Алла Бондаренко
Конспект занятия «У каждого камешка своя история»
▼ Скачать + Заказать документы
У каждого камешка своя история
Задачи:
1. Знакомить детей с камнями: внешними признаками, их свойствами; учить играть с камнями; стимулировать речевое развитие; активизировать словарь.
2. Развивать наблюдательность, образное и логическое мышление.
3. Воспитывать интерес к неживой природе.
Оборудование: силуэты следов (из бумаги, камни (природные и искусственные, игрушка Гном, мешочек с камнями, очень маленький конверт с письмом, написанным мелким почерком, лупа, шкатулка с украшениями, поднос, миски с водой, «бревнышко».
Публикация «Конспект занятия „У каждого камешка своя история“» размещена в разделах
Демонстрационный материал: 2 картинки с изображением каменного замка и деревянной избы.
Раздаточный материал: по 2 камня (гладкий и шероховатый, кусочек поролона на каждого ребенка; разрезные картинки; по 2 изображения солнышка: выражение радости и печали.
Музыкальное оформление: тихая, таинственная мелодия; детская песенка «Веселые гномы».
Предварительная работа: во время прогулок дети собирали разные камни, «выкупали» их, сложили в коробочку – получилась коллекция; перед занятием дети с воспитателем украсили групповую комнату воздушными шарами и цветами.
Методы и приемы:
Воспитатель. Сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. А какие слова приветствия вы еще знаете? (Ответы детей.)
Воспитатель. Ребята, как празднично мы с вами украсили группу к приходу гостей! А Ирина Николаевна тщательно вымыла полы. Но смотрите – здесь чьи-то следы. Кто же их оставил? Давайте тихо пойдем по этим следам, чтобы никого не испугать. (Дети с воспитателем под таинственную музыку идут по следам.) Смотрите, незваный гость играл с нашими камешками и построил из них горку.
Воспитатель.
Добрый гость, отзовись,
Перед нами появись.
(Воспитатель выставляет Гномика с мешочком. Говорит за него.)
Воспитатель. Ну, правильно, как же я раньше не догадалась. Ведь именно гномы живут в горных пещерах, именно гномы без устали перебирают камешки, чтобы найти необыкновенные камни-самоцветы. Здравствуй, Гном!
Гном. Здравствуйте, взрослые! Здравствуйте, дети! А как вас зовут, ребята?
Дети.
Да просто: мы ребята-беловчата, очень дружные ребята!
Воспитатель. Гномик, мы очень рады встрече с тобой. Но мне кажется, что ты не просто к нам пришел.
Гном. Все верно. Я пришел к вам в гости, чтобы передать письмо от моих братьев-гномов, чудесную шкатулку и вот этот мешочек в подарок.
(Воспитатель открывает очень маленький конверт и достает письмецо, написанное очень маленькими буквами.)
Воспитатель. Как же прочитать эти крохотные буковки? (Предположения детей.) Как называется этот прибор? (Ответы детей.) Да, это лупа. И сейчас с ее помощью я прочитаю письмо.
«Здравствуйте, дорогие друзья! Пишут вам братья-гномы из маленькой горной деревушки. (Теперь понятно, почему письмо написано мелким почерком – ведь его авторы маленькие гномы.) Самое дорогое для нас находится под землей. Мы постоянно ищем камни, строим из них домики, делаем украшения. У каждого камешка своя история, свои интересные свойства. Некоторые из них мы посылаем вам в подарок, чтобы вы тоже научились раскрывать тайны камней. Удачи вам. Гномы-хранители камней».
Воспитатель. Ну, ребята, посмотрим, что нам подарили гномы?
(Воспитатель вынимает из мешочка камни, шкатулку с украшениями, сувениры и кладет их на поднос. Затем вместе с детьми рассматривает содержимое шкатулки и обсуждает вопросы.)
• Для чего нужны эти предметы? (Это украшения)
• Из чего они сделаны? (Из разных драгоценных камней)
• Похожи ли эти камешки на те, которые мы находим на улице?
• Могут ли они быть родственниками?
• Для чего нужны камни в природе?
• Камни – это объекты природы или нет? Это живая или неживая природа? Почему?
• Как называется профессия человека, который отправляется в экспедицию на поиски камней? (Воспитатель произносит это слово (геолог) сам, а дети повторяют.)
