Ольга Беспалько
Творческий проект по сказке Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик»
▼ Скачать + Заказать документы
Творческий проект по сказке Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик»
Автор-разработчик проекта : Беспалько Ольга Владимировна 2022г
Творческий проект воспитанников гр. «Капитошка» дошкольного отделения МБОУ ПСОШ №2 им. М. Ф. Тихонова
Тема: Творческий проект по сказке Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик»
Темочки:
Автор-разработчик проекта : Беспалько Ольга Владимировна
Актуальность.
В современном мире, в веке компьютерных технологий дети перестают верить в сказку. Волшебство уже не вызывает такой восторг. А новый год, это время чудес и волшебства. Сочельник- это Нарядная ёлка, карнавальные костюмы, игры с Дедом Морозом, подарки, встречи со сказочными героями. Для того, чтобы поддержать интерес детей к подготовке сказочного чуда, внести в их обыденную жизнь радость волшебства мы решили реализовать творческий проект по сказке Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король».
Технологическая карта проекта
Название проекта : «Щелкунчик»
Вид проекта : средней продолжительности, творческий.
Образовательные области: социально-коммуникативная, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Участники проекта : дети, воспитатель, родители воспитанников.
Срок реализации проекта : 01.11.2022 – 25.12.2022
Целевая группа: воспитанники подготовительной группы «Капитошка» (6-7 лет);
Основание проекта : поддержать интерес детей к подготовке сказочного чуда, внести в их обыденную жизнь радость волшебства. Донести до детей идею Гофмана, что добро, терпение, забота, чуткость, храбрость, вера могут победить любое зло и сделать человека по-настоящему счастливым.
Цель проекта : Создание условий для социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического развития детей путем вовлечения их в изобразительную деятельность по сказке Э. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король».
Задачи проекта :
1. Поддержать интерес детей к авторским и народным сказкам;
2. Познакомить со сказкой Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик»
3. Подвести к восприятию главной идеи любой сказки, что в жизни должно
торжествовать добро, справедливость, верность, а зло должно быть наказано;
4. Продолжать воспитывать у детей чувство доброты и дружелюбия;
5. Прививать любовь к классической музыке, к творчеству П. И. Чайковского;
6. Привлекать к активному участию в коллективной праздничной конструктивно-модельной деятельности;
7. Формировать художественные навыки, развивать творческие умения.
8. Закрепить знания, полученные на занятиях изобразительной деятельностью (рисование, лепка, аппликация)
9. Вовлечь родителей воспитанников в активное взаимодействие.
Материально – техническое обеспечение
Мультимедийное оборудование с видео и презентациями по теме; аудио записи (сказки, музыка П. Чайковского «Щелкунчик».); наглядные иллюстрации; фотографии, картинки по теме «Балет», «Щелкунчик» и пр. ; материалы для изо и конструктивной деятельности (краски, карандаши, природный, бросовый материал и пр.).
Прогнозируемый результат:
- Интерес к сказке Гофмана.
- Расширение у детей знаний о театре, театральной терминологии, появление устойчивого интереса к сказкам, театрализованной деятельности.
Умение самостоятельно применять полученные навыки работы с различным материалом для ИЗО деятельности.
- Формирование у детей нравственных качеств, чувства взаимопомощи, сопереживания.
Конечные продукты:украшение окон в группе,коллективная работа "Бал во дворце советника медицины Штальбаума ", выставка поделок "Зимнее волшебство" (совместно с родителями, елочные украшения- пряники на елку (с привлечением родителей).
Этапы реализации проекта :
1 этап подготовительный.
- Составление плана совместной работы с детьми и родителями.
- Подбор материала и оборудования для работы в центрах активности, бесед, игр с детьми, иллюстрации, стихи, загадки;
- Сотрудничество с родителями: привлечение родителей к участию в изготовлении пряников, в выставке поделок совместно с детьми, разучивание стихотворений к новогоднему утреннику, песен, танцев; - Поиск и изучение литературы на тему проекта («Щелкунчик», а также ознакомление с мет одами работы по театральной деятельности ;
- Поиск и создание картотеки аудио и видео записи сказки «Щелкунчик»;
- пополнение библиотеки сказкой Гофмана «Щелкунчик и мышиный король».
