Юлия Трубникова
Творческо-исследовательский проект «Елочка» для детей второй младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД №56 «НАДЕЖДА» г. ОРСКА»
Творческо – исследовательский проект
«Елочка»
Выполнил:
Трубникова Ю. С.
Проект : «Елочка»
Классификация проекта :
По количеству участников: групповой;
Участники проекта : дети младшей группы, педагоги и родители.
Актуальность проекта.
Публикация «Творческо-исследовательский проект „Елочка“ для детей второй младшей группы» размещена в разделах
- Елочка, ёлки. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Наступила зима. Приближается Новый Год. Ну, какой же Новый год без ёлки? Ёлка, украшенная игрушками, гирляндами, мишурой, создаёт особое праздничное настроение. Но каждый год после новогодних праздников все наблюдают картину, как около мусорных баков валяются ёлочки, которые недавно украшали дома и радовали детей. Не правда ли, грустная картина? Поэтому до наступления новогодних праздников необходимо привлечь внимание детей, родителей к этой проблеме – сохранения лесных красавиц. Дети должны знать, что ель – это живой организм леса. Вырубая ели, мы наносим непоправимый вред не только природе, но и себе. И мы, люди, должны встать на защиту елей! «Только вместе, только дружно сберечь елочку нужно!» «В лесу родилась елочка, в лесу должна расти!»
Цель проекта :
Объяснить детям важность сохранения живой природы через исследование проблемы : Какая елка лучше.
Задачи:
- Создавать условия для проявления познавательной, творческой активности детей младшего возраста.
- Развивать у детей интерес к участию в образовательных ситуациях и играх эстетической направленности, желание рисовать, лепить совместно со взрослым и самостоятельно.
- Формировать начальные предпосылки поисковой деятельности.
- Формировать умение слушать и понимать литературные произведения разных жанров (стих, сказки).
- Формировать у детей элементарные представления о хвойных деревьях, отличие живой ели от искусственной.
- Развивать речь, любознательность, творческие способности и память.
- Познакомить воспитанников и их родителей с историей новогодней елки.
– Познакомить родителей с различными технологиями изготовления елочек, способствовать повышению творческой активности детей и родителей в ходе подготовки и проведения выставки совместных работ «Елочка - красавица»
- Воспитывать у малышей интерес и любовь к окружающей природе, желание беречь и защищать ее.
Ожидаемый результат:
- В группе создана развивающая среда по теме проекта и дети активно играют, исследуют объекты природы.
- Ребенок охотно отзывается на предложение прослушать литературный текст, сам просит взрослого прочесть стихи, загадать загадки о елочке и елочных игрушках.
- Ребенок любит заниматься изобразительной деятельностью самостоятельно и совместно со взрослыми.
- Ребенок с интересом вслушивается в музыку, запоминает и узнает знакомые песенки.
- Ребенок с удовольствием вступает в речевое общение по теме проекта со сверстниками и взрослыми: понимает обращенную к нему речь, отвечает на вопросы.
- ребенок знает об особенностях внешнего вида елочки, условиях произрастания.
- родители активные участники проекта : результат этой активности – украшена в группе новогодняя елочка и организованна выставка совместных творческих работ «Елочка – красавица».
Продукты проекта : фотографии, иллюстрации, рисунки, папки-ширмы, книжки- раскладушки, наряженная елочка в группе, фотовыставка «Елочка в моей семье».
I этап: подготовительный.
Цель: разработка стратегии реализации проекта, создание условий технологической готовности к совместной творческой деятельности всех участников проекта :
- выбор идей, поиск путей решения проблемы, определение источников информации. ;
- подготовка информационного пространства (консультация для родителей, презентация с образцами изготовления елочек из различных материалов);
- сбор дидактического и наглядного материала по теме проекта, стихотворений и загадок о елочке, елочных игрушках.
Предварительная беседа с детьми о ёлке и новогоднем празднике, метод трё х вопросов:
1. ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ЁЛОЧКЕ?
