Галина Беломестных
Творческий проект «Животные Севера» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Творческий проект
Тема: «Животные Севера»
Сроки реализации: 20 – 24 января 2025
Возраст детей: средняя группа
Актуальность проекта:
В настоящее время дети мало знают о животных Крайнего Севера и среде их обитания. Поэтому возникла необходимость внедрения краткосрочного проекта, который бы помог изучить животных Северного края, воспитать у детей любовь, понимание и заботу к животным, которые находятся в суровых климатических условиях.
Цель проекта: Создание условий для формирования у детей представлений о животных Крайнего Севера.
Задачи проекта:
Образовательные:
Формирование представлений о животных Севера.
Дать представления о севере, о его климатических условиях.
Показать зависимость внешнего вида животных от зоны их обитания
Развивающие:
Развивать интерес к жизни животных севера; внимание, мышление, творческие и коммуникативные способности
Развивать речь детей, активизировать словарь словами: север, льдина, морж, ласты, северное сияние.
Воспитательные:
Воспитывать доброе отношение к миру природы
Методы работы: наглядные, словесные, практические, игровые.
Формы работы:
- Непосредственно образовательная деятельность;
- Образовательная деятельность в режимных моментах;
- Самостоятельная деятельность детей;
-Беседа, рассматривание иллюстраций, рассказ, дидактические игры, подвижные игры.
Ожидаемые результаты:
Дети узнают животных холодных стран, внешний вид, место обитания, образ жизни. Ребенок будет уметь отгадывать загадки, собирать разрезные картинки. Ребенок будет воспитывать в себе доброе, бережное отношение к животным севера, любознательность.
1 этапа - подготовительный:
- планирование проектной деятельности по теме «Животные Севера»;
- создание предметно-развивающей среды для реализации проекта:
- подбор дидактических, подвижных, малоподвижных игр, пальчиковых гимнастик;
- подготовка раскрасок животные Севера.
2 этап- практический:
Познавательное развитие: Рассматривание иллюстраций «Животный мир Севера», «Северное сияние»; Просмотр презентации «Животные севера».
Речевое развитие: Чтение юкагирской сказки «Отчего у белого медведя чёрный нос».; загадки, стихи о животных севера; чтение рассказов Г. Снегирёва: «К морю», «Наш дружок – пингвин»; «Пингвиний пляж»; беседа «Что мы узнали о животных Севера».
Самостоятельная деятельность в условиях развивающей среды: рассматривание книг, альбомов.
Социально-коммуникативное развитие:
Дидактические игры: «Угадай по описанию», «Что я за зверь?», «Кто лишний», лото «Кто, где живет».
Разрезные картинки «Животные Севера».
Художественно-эстетическое развитие:
НОД рисование «Северное сияние»
НОД лепка «Животные Севера. Пингвин»
Самостоятельная деятельность в условиях развивающей среды: подборка раскрасок «Животные Севера», работа с трафаретами.
Конструирование «Зоопарк».
Физическое развитие:
Физминутки: «Мы веселые ребята»; «Здесь всюду холод, лед и тень»; «Мы идем».
Пальчиковы гимнастики: «Животные Севера»; «Белые медведи».
Подвижные игры: «Охота на волка»; «Белые медведи», «Прыжки с льдины на льдину».
Литература:
1. Г. Я. Затулина «Развитие речи дошкольников» средняя группа; ООО «Центр педагогического образования» 2017г.
2. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарова, М. А. Васильева «Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»; изд. Мозаика – синтез 2012г.
3. Т. А. Шорыгина «Стихи и сказки о родной природе»; Москва 2006г.
4. Т. А. Шорыгина «Беседы о русском Севере»; Москва 2008г.
ПРИЛОЖЕНИЯ К ПРОЕКТУ
Пальчиковая гимнастика «Животные севера»
Кто на севере живет?
Кто там ест и кто там пьет?
Звери необычные к холоду привычные.
Вот песец из норки смотрит.
Белый мишка важно ходит,
Ну, а морж, как капитан
Покоряет океан.
Гордый северный олень
Грузы возит целый день. Хлопки ладошки – кулачки, попеременно.
«Замок» - меняя положение пальцев
Соприкосновение подушечек пальцев с большим пальцем образовывая «колечки».
Пальчики – «шагают»
Ладони «лодочкой» двигаются вперед.
Кисти рук скрещены, пальцы раздвинуты.
Растирание ладоней движениями вверх, вниз
Гимнастика «Белые медведи»
Белые медведи мороза не боятся,
Нравится им в море ледяном купаться.
Не страшны им в Арктике
клыкастые моржи,
На рыбу и тюленей охотятся они. Руки на столе, ладошками вниз; разводить пальцы правой руки в стороны и соединять.
Руки на столе, ладошками вниз; разводить пальцы левой руки в стороны и соединять.
Поднимать пальцы правой руки по одному, начиная с большого Поднимать пальцы левой руки по одному, начиная с большого.
