Наталья Хи
Творческий проект по театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
творческий проект по театрализации
для детей средне-старшего дошкольного возраста
Нововосточный 2012
Автор-составитель: Н. Н. Хи, воспитатель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Нововосточный детский сад «Светлячок»
п. Нововосточный Тяжинского района Кемеровской области
Публикация «Творческий проект по театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Консультант В. М. Суязнова, заведующая Муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением «Нововосточный детский сад «Светлячок» п. Нововосточный Тяжинского района Кемеровской области
Данный проект использование художественной литературы в театрализованной деятельности содержит методические рекомендации, практический материал. Рекомендован для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, педагогов дополнительного образования, родителей.
1. Актуальность проекта
Участвуя, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй.
Основная театрализованная деятельность заключается в проигрывании сюжетно-ролевых игр, применение к себе разных социальных ролей.
Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, - сюжетом игры.
Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы это осуществить, я стремлюсь донести до детей, каков персонаж, почему он так поступает, представить себе состояние, чувства, то есть проникнуть в его внутренний мир. И делаю это в процессе слушания произведения. В процессе чтения художественных произведений у ребенка накапливается опыт разнообразных непосредственных читательских переживаний: различно окрашенных читательских эмоций - от восторга до грусти и даже страха; чувств, связанных с восприятием произведений разных жанров, стилей, авторов, исторических эпох.
Чтобы понять, какой герой, мы с детьми анализируем его поступки, оцениваем их. Умение представлять героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во многом зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить.
Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т. п.).
Так, они могут переиначивать начало и концовки знакомых сюжетов, придумывать новые обстоятельства, в которые попадает герой, вводить в действие новых персонажей.
Артистические способности детей развиваются от выступления к выступлению.
Учитывая актуальность проблемы и важность её для гармоничного развития детей, поставила свою цель: сделать жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
2. Цель и задачи проекта
Цель проекта: Развитие артистических способностей детей через театрализованную деятельность.
Задачи проекта:
1. Учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым
литературным произведениям, используя выразительные средства
(интонацию, мимику, жест).
2. Поддерживать интерес детей к театральной игре путём
приобретения игровых умений и навыков, способность воспринимать
художественный образ, следить за развитием и взаимодействием
персонажей.
3. Развивать эмоциональность и выразительность речи у дошкольников
артистические способности детей через театрализованную игру.
4. Воспитывать у детей устойчивый интерес к театру, организуя их
собственную театральную деятельность
5. Обогатить уголок театрализованной деятельности.
6. Заинтересовать родителей в приобретении, изготовлении разных видов театра и дать сведения о способах обыгрывания дома с детьми.
Участники проекта: воспитатели, младший воспитатель,родители, дети.
Целевая группа проекта: проект предназначен детям средне-старшей группе «Почемучки»
Основные формы реализации проекта:
* Анкетирование родителей.
* Речевые и дыхательные упражнения.
* Художественное слово.
* Чтение художественной литературы.
* Праздники и развлечения, беседы.
* Работа с родителями.
3. Ожидаемые конечные результаты реализации проекта
Дети от 4 до 5 лет должны:
1. Повышенный интерес к театру и театрализованным играм.
2. Адекватно воспринимать в театре (кукольном, драматическом)
художественный образ.
3. Творческое исполнение ролевых действий и выразительная речь в
играх-драматизациях, театрализованных представлениях, при чтении
художественных произведений и т. д.
4. В самостоятельных театрализованных играх обустраивать место для игры (режиссерской, драматизации, воплощаться в роли, используя
художественные выразительные средства (движение, интонация, мимика,атрибуты, реквизит.
Дети от 5-6 лет должны:
1. Повышенный интерес к театру и театрализованным играм.
2. После просмотра спектакля оценить игру актёра (актёров, используемые средства художественной выразительности и элементы художественного оформления постановки.
3. Иметь в творческом опыте несколько ролей, сыгранных в спектаклях в
детском саду и домашнем театре; оформлять свой спектакль, используя
самые разнообразные материалы (атрибуты, подручный материал, поделки)
Предполагаемый результат проекта для родителей:
* Получение консультаций по вопросам театрализованной деятельности для детей средне-старшего дошкольного возраста.
* Укрепление связей между детским садом и семьёй.
Возможности проекта для воспитателей
* Повышение знаний в театрализованной деятельности с использованием художественной литературы для детей дошкольного возраста.
* Улучшение отношений между детьми.
* Укрепление связи с родителями.
4. Перечень основных направлений проекта
Оснащение предметно-развивающей среды группы детского сада:
* Оформить уголок театрализованной деятельности.
* Изготовить маски и атрибуты.
* Пополнять и обновлять уголок ряженья в группе.
* Сделать подборку театрализованных игр.
Методическая копилка:
* Составить перспективный план работы по театрализованной деятельности.
* Разработать конспекты с инсценировками и мини-сценками.