2 этап Основной (реализация)
В ходе проекта с детьми была проведена работа по всем пяти образовательным областям, но основной упор был направлен на изобразительную деятельность.
1. Беседовали об авторе, о традициях семьи, о традициях встречи подготовки к новому году;
2. Рассматривали детские старинные переизданные книги об истории, традициях зимних праздников, самостоятельном изготовлении игрушек на елку разными способами и из различных доступных материалов. (См. прилож. 1)
3. Слушали аудио сказки «Щелкунчик», фрагменты музыки из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик».
4. Читали сказку и учились давать характеристику героям;
5. Просмотрели мультфильм «Щелкунчик», фрагменты из балета П. Чайковского «Щелкунчик»;
6. Познакомились с видами театра, и правилами поведения в театре (см. прилож. 2)
7. Пересказывали по сюжетным картинкам из сказки «Щелкунчик» и без картинок
8. Разучивали песни и танцы к новому году (в лесу родилась елочка на новый лад, замела метелица, ДжинглБеллс)
9. Отгадывали загадки о зиме, Новом годе. (см. прилож. 3).
10. Играли во всевозможные С. Р. И : «Почта Деда Мороза», «Помощники Деда Мороза», «Семья», «Магазин подарков». (см. прилож. 4)
11. Самостоятельное рисовали персонажей из сказки, елочки, снежинки, импровизировали движения героев под музыку; раскрашивали и вырезали фигурки балерин, сцены из М/Ф «Щелкунчик». (см. прилож. 5)
12. Констуировали дом. Елочку, елочные украшения. (см. прилож. 6).
13. Помогали в оформление окон в группе по сказке «Щелкунчик». (см. прилож. 7)
14. Под руководством мамы Любы из соленого теста лепили пряники и раскрашивали их гуашью. (см. прилож. 8)
15. С помощью родителей изготавливали новогодние поделки на выставку. (см. прилож. 9)
За время проведения проекта дети работали по всем областям программы. В каждой области дети осваивали определенные навыки и умения.
3 этап Заключительный.
Все дети очень хорошо включились в проект, несмотря на разницу в интересах, в развитии и начальной заинтересованности. На протяжении всего проекта у детей был огромный интерес к произведению Э. Гофмана. Все что было запланировано, было проведено, даже больше, потому что у детей возникали дополнительные вопросы. В связи с этим, мы все глубже и глубже погружались в атмосферу сказки.
На заключительном этапе были
-проведено итоговое мероприятие интегрированное занятие «Щелкунчик»
-оформлены выставки поделок и елочных украшений.
- украшены окна в группе по мотивам сказки.
- коллективно сконструирован и украшен дом советника и бал внутри дома.
Продукт проектной деятельности
-украшение окон в группе,
- выставка поделок "Зимнее волшебство"
- елочные украшения- пряники на елку
- коллективная работа " Бал во дворце советника медицины Штальбаума "
- картотеки дидактических и подвижных игр по теме проекта
- видеотеки произведений Э Гофмана.
Вывод:
Благодаря такому замечательному проекту, у детей расширились знания о театре, они научились сочинять сказки, самостоятельно применять знания, полученные ранее на ИЗО деятельности, расширился кругозор, сформировался запас литературных и музыкальных впечатлений. У детей и родителей появился устойчивый интерес к сказкам. Дети стали более эмоционально отзывчивы, научились сопереживать героям и пр.
Так же проектный метод объединил детей, их родителей, педагогов; сформировал навыки сотрудничества. В наше время, дети перестают верить в чудеса. Сказка им жизненно необходима, для гармоничного развития ребенка, как личности. Совместными усилиями воспитателей и родителей, мы можем подарить детям сказку. Поэтому такие проекты нужно проводить чаще.
Список литературных источников
Выготский Л. С. «Воображение и творчество в детском возрасте» — М., 1967.
Мелик-Пашаев А. А. «Художник в каждом ребёнке…» — М., 2008.
Окслейд К., Гэнери А. «Энциклопедия для детей от А до Я» — М., «Махаон», 2010.