2. ЧТО МЫ ХОТИМ УЗНАТЬ?
3. ГДЕ МЫ ЭТО МОЖЕМ УЗНАТЬ?
II этап основной (реализация проекта).
Цель: создание условий для развития творческих и познавательных способностей в совместной деятельности всех участников проекта.
Реализация проекта в различных видах деятельности
Формы работы задачи
Игровая деятельность
Дидактические игры
- «Украсим елочку»
- «Собери елочку» (разрезные картинки)
- «найди пару»
- «Елочка – какая…»
- «Что будет если…»
- «Собери бусы для елочки»
- «Расставь елочки по высоте»
- «Подскажи словечко» Формировать умение при помощи воспитателя принимать игровую задачу, выполнять действия в определенной последовательности, действовать по образцу и в соответствии с игровой задачей. Поддерживать интерес и активные действия детей с предметами. Содействовать запоминанию и самостоятельному употреблению детьми слов — названий свойств (цвет, форма, размер)
Подвижные игры
«Маленькой елочке холодно зимой»
«Раз-два-три, к елочке беги»
«На лесной лужайке»
«Большие и маленькие елки» Развивать умение выполнять подражательные движения, двигательную активность, получать радость от совместных игр, способствовать развитию физических качеств ребенка.
Пальчиковые игры
«Елочка»
«Наряжаем елку»
«Снег»
«Наша елка» Развивать мелкую моторику рук, способствовать развитию памяти, речи, активизировать словарь.
Познавательно-исследовательская деятельность
Наблюдения
«Познакомимся с елочкой» цель: Поддерживать детское любопытство и развивать интерес детей к совместному со взрослым и самостоятельному познанию (наблюдать, обследовать, экспериментировать с разнообразными материалами)
Познакомить детей с ёлочкой, которая растет на территории детского сада, уточнить знания детей об особенностях внешнего вида ёлочки, воспитывать любовь к природе
Рассматривание елочек из разных материалов.
«Что нужно нашей елочке» Познакомить детей с условиями, которые необходимо для роста ели;
Учить детей бережно относиться к зеленому другу
«Сравнение еловой ветки с сосновой» Расширить представление детей о хвойных деревьях, продолжать знакомить детей с их пользой для здоровья детей.
«Сравнение искусственной и настоящей елочки» Формировать умение сравнивать живое и искусственное дерево, вызвать желание беречь все живое. Эксперимент: сравнили живую и искусственную елочки :
1. Цвет, внешний вид
2. Колючесть
3. Осыпаемость
4. Запах
5. Сохраняемость
Развивающая образовательная ситуация на игровой основе (ФЭМП) «В лесу родилась елочка» Освоение умения при сравнении 2 предметов выделять параметр высоты, закрепить счет в пределах двух; умение составлять совокупность предметов по определенному признаку; развивать наблюдательность, внимание, зрительную память.
Развивающая образовательная ситуация на игровой основе (ФЭМП) «Грузовик везет елку» формировать временные представления, закрепить умение пересчитывать предметы, обозначать их количество соответствующей цифрой; развивать мыслительные процессы, речь, память.
Изобразительная деятельность
Развивающая образовательная ситуация на игровой основе (рисование) «Праздничная елочка»
учить детей разукрашивать праздничную елочку. Продолжать освоение формы и цвета как средств образной выразительности. Показать наглядно взаимосвязь общей формы и отдельных деталей – веток. Формировать способы зрительного обследования предметов. Развивать наглядно-действенное мышление и воображение.
Развивающая образовательная ситуация на игровой основе (аппликация с элементами рисования) «В гости елочка пришла». Лес из елочек – конусов. учить детей изображать аппликативное изображение елочки из треугольников, показать приемы украшения елки цветными «игрушками» и «гирляндами» (примакивание и тычек). Создать условия для экспериментирования с худ. инструментами (кисти, ватные палочки)
Развивающая образовательная ситуация на игровой основе (лепка) «Новогодние игрушки»
учить детей моделировать разные елочные игрушки из соленого теста. Показать разнообразие форм игрушек: округлые (яблоко, ягодка, мандарин, шар, печенье, конусообразные (шишка, сосулька, морковка). Активизировать освоенные способы лепки и приемы оформления поделок (раскатывание округлых форм, соединение деталей, сплющивание, прищипывание, вдавливание, нанесение отпечатков) развивать чувство формы, пропорции, глазомер, согласованность в работе обеих рук, вызвать желание украсить елочку игрушками самоделками.
