Лиляна Ленаровна Хасьянова
Творческий проект «Русский народный костюм»
I Введение
Восстановление традиционной духовности и нравственности стало приоритетной задачей нашего государства. Дошкольный возраст – благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способной возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духовные и художественные ценности. Художественно-образное начало изделий народных мастеров вызывает у ребенка нравственно-эстетическое переживание переданных в них духовных ценностей, помогает осмыслить национальное своеобразие и миропонимание народа. Особенно ярко это отражено в русском народном костюме. Русский народный костюм – это кладезь народной мудрости, таланта, одаренности, трудолюбия русского человека. Русский народный костюм вдохновлял поэтов, писателей, музыкантов и модельеров. О нем пишут книги, статьи, это чистый родник, из которого хочется черпать вдохновение. Красочный народный костюм воспитывает художественный вкус, раскрывает характер русского человека. Интерес к русскому народному костюму существовал всегда. Народный костюм – это бесценное, неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками, яркий, самобытный элемент культуры.
Публикация «Творческий проект „Русский народный костюм“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Русский народный костюм
- Темочки
1. Актуальность проекта
Русский народный костюм – это источник творчества, который является объектом материальной и духовной культуры народа.
В одежде нашли отражение душа народа и его представление о прекрасном.
Национальная одежда - это своеобразная книга, научившись читать которую, можно узнать о традициях, обычаях, и истории своего народа.
Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна. В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Многие люди совсем забыли о своих русских ценностях.
Вот почему так важно в жизнь детей и в педагогический процесс детского сада включать разнообразные виды народного творчества.
Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки - это народная мудрость создана народом. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством.
В настоящее время повышается интерес к русской народной культуре. Традиционный русский костюм – важная часть традиционной культуры.
2. Продолжительность проекта : 21.10.2019-1.11.2019
3. Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
4. Цель проекта :
Знакомство с русским народным костюмом как частью национальной культуры.
Задачи:
Показать детям красоту русского народного костюма.
Познакомить с некоторыми русскими старинными обрядами и поверьями.
Научить узнавать русский народный костюм, дать понятия некоторых деталей костюмов.
Развивать познавательные способности детей через развитие интереса к народным традициям.
Развивать воображение, творчество.
Расширить и обогатить словарный запас детей.
Воспитывать у подрастающего поколения духовные и нравственные ценности (национальную гордость, уважение к прошлому народа).
Научить отличать народный костюм от современной одежды. Познакомить с элементами украшения русского костюма.
Способствовать возникновению у детей желания наряжаться в народный костюм.
5. Предполагаемый результат:
Дети научатся находить и узнавать русский народный костюм на картинках, книжных иллюстрациях, изображать основные орнаменты русского народного костюма, получать практические навыки, необходимые в декоративно-прикладном искусстве.
У детей и родителей возникнет потребность в совместной познавательной и творческой деятельности при изготовлении костюма к народному празднику «Осенины».
II Содержание этапов проекта
1. Подготовительный этап
изучение методической литературы по теме, подбор иллюстративного, демонстрационного материала, подбор дидактических, игр, творческих заданий;
предварительные беседы с родителями воспитанников;
планирование работы по реализации проекта;
2. Практический этап
1) Совместная деятельность воспитателя и детей
Беседы «Русский народный костюм», «Праздник на Руси «Осенины»»
Чтение русских народных сказок : «Как старуха нашла лапоть», «Царевна-Лягушка».
Сюжетно-ролевая игра: «В избе»;
Дидактическая игра «Найди отличия»;
Словесная игра: «Платочек»;
Совместная образовательная деятельность по теме: «Одежда»;
Драматизация сказки «Сарафан в гостях у рубахи»;
Просмотр мультфильма «Морозко»
Подвижные игры: «Гори, гори, ясно», «Карусель», «Стадо», «Ключи», «Большой мяч»
Хоз/ бытовой труд: стирка кукольной одежды, «Учимся шить»;
Свободное творчество : рисование на темы: «Хохлома», аппликация «Сарафан»;
Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам «Царевна лягушка», «Морозко», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди»;
Участие в народном празднике «Осенины» в костюмах, изготовленными своими руками.
2) Взаимодействие с родителями в ходе реализации проекта
Обсуждение и согласование участия родителей в данном проекте;
Создание совместно с воспитателями в группе мини-музея «Народные промыслы России»
Изготовление костюма к народному празднику «Осенины».
3. Заключительный этап (продукт проекта)
Создание мини-музея «Народные промыслы России»
Народный праздник «Осенины»