Воспитатель. Ребята, любые камни интересны. Я вам сейчас раздам обычные камешки, которые встречаются на улице, а вы подумайте и скажите, во что можно превратить камень.
(Проводится игра «Превращение камня». Игра начинается со слов «Я бы превратил камень в…».)
Воспитатель. А вот мы сейчас с вами превратимся в ученых и попробуем исследовать камни.
(Проводится физминутка «3 гнома шли домой». Дети садятся на стульчики.)
Воспитатель. Как вы думаете, у вас камни одинаковые? (Ответы детей.) Конечно, камни разные. Скажите, какие они по величине?
Дети. Большие и маленькие.
Воспитатель. Правильно. А по форме они одинаковые?
Дети. Нет, разные.
Воспитатель. Да, форма у камней тоже разная. Есть камешки округлые, а есть с уголками. А какие камни на ощупь?
Дети. Гладкие и шероховатые. (Воспитатель просит повторить эти признаки 2-3 детей, затем всех хором.)
Воспитатель. Ребята, покажите, какой у вас камень гладкий. А теперь покажите шероховатый камень. (Дети выполняют задание.)
Воспитатель. Молодцы! Возьмите кусочки поролона. Теперь сравните поролон и камни. Скажите, камни твердые или мягкие?
Дети. Твердые.
Гном. Ребята, а вы заметили, чем еще различаются камни? Посмотрите, какие они по цвету? Одинаковые?
Дети. Нет, разные.
Гном. Мы, гномы, очень любим играть с камнями. Поиграем?
Я – веселый, добрый гном.
Из камней я строю дом.
Утром делаю зарядку,
Научу и вас, ребятки.
Сильным, ловким быть стараюсь,
Приседаю, поднимаюсь.
Потом в танце закружусь
И на камни опущусь.
Воспитатель. А еще я знаю, что камень тонет в воде. Хотите посмотреть?
Дети. Да.
Воспитатель. Я приглашаю вас в лабораторию, чтобы провести эксперимент.
(Дети проходят к столам, на которых расставлены миски с водой. Дети проделывают опыт.)
Воспитатель. Ребята, я думаю, что вы теперь точно знаете: почему камень тонет в воде.
Дети. Потому что он тяжелый.
Воспитатель. Молодцы! Камень тонет потому, что он тяжелее воды. Теперь вспомним все, что мы узнали про камни. Какие они?
Дети. Камни разные по форме и цвету. Они гладкие и шероховатые, большие и маленькие, твердые, тяжелые.
Гном.
Покажите мне ладошки: правую и левую.
В кулачок скорей сожмите пальчики умелые.
Разожмите…рассмотрите… и скорее мне скажите:
Могут ваши ловкие пальчики, дети,
Мозаикой выложить рисунки вот эти?
Дети. Да.
Гном. Сейчас мы посмотрим. Пройдите, пожалуйста, к расписным столикам.
Воспитатель. Ребята, смотрите, на дорожке, по которой нам надо идти, разбросаны камни, большое бревно лежит. Это ты сделал, Гномик-проказник. Ну и пусть. Мы камни поднимем, а по бревнышку просто перейдем.
(Дети выполняют задание.)
Воспитатель. А камни, которые мы подняли не простые, на них какие-то непонятные картинки. Давайте мы эти части соберем в одно целое и узнаем, что же здесь изображено.
(Дети собирают 2 картины с изображением каменного замка и деревянной избы, тем самым делятся на 2 команды.)
Воспитатель. Первая команда выкладывает из камней солнышко, а вторая – цветок. Кто первой выполнит задание, поднимет руки над головой в виде крыши.
(Дети под песенку «Веселый гном» выполняют задание.)
Гном. Как здорово! Вы такие же умные, трудолюбивые, как мы, гномы.
Воспитатель. Ребята, вам понравилось занятие? Тогда поднимите и покажите то солнышко, которое отражает ваше настроение. (Дети выполняют задание.) Смотрите, от ваших улыбок у нас в группе стало еще теплее и радостнее.
Воспитатель. Ну что, гномик, вот мы и узнали секреты, которые хранят камни. Спасибо тебе за это. Возьми наши солнышки и передай их в подарок своим братьям. А еще передай, что мы обязательно расскажем близким, друзьям, что у каждого камешка своя история.
(Гном прощается с ребятами и уходит.)