраженным эгоцентризмом (направленностью на себя, свои интересы). Такие дети видят в своем сверстнике скорее не товарища, а конкурента, соперника, которого надо обязательно «вытеснить», перегнать, «обойти» и т. д. Преодоление упрямства предусматривает решение нескольких задач.
1. Преодоление детского эгоцентризма.
2. Гармонизация противоречивости личности.
3. Формирование доверительного отношения к своим сверстникам.
Публикация «У Вас в группе трудный ребенок? Проблема эгоцентризма» размещена в разделах
Как можно корректировать детский эгоцентризм?
С этой целью рекомендуется использовать игровые ситуации под условной рубрикой «Мир с точки зрения другого». Например, игровая ситуация «Просмотр мультфильма». Устанавливается понарошку «телевизор». Вокруг него рассаживаются игрушки, или сами дети могут принимать непосредственное участие в игре. Дети или игрушки рассаживаются справа от него, слева, сзади, сбоку. Телевизор «демонстрирует» какую-либо картинку, а дети рассуждают, что видят со своего места игрушки или они сами. Делается вывод: передача-то одна и та же, а увидели все немного по-разному, а тот, кто сидел за телевизором, вовсе ничего не увидел. Можно использовать фотографии одного и того же предмета, здания, сделанные с разных ракурсов. Затем обсудить с детьми, где мог находиться тот человек, который видит именно данное изображение.
И постепенно подводить детей к тому, что все мы разные и на мир мы смотрим каждый по-своему. И это совсем не значит, кто-то из нас прав, а кто-то нет. Потому что мы все уникальны. Закреплять эти знания можно на конкретных ситуациях, увиденных в группе. Часто можно столкнуться с тем, что дети предлагают, например, разное развитие сюжета игры, предлагают свои варианты изготовления какой-либо поделки и т. д. и т. п. Полезно акцентировать внимание детей на том, что каждое мнение имеет право на существование, а не только, например, Димино, или Лизино.
При этом важно говорить о чувствах, которые мы испытываем; про то, что потребности наши могут быть одинаковыми, и нам нужно их учитывать и учиться договариваться. («Соня точно так же хочет встать первой в строю, как ты, Лиза!»); Надо сказать, что проблема первенства в строю существует почти в каждой группе. (Возможно, целесообразно выработать какое-то правило относительно этого момента, чтобы дети его придерживались, и не возникали ссоры между ними по поводу того, кто сегодня «возглавит» строй.)
При обсуждении данной проблемы с родителями нужно донести до них, что «все идет из семьи». Возможно, даже рекомендовать родителям попробовать ввести в семье новые традиции. Например, семейное чаепитие в выходные или совместное семейное мероприятие (прогулка, выход в лес). Обязательно всем вместе их обсуждать: пусть у всех будут разные варианты – как проведем выходной, какие сладости купим к чаю. И установить в семье «правила, как они будут приходить к согласию», какое окончательное решение примут. Чтобы ребенок на личном опыте убеждался, что у всех, а не только у него, есть свои желания и с этим надо считаться.
Что касается противоречивости личности упрямых детей, то здесь важно предоставить ребенку возможность сопоставить самого себя с двумя образцами поведения – положительным и отрицательным. Эффективным приемом в работе с детьми, отличающимися противоречивым поведением, противоречивым отношением к себе может стать исполнение противоположных ролей. («Добрая мама и злая мачеха», «капризная принцесса и заботливая добрая принцесса», «волк – весельчак и защитник слабых зверей и злой волк»). В этом случае ребенку проще отделить свои негативные действия, черты характера в роли игрового персонажа от себя самого, сделать их определенной внешней моделью, оценить их в контексте игровой ситуации, понять их смысл и назначение, наконец, отказаться от них. Полезны так же игровые задания такого рода: «раскрасить доброго волшебника и злого колдуна», «зонтик, уснув под которым увидишь добрые веселые сны, зонтик, уснув под которым увидишь только страшные сны», «приятное – неприятное», «веселое – грустное» и др.
Очень значимой составляющей в преодолении упрямства является формирование доверительного отношения к сверстникам. В этом тоже могут помочь игры. Вот некоторые из них: «Слепой и поводырь», «Ласковые волны», «Щепка». (Суть этих игр заключается в том, что один из детей с «закрытыми глазками» «должен довериться» в игре своим сверстникам). Например, в игре «Щепка» дети выстраиваются в два ряда, а «щепка» «плывет по течению», волны ласково ее «омывают»; «слепого ребенка» ведет «поводырь» очень осторожно, чтобы тот не споткнулся.
Основная цель таких игр – сформировать доверие к окружающим. Полезны в этом плане и игры парами или небольшими группами, где есть либо совместная деятельность, либо свое задание у каждого ребенка, но при этом, (чтобы выполнить свое задание, обязательно существует необходимость договариваться друг с другом, обращаться к другому за помощью.
И, наконец, поговорим о том, как помочь стеснительным детям. У таких детей необходимо повышать самооценку, уверенность в себе, своих силах. Можно, например, пустить мяч по кругу и предложить детям рассказать: «какой я», «что я люблю», «что я умею», «мне нравится», «мои желания», «я уже научился» и т. п. В конце игры кому-то из детей можно предложить рассказать, что и про кого из своих товарищей, он запомнил.
Ценность таких игровых заданий, на мой взгляд, заключается в том, что мы можем «изменить статус» ребенка, подчеркнув его положительные качества; в присутствие других детей вслух проговорив о каких-либо его достоинствах. Например: «Оказывается, Ваня сам может готовить яишницу, Это же так здорово, в 6 лет самому уметь готовить еду!»; или: «Вы помните, Саша раньше боялся опускать лицо в воду. А сегодня он нам рассказал, что даже нырял вместе с папой. Видите, Саше удалость победить свой страх. Значит, он сильный!».
Игра «Король» тоже очень нравится детям (король может отдавать любые приказы, а остальные дети их выполняют). Особенно она полезна детям «зажатым», стеснительным. В образе «Короля» гораздо легче проговаривать свои просьбы и желания.
Можно использовать игру «Золотой стул» (ребенок садится на нарядный стул, а остальные дети говорят про него хорошее).
Подкорректировать «зажатость» помогут и раскрепощающие игры типа: «Кто громче скажет: «Я смелый, я никого не боюсь!», «Кто страшнее порычит, как лев»; или: «Вот сейчас выйду в круг и спою громко» и т. п. Помогут в этом случае и образные игры: можно предложить изобразить «зайчишку – трусишку» и смелого зайца. А взрослому помочь почувствовать ребенку привлекательность смелых персонажей.
Внимание к ребенку, понимание его, тех чувств, которые он испытывает, умелое руководство его поведением, организация его социального опыта в условиях теплого, ровного эмоционального климата в детском саду может предупредить появление неконструктивного поведения у дошкольника. Пусть не все, но многое в наших с вами силах!