Покидаева Т. «Большая детская энциклопедия» — М., «Махаон», 2012.
https://cyclowiki.org/wiki/Щелкунчик_(балет)
https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/efd4338c-222a-fd3e-2c7c-7001f671e346/Tcaikovsky_Shelkunchik.htm
https://1p.fondpotanin.ru/projects/istoriabaleta
https://ru.wikipedia.org/wiki/Гофман,_Эрнст_Теодор_Амадей
https://ru.wikipedia.org/wiki/Щелкунчик_и_Мышиный_король_(сказка)
https://www.books.ru/books/shchelkunchik-i-myshinyi-korol-841548/
https://www.briefly.ru/gofman/schelkunchik_i_myshinyj_koro
Приложение № 1
Приложение № 2
Правила поведения в театре
Виды театра
Существуют несколько разных видов театра: оперы и балета, кукольный, мюзикл, моноспектакль, оперетта, театр абсурда, пантомима, драматический, театр пародии и уличный театр.
Правила поведения в театре
Давайте повторим правила поведения в театре:
Приходить в театр в нарядной одежде. Приходить за 15-20 мин. до начала спектакля.
Не бегать по зрительному залу до начала спектакля.
Занять свое место, указанное на билете.
Не вставать с занятого места без надобности.
Продвигаться по зрительному ряду лицом к сидениям.
Сидеть спокойно, не вертеться и не разговаривать.
Выключать телефон и не доставать его до конца представления.
Не есть во время спектакля. Аплодировать, сильно не размахивая руками.
Во время антракта стараться сделать все, что необходимо: позвонить, сходить в туалет, перекусить и попить воды.
Не выходить из зала пока не закончится спектакль, поклон артистов. В гардероб проходить спокойным шагом.
Приложение № 3
Загадка №1 Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
( Ответ: Зима)
Загадка №2
Змейкой вьются по земле,
Воют жалостно в трубе,
Засыпают снегом ели.
Это – зимние… ( Ответ: Метели)
Загадка №3
Он вошел – никто не видел,
Он сказал – никто не слышал.
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес.
( Ответ: Мороз)
Загадка №4
Без досок, без топоров
Чрез речку мост готов.
Мост – как синее стекло:
Скользко, весело, светло.
( Ответ: Лёд)
Загадка №5
После брата Января
Служить очередь моя.
Помогают мне два друга:
Снежная метель и вьюга.
( Ответ: Февраль)
Загадка №6
Белый пух лег на дороги,
На ступеньки и пороги.
Знает каждый человек
– Этот пух зовется…
( Ответ: Снег)
Загадка №7
Все лето стояли,
Зимы ожидали,
Дождались поры,
Помчались с горы.
( Ответ: Санки)
Загадка №8
И не снег, и не лед,
А серебром деревья уберет.
( Ответ: Иней)
Загадка №9
Зацепилась за карниз
И растет, как шишка, вниз.
( Ответ: Сосулька)
Загадка №10
По тропинкам,
по дорожкам
Кто идет на снежных ножках?
Кто способен на уловки,
Носик у него морковка?
По весне растает вмиг
Это белый…
( Ответ: Снеговик)
Загадка №11
Белый дед, белее нет.
Старый, горбатый, лежит возле хаты.
Лежит всю зиму — никто не поднимет.
Весна придет — он сам уйдет.
( Ответ: Сугроб)
Загадка №12
С неба падают зимою
И кружатся над землею
Легкие пушинки,
Белые …
( Ответ: Снежинки)
Загадка №13
Жил я посреди двора,
Где играет детвора,
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей.
( Ответ: Снеговик)
Загадка №14
Кончился год, наступила зима,
Снегом пушистым покрыла дома,
Вьюга, мороз и сугроб во дворе,
Снова зима к нам придет в …
( Ответ: Декабре)
Загадка №15
Что за чудо-покрывало?
Ночью все вдруг белым стало.
Не видать дорог и рек —
Их укрыл пушистый…
( Ответ: Снег)
Приложение № 4
Приложение № 5
Приложение № 6
Приложение № 7
Приложение № 8