Физминутки
«Мы веселые ребята»
Мы веселые ребята,
Посмотрите все на нас (руки на пояс, повороты туловища в стороны)
А теперь мы оленята
Рожки выросли у нас, (скрестить руки над головой)
Мы копытом бьем по снегу, устали не знаем
Только бьем не от безделья – ягель добываем.
(шаркать по полу то левой, то правой ногой)
Мы мороза не боимся, нам не страшны холода
(повернуться друг к другу, хлопки в парах)
И мы носим очень гордо, красоту свою – рога!
(повороты головы в сторону)
«Здесь всюду холод, лед и тень»
Здесь всюду холод, лед и тень, (дети обнимают себя за плечи)
Полгода — ночь, (закрывают глаза ладонями)
Полгода — день. (выпрямляются, поднимают руки вверх)
Из льда здесь люди строят дом, (соединяют руки над головой — «крыша»)
И океан покрыт весь льдом. (разводят руки в стороны)
Зверей ты здесь почти не встретишь.
(ставят ладонь козырьком над глазами)
И птиц ты в небе не заметишь. (делают махи руками)
Лишь мишка, белый, словно иней, (подражают походке медведя)
Хозяин ледяной пустыни. (руки на поясе, стоят смирно)
Загадки
Ночью ухает: «Ух – ух!»
Съем любого, кто лопух.
Догоню, когтями – цап!
Утащу и съем во льдах.
У меня желты глаза,
Перья тонки, белы,
Клюв короткий и кривой –
Я охотник смелый. (Полярная сова).
Длинный мех бел, как снег.
Ест тюленей и рыб на обед.
Он отличный пловец
И заботливый отец.
Трёхметровый великан,
Весит тыщу килограмм!
И в любую непогоду
Спрячет деток он в берлогу. (Белый медведь).
В океане тёмно – синем,
Лапой выудив моржа,
На полярной скользкой льдине
Я дрейфую не дрожа. (Белый медведь)
В бурном море поохотясь,
С белой пеной на боках
Из холодных вод выходим
Мы на ластах и китах. (Моржи)
Толстый в складку богатырь
В ластах и безухий.
Ковыряет с дна морского
Раковин покушать.
У него клыки, как сабли,
Мех короткий, но густой
Угадайте –ка ребятки,
Что за богатырь такой. (Морж)
Он для всех хороший друг
В тундре, где Полярный круг.
Есть рога и тёплый мех,
Что зимой так греет всех.
Возит нарты далеко,
С ним на Севере легко.
Ищет ягель целый день.
Это… (Северный олень)
Что за хищник за такой,
С шерстью бело – голубой?
Хвост пушистый, мех густой,
В норы ходит на постой.
Птицы, яйца, грызуны
Для него всегда вкусны.
На лису похож немного,
Тоже псовая порода. (Песец)
Словно царскую корону,
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зелёный.
Любит снежные луга. (Олень)
Раскидистые ветки
Ношу на голове.
На Севере холодном
Приходится жить мне.
Лишайник, мох и травку
Весной и летом ем.
Зимой людей на санках
Вожу на радость всем. (Олень)
В ночь беззвёздную до чума
Кто добраться вам поможет?
Кто разыщет путь по ветру,
Если в тундре бездорожье? (Олень)
Она, как снег, от солнца прячется.
А мышки – от неё. (Сова)
Подвижные игры
Игра «Прыжки с льдины на льдину»
Правила игры:
В ряд ставятся 5-6 обручей параллельно друг другу на расстоянии 4О-50см. Играющие в порядке очередности прыгают через них.
По правилам игры начинать прыгать можно только по сигналу воспитателя, прыгать на двух ногах, мягко приземляясь, во время прыжка нельзя задевать обруч.
Игра «Охота на волка»
Правила игры:
Из фанеры или картона вырезается фигура волка. Охотник встает в 4-6м от волка. Двое играющих дергают ее за веревочку, передвигая ее то влево, то вправо. С этого расстояния надо постараться попасть мячом в волка.
Игра «Белые медведи»
Правила игры:
На краю площадки, представляющей собой море, очерчивается небольшое место – льдина. На ней стоит водящий — «белый медведь». Остальные «медвежата» произвольно размешаются по всей площадке.
«Медведь» рычит: «Выхожу на ловлю!» — и бежит ловить «медвежат». Поймав одного «медвежонка», отводит его на льдину, затем ловит другого. После этого два пойманных «медвежонка» берутся за руки и начинают ловить остальных играющих. В это время «медведь» отходит на льдину. Настигнув кого-нибудь, два «медвежонка» соединяют свободные руки так, чтобы пойманный очутился между руками, и кричат: «Медведь, на помощь!». «Медведь» подбегает, осаливает пойманного и отводит на льдину. Следующие двое пойманных также берутся за руки и ловят остальных «медвежат». Игра продолжается до тех пор, пока не будут переловлены все «медвежата».