* Сценарии развлечений и досугов.
* Подобрать и оформить методический материал по театру.
Работа с родителями:
Консультации:
* «Театр в жизни ребёнка»
* «Как устроить домашний театр для детей»
* «Сказочные герои, глазами детей»
* «Роль художественной литературы в развитии речи детей»
* «Играйте вместе с детьми»
5. Краткое описание проекта по этапам
Тип проекта: Групповой, творческий.
Продолжительность проекта: Годовой.
Сроки реализации проекта: Сентябрь 2012 года – август 2013 года.
Информационно-аналитический этап: определение уровня знаний в области театрализованной деятельности дошкольного возраста через беседы; обыгрывание, составление плана работы; разработка содержания проекта; создание творческой группы воспитателей МБДОУ «Нововосточный детский сад «Светлячок»; изучение литературы
Основной этап: Выполнение подробного плана работы по всем видам деятельности с детьми; большая совместная образовательная работа с детьми, родителями для решения поставленных задач; подборка художественных произведений, инсценировок, мини-сценок, по данной теме.
Заключительный:
Подведение итогов работы над проектом; анкетирование родителей и опрос детей; презентация проекта.
3. План мероприятий по реализации проекта
Подготовительный этап
СЕНТЯБРЬ
Сбор литературы по данной теме.
Диагностика детей по данной теме.
Составление плана работы.
Разработка содержания проекта.
Изготовление карточек с изображением пиктограмм.
Основной этап
ОКТЯБРЬ
Консультация для родителей на тему:
«Театр в жизни ребёнка»
Подборка художественных произведений, мини-сценок, инсценировок, словесных игр по данной теме.
Подборка речевых упражнений.
Художественное слово, обыгрывание знакомых сказок, чтение художественной литературы.
Наглядная информация для родителей на тему:
«Как устроить домашний театр для детей»
Хороводная – игра
«Что нам осень принесла»
Показ настольного театра
«Красная шапочка»
Изготовление карточек с изображением «Мимики»
НОЯБРЬ
Артикуляционная гимнастика:
Зарядка для губ «Весёлый пятачок»
Мини-сценка «Три мамы»
Обыгрывание сказки К. И. Чуковского
«Айболит»
Игра на развитие двигательных способностей:
«Что мы делали не скажем, а что делали покажем!»
Игры на выражение эмоциональных состояний: «Сделай лицо»,
«Хитрая лиса»
Консультация для родителей на тему:
«Сказочные герои глазами детей».
Чтение русско-народной песенки:
«Как дед уху хотел сварить»
Обыгрывание песенки.
ДЕКАБРЬ
Инсценировка по сказке «Кошкин дом»
по безопасности)
Экскурсия в школьную библиотеку
Книжкина неделя по сказкам К. И. Чуковского
Развлечение
«В гости к сказкам К. И. Чуковского»
Пальчиковый театр «Теремок»
Игра для развития мимики
«Люблю – не люблю»
Пальчиковая гимнастика:
«Весёлые человечки»
Танец-инсценировка «Шёл весёлый дед мороз»
ЯНВАРЬ
Ритмопластика:
«Не ошибись» «Поймай хлопок» Воспитатель, дети
Сценка сказки:
«Заюшкина избушка»
Пальчиковая гимнастика:
«Мизинчик»
Консультация для родителей
«Сказочные герои, глазами детей»
Игры на опору дыхания:
«Дрессированные собачки» «Эхо»
Мини-сценка «Муха Цокотуха»К. И. Чуковского.
ФЕВРАЛЬ
Разучивание стихов о животных (имитация и звукоподражание)
Показ настольного театра по сказке «Три медведя»
Драматизация русской народной сказки «Заяц – хвастун»
Экскурсия в сельскую библиотеку.
Игровая ситуация с жестами «Считалочка»
Папка раскладушка
«Домашний театр»
Язычковая гимнастика:
«Путешествие язычка. У кого какие песенки»
МАРТ
Игра на развитие эмоций «Волшебная шляпа»
Консультация для родителей:«Играйте вместе с детьми»
Артикуляционная гимнастика:
АПРЕЛЬ
Зарядка для языка «Конфетка»
«самый длинный язычок»
Театральные игры:«Есть ли нет?» «Дружные звери»
Сюжетно ролевая игра «Театр»
МАЙ
Упражнения на три вида выдыхания со звуками: «С» «Ш» «З» Чтение русской народной сказки
«Лисица и журавль» в стихах по ролям
(ст. гр.)
Творческая игра со словом:
«В лесу» «В зоопарке» «Летний день»
Развлечение:
«1,2,3,4,5- в сказку мы пришли опять»
Консультация для родителей на тему:
«Роль художественной литературы в развитии речи детей»
Заключительный этап
Итоговый показ :
«Путешествие в театр»
Диагностика детей по данной теме.
Презентация проекта для педагогов ДОУ, сообщение из опыта работы по проекту.