Оксана Танкова
«У страха глаза велики!» Профилактика эмоционального неблагополучия у дошкольников
О страхе мы с детьми начинаем уже говорить со средней группы.
На занятия в этой возрастной группе по очереди прилетают облака с разным настроением (один из блоков занятий). И одно облако испуганное. Мы с детьми пытаемся понять: чего оно испугалось, чего испугались герои на картинке, говорим о том, чего сами пугаемся, играем в притворщика и изображаем страх, слушаем тревожную музыку и пытаемся пофантазировать - что там может происходить, какая история? Под конец играем в подвижную игру " Сова и мыши", где дети учатся регулировать свои эмоции.
Публикация «„У страха глаза велики!“ Профилактика эмоционального неблагополучия у дошкольников» размещена в разделах
В старшей группе все занятия посвящены чувствам, эмоциям. Страху целых четыре занятия. Мы изучает мимику и пантомимику страха, говорим о своих страхах, играем в " Азбуку настроений", где ребёнок от имени своего героя (мамы, папы,попугая, рыбки, кошки, мышки и других) пытается рассказать чего боится. Пример, я -папа, я боюсь потерять работу. Я -мышка, боюсь,что меня съест кошка.
Инсценируем сценки, где герои испытывают страх, дети смотрят небольшой спектакль, как герои справляются со своим страхом.
Сегодня рисовали свой страх. Задача перед детьми стояла такая:"Нарисуй свой страх, а затем подумай, что нужно дорисовать,чтобы перестать бояться.
На этом рисунке мальчик боится змею и страх свой снижает тем, что у него в руках меч. Обратите внимание, как страх увеличивает в глазах ребенка объект его страха :
Вова боится монстров и тоже ему холодное оружие помогает в этом вопросе:
А вот девочка боится гигантской гусеницы. И свой страх решает преодолеть освещением. Множество ламп делают гусеницу видимой, а значит, менее страшной
В подготовительной группе тоже есть занятие, которое входит в мою авторскую программу по профилактике эмоционального благополучия (программа представлена в моей книге " Как воспитать в ребёнке будущего президента?". Правда, сама программа за долгие годы работы претерпела изменения). Там мы тоже говорим о страхе, о его необходимости, но. в виде опасений. Дети рисуют страхи, а затем кладут их в пожирателя страхов, который " переваривает" рисунки,а вместо них выдаёт сердечки.
Наш пожиратель страхов :
Так же мы инсценируем какую-то историю: как боялся, как перестал бояться, как сам, то, чего или кого боиься, пугаешь.
Таким образом, я планомерно показываю детям:
- Страх одна из эмоций;
- Страх испытывают все люди и животные;
- Выражать страх можно, понимать чего боишься и преодолевать ситуацию;
- Есть способы борьбы со страхом и их можно использовать;
- От своего страха нужно не прятаться, а изучать его и действовать.
И через такие действия ребёнок постепенно учится регулировать свои страхи.
Уважаемые родители, помните, что страхи детей снимаются намного легче, чем страхи взрослых. И они не успевают нарасти сильными невротическими защитами и изменить характер.