Наталия Ефремова
Творческий проект в подготовительной группе «Театр и дети»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ
Подготовительная к школе группа
Подготовили воспитатели Ефремова Н. А., Бадюкова Н. Ю.
“Театр – это волшебный мир.
Он дает уроки красоты, морали и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…”
Б. М. Теплов
Публикация «Творческий проект в подготовительной группе „Театр и дети“» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты творческие
- Проекты, проектная деятельность
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Почему нитью общения с детьми мы выбираем сказку? А как же иначе, ведь в этой крепкой ниточке, проверенной на прочность годами, суждено виться. Завязанная на человеческих чувствах, эмоциях и жизненных ситуациях, сказка своей доступностью близка и понятна детям. Дети хотят и любят играть. В жизни ребёнка с самого его рождения присутствует сказка со своими добрыми героями, превращениями и волшебными предметами. Ребёнок живёт в стране различных фантазий. Воплощение нестандартного для взрослого человека мышления ребёнок может найти в детском театре, где каждую минуту он видит подтверждение своего видения окружающего мира. Сказка близка и понятна детям, а отражение своего мироощущения ребенок находит в театре. Дети верят в чудеса, и в то, что где-то на земле есть необыкновенная страна, в которой птицы и звери могут говорить друг с другом и жить в дружбе, где добро всегда побеждает зло. Эта волшебная страна существует и называется она - Театр! Мир театра – страна реальных фантазий и доброй сказки, игра вымысла и реальности, красок и света, слов, музыки и звуков. Театр – благодатная почва для творчества. Всем желающим принять участие в этом действе найдётся занятие по вкусу.
Ребёнок проникается добрыми чувствами, переживает вместе с героями сказок, а вместе со всем этим постигает простую и сложную, поучительную и удивительную правду жизни.
Театр – большой помощник в воспитании детей, побуждает ребёнка к активности, оказывает огромное эмоциональное влияние, способствует развитию воображения. Каждый раз, входя в мир театра, ребёнок делает для себя пусть небольшое, но удивительное открытие.
Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности детей, способствуют общему развитию, проявлению любознательности, стремлению к познанию нового, усвоению информации и новых способов действий, развитию ассоциативного мышления, настойчивости и целеустремлённости, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Занятия театральной деятельностью требуют от ребёнка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, тем самым способствуют формированию волевых черт характера. Выступления на сцене способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребёнка, раскрепощению и повышению самооценки. Занятия театральной деятельностью учат ребёнка точно формулировать свои мысли, точно чувствовать и познавать окружающий мир…
Актуальность проекта :
Обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение. Знакомясь с различными видами театра, а так же участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
1. С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй.
2. Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
3. Театрализованная деятельность также позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогу оказывать позитивное влияние на детей.
4. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки – чуда, ощущения беззаботного детства.
Цель проекта :
Создать условия для развития самостоятельной творческой активности детей в театральной деятельности, обеспечить условия взаимосвязи с другими видами деятельности в целостном педагогическом процессе.
Задачи проекта :
учить детей разыгрывать несложные представления по известным литературным произведениям, используя выразительные средства (интонацию, мимику, жесты);
поддерживать интерес детей в театрализованной игре, путём приобретения игровых умений и навыков, способствовать воспринимать художественный образ, следить за развитие и взаимодействием персонажей;
развивать эмоциональность, выразительность речи, артистические способности, через театрализованную игру;
заинтересовать родителей для изготовления разных видов театра и атрибутики к нему;
сформировать представления детей о различных видах театра и театральных жанрах.
создать условия для совместной деятельности детей и взрослых;
Тип проекта : информационно – практико – ориентированный.
В соответствии с ФГОС проект опирается на научные принципы ее построения:
1. Принцип создания развивающей среды – создание в ДОУ и группе условий, которые будут способствовать творческому развитию детей.
2. Принцип психологической комфортности – создание в группе атмосферы безусловного принятия каждого ребенка.
3. Принцип активности и свободы самовыражения – создание в группе условий, способствующих постижению и преобразованию своих возможностей.
4. Принцип наглядности – имеет особо важное значение в обучении дошкольников, потому что мышление носит наглядно – образный характер.
5. Принцип индивидуального подхода к детям – педагог организует работу с детьми с учетом их индивидуальных особенностей.