Самостоятельная деятельность: раскрашивание раскрасок «Елочка», «Елочные игрушки», «Дед Мороз»,
Рисование елочек по образцу. Развитие самостоятельной творческой деятельности детей.
Музыкальная деятельность
Слушание песен «В лесу родилась елочка»,
«Маленькой елочке»
Исполнение песен «Дед Мороз», «Ах какой хороший добрый Дед Мороз» Продолжать знакомить детей с новыми песнями о елочке,
Развивать умение интонировать мелодию песен, создавать радостное настроение
Речевая деятельность
Беседа «В гости елочка пришла» учить детей отвечать на вопрос по картине, упражнять в использовании прилагательных в описании. Закреплять правильное произношение звука «У», учить произносить этот звук длительно, на одном дыхании.
Рассматривание серии картин «Дед Мороз идет на елку».
Рассматривание живых и искусственных елочек. Развивать умение рассматривать картину, эмоционально откликаться на изображение, отвечать на вопросы по содержанию картин, делать простейшие выводы, развивать словарный запас.
Рассматривание иллюстрации «Праздник елки в детском саду» Формировать у детей зрительное восприятие изображения, соотносить его с речевым текстом; развивать наблюдательность, эмоциональные чувства от увиденного на иллюстрации. Активизировать словарный запас.
Чтение (восприятие) художественной литературы
Чтение стихотворений :
М. Приходкина «Елочка», Трутнева «Вырастала елка в лесу на горе…».
«Перед праздником зима.»Т. Волгина
Чтение рассказов и сказок о елочке :
К. Чуковский «Елочка»,
С. Михалков «Елочка»,
М. Шкурина «Сказка про елочку»,
М. Богдан «Сказка про елочку»,
В. Коловрат «Старая сказка», «Новогодняя детская сказка про одинокую елочку», «Новогодняя сказка». Развивать умения воспринимать текст, с помощью взрослого понимать содержание, устанавливать порядок событий в тексте, помогать мысленно представлять события и героев, устанавливать простейшие связи последовательности событий в тексте. Поддерживать желание эмоционально откликаться на чтение и рассказывание, активно содействовать и сопереживать изображенным героям и событиям
Загадывание загадок о елочке и елочных игрушках Обогащать опыт слушания литературных произведений за счет малых форм фольклора – загадок
Работа с родителями
Фотовыставка «В гости к елочке» Развитие творческой активности. Рассматривание фотографий елочек, вывод : каких елочек больше.
Совместная деятельность детей и родителей : установка и украшение новогодней елочки в группе
Конкурс «Елочка» Развитие творческой активности детей и родителей,
Создание разных елочек, книжек про елку, новогодних загадок, ширм.
3 этап – заключительный.
Цель: оценка полученных результатов реализации проекта в соответствии с поставленной целью и ожидаемыми результатами
- презентация результатов проекта
- защита проекта и обобщение опыта в педагогическом коллективе.
Результаты проекта :
- в группе создана развивающая среда по теме проекта : иллюстрации, фотографии, книги о елочке.
- наличие и демонстрация участникам проекта готовых продуктов творческой деятельности : рисунки, раскраски, аппликации.
-дети и родители - активные участники продуктивной и познавательной деятельности в группе.
- группа украшена к Новому году, в групповом помещении установлена новогодняя елочка,
- презентация.
Основным критерием успешности нашей проектной деятельности, помимо достижения задуманного результата, можно признать рост степени самостоятельности наших детей на каждом этапе проектной деятельности.