Аэлита Галиханова
Творческий проект «Здравствуй, Армения»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по формированию толерантности у дошкольников «Здравствуй, Армения»
Вид проекта : творческий
Возрастная группа: дети средней группы
Продолжительность проекта : долгосрочный (октябрь – ноябрь)
Участники проекта :
дети, родители, воспитатели, музыкальный руководитель
Образовательные области:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Публикация «Творческий проект „Здравствуй, Армения“» размещена в разделах
- Проекты
- Проекты творческие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший фотоотчет» октябрь 2017
Цель проекта :
- объединение усилий семьи и ДОУ по вопросам формирования у детей нравственно-патриотических чувств и толерантности к людям других национальностей
Задачи проекта :
- расширить знания о жизни людей армянской национальности, их обычаях, традициях, фольклоре;
- познакомить с национальной одеждой, кухней армян;
- приобщить детей к армянским народным играм, танцам, песням;
- воспитывать чувство толерантности к представителям других национальностей, чувство гордости за свой народ и его культуру;
Актуальность проекта
«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут». Э. К. Суслова.
В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры. Не секрет, что сегодня всё большее распространение среди российского общества получили недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации проникают в семью, детский сад, школу.
Россия – страна многонациональная, многокультурная, многоязычная. Так было всегда. Если проследить историю русского этноса, мы увидим, что, кроме восточных славян, в формировании этого этноса приняли участие финно – угорские, тюркские, балтийские племена и народности. Еще раз подчеркнем: все они внесли вклад именно в русскую национальную культуру.
Тема толерантности, совместного проживания разных народов для мира, для России в последнее время стала очень актуальной.
В современной образовательной системе центром является человек, воспитывающийся и развивающийся в поликультурном пространстве. Приобщение дошкольников к народной культуре становится социальным заказом общества, что отражено в директивах государственных документах: «В законе об образовании», «Концепции государственной национальной политики».
С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций.
Реализация данного проекта требует от педагогов и родителей пополнить знания о различных компонентах национальных культур. Поэтому проблеме воспитания толерантности должно уделяться серьезное внимание.
Практическая значимость:
- пополнение банка подвижных игр армянскими народными играми;
- знакомство с армянским народным фольклором, танцами, песнями;
- пополнение картотеки детской художественной литературы (сказки, стихи, пословицы, загадки).
Идея проекта :
через разные виды деятельности формировать представления о многообразии культур народов, живущих в Ростовской области, национальных традициях и обычаях, гостеприимстве, вежливости в общении, оказании помощи.
Замысел проекта :
дошкольный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. С учётом этого можно сделать вывод о благоприятных перспективах и актуальности формирования у дошкольников этнокультурной осведомлённости. Поэтому роль педагога – удовлетворить детское любопытство и дать детям элементарные знания о традициях, быте, культуре народов, проживающих в родном краю.
Средства реализации проекта :
- устное народное творчество; - художественная литература; - музыкальное народное творчество; - декоративно-прикладное искусство, живопись; - народные праздники, обряды, традиции; - игра, народная игрушка и национальная кукла;
Этапы работы над проектом
Период проектной деятельности : октябрь - ноябрь
1 ЭТАП – Подготовительный:
- определение темы проекта; - постановка цели и задач; - разработка совместной деятельности взрослого и детей; - подбор литературных произведений для чтения, разучивания стихотворений детьми; - подбор бесед, видео – и – аудиоматериала для показа презентаций с использованием ИКТ; - организация семейной выставки рисунков и поделок «Кукла в национальном костюме», "Гора Арарат"; - приглашение представителей армян.
Задачи: разработать планы деятельности по работе с детьми, взаимодействию с родителями; составить список подвижных игр и художественной литературы; подготовить народную сказку для театрализации.
2 ЭТАП - Основной.
Реализация проекта через интеграцию образовательных областей:
- социально-коммуникативное развитие; - познавательное развитие; - речевое развитие; - художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности:
Физическое развитие: подвижные игры: «Всадник», «Козлик – козлик», «Банки разрушились», «Пастух», «Три камня», «Цветки и ветер», «Земля, вода, огонь и воздух».
Чтение художественной литературы: народные сказки: «Бесхвостая лиса», «Заказчик и мастер», «Золотая монета», «Сказка о бедняке и его жене», «Семь звёзд», «Собака и волк». Стихи армянских поэтов: эпос «Ахтамар», «Мой Арарат». Детские стихи Сильвы Капутикян: «Качели», «Добрая тучка».
Армянские пословицы, поговорки, загадки, приметы.
Познавательные беседы и презентации: «Путешествие в Армению», «Танцы и песни армян», «Природа Армении», «Традиции и обычаи народа», «Ремёсла и быт армян».
Художественное творчество : Рассматривание репродукций картин художников: М. Сарьяна «Старый Ереван», «Жёлтые цветы». Продуктивная деятельность: рисование и лепка "Глиняный кувшин", разрисовывание посуды, рисование и лепка кукол в национальных костюмах.
Игровые ситуации и дидактические упражнения: «Мои соседи – армяне», «Мы – разные, но мы вместе!», «Приготовим армянское блюдо», «Узнай костюм по описанию", «Найди характерные признаки".
Пальчиковые и артикуляционные гимнастики: «Гости», «Прятки», «Двое нас".
Музыкальная деятельность: Прослушивание произведений армянских композиторов: А. Хачатуряна «Танец с саблями» (балет «Гаянэ», вальс «Маскарад» к драме М. Ю. Лермонтова, «Ноктюрн», А. А. Бабаджаняна; разучивание элементарных танцевальных движений под национальную музыку; постановка танца «Деву «Девушки с кувшином». Театрализованная деятельность: кукольный спектакль-армянская народная сказка «Золотая монета»; драматизация сказки «Заказчик и мастер»». Работа с родителями:
- оформление выставки «Кукла в национальном костюме»; - рисунки и поделки «Гора Арарат»; - пошив национальных костюмов для танца; - консультация в информ. уголке «Мы разные, но мы вместе»; - анкета «Что такое толерантность?»
Работа с педагогическим коллективом:
Мероприятие в Клубе любителей музыки «Выдающиеся композиторы армянского народа. Классики и современники".
3 ЭТАП – Заключительный.
Задачи: представить защиту проекта в виде итогового мероприятия – досуга «Путешествие в Армению» для детей, родителей и педагогов.
Оценка результатов
Уровень сформированности навыков толерантного поведения у детей будет отслеживаться путем наблюдений в свободной деятельности, в сюжетно-ролевых играх, беседах. Уровень сформированности знаний о воспитании толерантных отношений у взрослых будет отслеживаться через анкетирование, определяться степенью заинтересованности.
Ожидаемые результаты:
- положительное отношение к реализации данного проекта; - участие родителей в проводимых мероприятиях; - успешное усвоение детьми навыков толерантного отношения друг к другу; - положительный психологический климат в группе.
Практическая значимость проекта
Считаю, что реализация данного
проекта повысит знания у родителей по толерантному воспитанию своих детей, а дети в свою очередь, научатся доброжелательному отношению друг к другу, отзывчивости и справедливости.