6. Принцип преемственности взаимодействия взрослых с ребенком в условиях дошкольного учреждения и в семье.
Участники проекта :
1. Воспитанники группы.
2. Воспитатели группы.
3. Родители детей группы.
Сроки проекта : долгосрочный, в период с февраля 2018года по февраль 2019 года.
Предполагаемые результаты:
1. Развитие самостоятельной творческой активности.
2. Значительное расширение представлений детей о театральной культуре.
3. Создание предметной среды, способствующей развитию у детей театральной культуры.
4. Развитие детей по всем познавательным областям.
5. Формирование способности живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать.
6. Совершенствование артистические навыки детей.
7. Совершенствование коммуникативных навыков.
Предмет исследования: реализация и оптимальное сочетание креативного принципа в обучении и воспитании, т. е. максимальная ориентация на творчество детей, на индивидуальность каждого ребенка, на развитие психофизических ощущений, раскрепощение личности воспитанников.
Объект проекта – процесс развития творческих способностей детей, а также их коммуникативных компетенций посредством театрализованной деятельности.
Формы работы:
• организация обучающих, развивающих и творческих игровых занятий;
• организация совместных с родителями мероприятий;
• организация театральных вечеров (показ сказок и представлений);
• организация посещений культурных мероприятий.
Формы работы с родителями:
1. Совместное изготовление пособий для организации предметно-развивающей среды.
2. Привлечение родителей к проведению совместных мероприятий.
3. Открытые показы театральных представлений.
4. Консультирование родителей по ведущим и текущим вопросам.
Основные этапы реализации проекта :
1 этап
Предварительный
Постановка цели, задач, определение актуальности и значимости проекта.
-Анализ методической, педагогической литературы по проблеме исследования.
Приобретение и изготовление дидактического материала для организации предметно-развивающей среды.
2 этап
Практический
Составление программы мероприятий по реализации задач проекта.
Использование методов и приемов для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через различные игровые театрализованные тренинги.
Подготовка предметно-пространственной среды для театральной деятельности детей дошкольного возраста.
Реализация мероприятий программы проекта.
3 этап
Результативно-аналитический
Проведение мониторинга исполнения задач проекта.
Показ театрализованных открытых представлений.
Оформление фотоотчета по проекту.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
Мероприятия Сроки Ответственные
Беседа, просмотр видео-роликов «Что такое театр?»
Беседы «Кто работает в театре»
«Как вести себя в театре»
Сюжетно-ролевая игра «Театр»
Игры на развитие жестикуляции
Игры на развитие силы голоса
Игровые упражнения на выразительность интонации
Логоритмика
Заучивание стихотворения «Мы – солдаты»
Мини-сценка Жадина»
Мини-сценка Лень – матушка»
Чтение р/н сказки «Печурочка»
Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Филипок» Февраль 2018г. Воспитатели и воспитанники
Игры на развитие мимики и пантомимики
Игры на развитие силы голоса
Игры на развитие жестикуляции
Игровые упражнения на выразительность интонации
Логоритмика
Заучивание стихотворения «Мама- это радость»
«Мамины платья»
Мини-сценка «Когда дома все заняты»
Чтение р/н сказки «Иван Царевич и Серый волк»
Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Косточка»
Чтение сказки Г. Х. Андерсена «гречиха» Март 2018г. Воспитатели и воспитанники
Игры на развитие эмоциональной сферы
Игры на развитие мимики и пантомимики
Игры на развитие силы голоса
Игры на развитие жестикуляции
Игровые упражнения на выразительность интонации
Логоритмика
ИЗО «Рисуем эмоции»
Театрализованный этюд «Старичкам нужна помощь»
Чтение сказки Братьев Гримм «Домовые»
Чтение рассказа В. Бианки «Сова»
Чтение сербской сказки «Почему у месяца нет платья?»
Заучивание стихотворения «Гагарин» Апрель 2018г. Воспитатели и воспитанники
Игры на развитие эмоциональной сферы
Игры на развитие мимики и пантомимики
Игры на развитие силы голоса
Игры на развитие жестикуляции
Игровые упражнения на выразительность интонации
Логоритмика
ИЗО «Нарисуй любимого сказочного героя»
Сценическая пластика по стихотворению Николаенко «Все сделалось грустным»
Пересказывание сказок и рассказов, прочитанных дома
Сочиняем сказку сами «В гостях у сказки»
Знакомство с английской поэзией «Перчатки»
Беседа «Что такое эмоция?»