Побеждает последний пойманный игрок, который и становится «белым медведем».
Художественная литература
«Отчего у белого медведя нос черный» (юкагирская сказка)
Белый медведь по зимней тундре идёт – его не заметишь. Со льдины на льдину перескакивает – будто ветер снегом кидается. На берегу станет – как кочка, снегом прикрытая. Но всё это только тогда, когда медвежьего носа не видно. Потому что нос у него – чёрный. Кругом всё бело, а чёрный мячик по льдине скачет – медведь бежит. Из-за носа своего остаётся очень часто ни с чем – все от него удрать успели!
В давние времена, однако, медведь весь белым был. И нос у него белым был. Тогда он не только к моржу или нерпе легко подкрадывался, но и к человеку не боялся близко подходить. Охотники в тундру уйдут, а он к стойбищу подходит, женщин и детей пугает, еду крадёт. Надоело это людям, решили они медведя проучить. Охотники уехали из стойбища – медведь это видел. А вот как они тихо назад вернулись, он не заметил и вздумал, как всегда, сушёной рыбы у людей взять, детей напугать.
Пришёл. Тут-то охотники и выбежали ему навстречу. У каждого в руке головешка от костра. Медведь бросился в одну сторону, в другую – всюду охотники, собаки, огонь. Вся шкура у него стала в чёрных пятнах. Но хуже всего медведю пришлось, когда один из охотников горящей головешкой его по носу ударил. И нос стал чёрным. Удрал медведь на самую дальнюю льдину, в океан. Целую зиму там сидел, пятна чёрные сводил. Шерсть новая отросла, белой стала. А нос так навсегда и остался чёрным. Сперва медведь не понял, в чём дело: никого поймать не может! Все от него убегают! Потом сообразил: звери его чёрный нос видят!
Теперь, когда медведь к тюленям или нерпам крадётся, он нос лапой закрывает. Вот какой хитрый! А с людьми с той поры он встречаться не любит. Лучше от них прочь да подальше!
Г. Снегирев «Пингвиний пляж»
Около Антарктиды со стороны Африки есть маленький островок. Он скалистый, покрыт льдами. И вокруг в холодном океане плавают льдины. Всюду крутые скалы, только в одном месте берег низкий — это пингвиний пляж. С корабля мы выгрузили свои вещи на этот пляж.
Пингвины вылезли из воды, столпились у ящиков. Бегают по мешкам, клюют их и громко кричат, переговариваются: никогда они не видели таких удивительных вещей!
Один пингвин клюнул мешок, голову склонил набок, постоял, подумал и громко что-то сказал другому пингвину. Другой пингвин тоже клюнул мешок; вместе постояли, подумали, поглядели друг на друга и громко закричали: «Карр. Каррр.»
Тут ещё пингвины с гор прибежали на нас смотреть. Много их собралось; задние на передних напирают и кричат, как на базаре. Ещё бы: ведь они первый раз увидели людей, и каждому хочется вперёд пролезть, посмотреть на нас, клюнуть мешок.
Вдруг слышу, сзади кто-то танцует.
У нас был большой лист фанеры. Он лежал на камнях, и пингвины на нём устроили танцы. Пробежит пингвин по фанере, назад вернётся, ещё раз пробежит, да ещё лапкой притопнет!
Очередь выстроилась — всем хочется потанцевать.
Один пингвин поскользнулся на гладкой фанере и на брюхе проехал, другие тоже стали падать и кататься.
Весь день они танцевали на фанере. Я её не убирал. «Пускай,— думаю,— повеселятся; они, наверное, радуются, что мы приехали».
Вечером пингвины построились в одну шеренгу и ушли. Один пингвин на меня загляделся и отстал. Потом он догнал остальных пингвинов, но никак не мог идти в ногу, потому что всё на меня оглядывался.
Г. Снегирёв «Отважный пингвинёнок».
Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвинёнка. У него ещё только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик.
Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у нагретых солнцем камней.
Долго стоял на скале пингвинёнок: страшно ему было бросаться в море.
Наконец он решился и подошёл к краю скалы.
Маленький голый пингвинёнок стоял на высоте трёхэтажного дома. Его сносил ветер.
От страха пингвинёнок закрыл глаза и бросился вниз. Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни и удивлённо посмотрел на море. Это был отважный пингвинёнок. Он первый искупался в холодном зелёном море.
Г. Снегирев «К морю».
Пингвины с утра идут к морю. Перебираются через ущелья. По ровному месту идут гуськом. С гор катятся на брюхе. Первый пингвин ляжет на живот — и вниз, за ним второй, третий — и покатились.
Внизу отряхнутся, выстроятся в цепочку и снова в путь. Молча идут они, все в ногу, серьёзные.
Придут пингвины на крутой берег, посмотрят вниз и загалдят: высоко, страшно! Задние на передних напирают, ругаются: надо прыгать!