Игра «Угадай эмоцию».
Упражнения на различные эмоции.
Игра «Испорченный телефон»
Май 2018г. Воспитатели и воспитанники
Игры на развитие эмоциональной сферы
Игры на развитие мимики и пантомимики
Игры на развитие силы голоса
Игры на развитие жестикуляции
Игровые упражнения на выразительность интонации
Логоритмика
Пересказ любимой сказки
Игра-драматизация «Давай дружить»
Игра «Дорисуй» (эмоции на лице) Сентябрь 2018г. Воспитатели и воспитанники
Игры на развитие силы голоса
Игры на развитие жестикуляции
Игровые упражнения на выразительность
Логоритмика
Показ кукольного театра «Кот в сапогах»
Театральные этюды : «Доброе слово», «Машины сказки»
Октябрь
2018 Воспитатели и воспитанники
Игры на развитие силы голоса
Игры на развитие жестикуляции
Игровые упражнения на выразительность
Логоритмика
Мини – сценки: «Чьи брюки?», «Хвосты»
Коллективная творческая работа «Афиша»
Показ мюзикла «Колобок» детям 2-й мл. группы
Театрализованное представление «В мире эмоций»
Мини-сценка «Храбрый кулинар»
Мини-сценка «Заботливые бабушки»
Оформление мини-музея «Такой разный театр»
Ноябрь
2018 Воспитатели и воспитанники
Воспитатели, воспитанники, родители
Оформление фото-альбома «Театры мира»
Заучивание стихотворения А. Степаненко «Это, что за Новый год?»
Заучивание стихотворения Н. Вороновой «Снегоеды»
Музыкальные логоритмические игры: «Лавата», «Кутерьма», «Паровоз», «Роботы»
Беседа о характерах персонажей сказки, об их чувствах и эмоциях
Рассматривание иллюстраций к сказке «Двенадцать месяцев»;
Самостоятельные инсценировки с использованием пальчикового театра. Декабрь 2018 Родители
Родители, воспитатели, воспитанники
Воспитатели, воспитанники
Показ мюзикла «Теремок» детям младших групп
Показ мюзикла «Зайка и лиска» для детей средней группы
Рисование «Сказочная птица»
Рисование декораций к настольному театру.
Чтение сказки
Игра «Где мы были мы не скажем, а что делали- покажем».
Игра-драматизация «Кто сказал Мяу».
Январь 2019 Воспитатели, воспитанники
Чтение «Дом, который построил Джек» — по английской песенке в переводе С. Я. Маршака
Беседа по содержанию сказки.
Придумывание рифмующихся слов.
Создание декораций для инсценировки «Дом, который построил Джек» - по английской песенке в переводе С. Я. Маршака
Ситуативный разговор «Какие сказки о животных вы знаете?»
Показ театрализованных этюдов «Шутки на минутку» Февраль 2019 Воспитатели, воспитанники
Список используемых источников:
1. Березкин В. И. Искусство оформления спектакля. — М. 2006.
2. Игры, конкурсы, развлечения. — Волгоград, 2001
3. Побединская Л. А. Праздник для детей. — М., 2000.
4. Чурилова Э. Т. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников. — М., 2001
5. Сертакова Н. М. Инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй. – Санкт – Петербург, 2013
6. Волшебный праздник/ Сост. М. Дергачева/. - М. : РОСМЭН, 2000.
7. Гончарова О. В. и др. Театральная палитра : Программа художественно-эстетического воспитания. – М. : ТЦ Сфера,2010.
8. Гуськова А. А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2011.
9. Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М. : Лепта-Книга, 2007.
10. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2001.
11. Рымалов Э. Бумажный кукольный театр. - М. : Мнемозина, 1995.
12. Толченов О. А. Сценарии игровых и театрализованных представлений для детей разного возраста: Нескучалия. - М. :ВЛАДОС, 2001.
13. Шорыгина Т. А. Праздники в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2010.
14. Лебедев Ю. А. и др. Сказка как источник творчества детей /Пособие для педагогов дошкольных учреждений/. - М. : ВЛАДОС, 2001.
15. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. - М. : Школьная пресса, 2000.