Наталия Козлова
Творческий проект по предшкольной подготовке «Скоро в школу мы идем»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Название проекта :
«Скоро в школу мы идем!» (организация предшкольного образования в условиях ДОУ)
2. Описание проблемы, на решение которой направлен проект :
Готовит ли детский сад детей к школе? Современная педагогическая практика столкнулась с тем, что дети не хотят учиться в школе и слабо проявляют познавательный интерес. Отмечается резкое снижение учебной мотивации у учащихся всех ступеней школы. Одной из причин отмеченного явления является неправильная подготовка детей к школе, в результате чего нарушаются закономерности психического развития ребенка-дошкольника, что приводит к серьезным негативным последствиям в более старшем возрасте. На каждом возрастном этапе развития ребенка существует ведущая деятельность, в рамках которой развивается психика ребенка. В дошкольном возрасте - это игра, а в младшем школьном - учение. В игре у дошкольника развиваются психические процессы и мотивационная сфера того уровня, когда он произвольно, сознательно может управлять своим поведением в соответствии с поставленными задачами и целями. Вне игры такое развитие идет хуже. Замена ведущей игровой деятельности в дошкольном возрасте на неадекватную возрасту учебную деятельность приводит к тому, что к началу младшего школьного возраста у детей не формируются те психологические новообразования, которые образуются у дошкольников в игровой деятельности:
Публикация «Творческий проект по предшкольной подготовке „Скоро в школу мы идем“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Школа. Скоро в школу
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
- плохо развита фантазия, обобщение, символическая функция, познавательная мотивация,
- сильно отстают в развитии учебная мотивация и произвольность.
Таким образом, подготовка детей к начальной школе - одна из наиболее актуальных проблем российского образования. Сегодня к первому классу детей готовят по желанию родителей – в семье, в детском саду, в учреждениях дополнительного образования. Единого подхода в этой сфере нет. В результате дети приходят в начальную школу с совершенно разным уровнем подготовленности. Учителю, принявшему первый класс, приходится много времени и сил тратить на выравнивание знаний и умений учащихся, что не может не повлиять на качество обучения.
В настоящее время в территориях отрабатываются различные модели организации предшкольного образования. Всё более востребованной в практике становится модель организации групп предшкольной подготовки детей 6-7 лет на базе дошкольных учреждений, при этом ходить в эти группы могут как дети, не посещавшие ДОУ, так и воспитанники детского сада по желанию с целью закрепления и углубления знаний и умений к школе, полученных в подготовительной группе ДОУ.
На организацию такой группы по предшкольной подготовке детей старшего дошкольного возраста в нашем детском саду и направлен данный проект.
3. Цель и задачи проекта
Цель проекта : создание одной из модели предшкольной подготовки для детей, поступающих в школу в условиях специальной группы предшкольного образования (ГПО) на базе МБДОУ «Детский сад №1 «Солнышко» п. Вурнары Вурнарского района Чувашской Республики для обеспечения равных стартовых возможностей детей.
Задачи проекта :
Проведение анализа научной литературы по проблеме организации и реализации проекта предшкольного образования в психолого-педагогической теории и практике;
Формирование нормативно-правовой основы, регламентирующей деятельность выбранной нами одной из форм предшкольного образования;
Расширение необходимой материальной базы для эффективной работы группы предшкольной подготовки в ДОУ;
Отбор программно-методического обеспечения, адекватного специфике данной модели предшкольного образования
Построение единой содержательной линии педагогической деятельности в соответствии с ФГТ и с требованиями начальной школы, обеспечивающей эффективное поступательной развитие ребенка и его успешный переход на следующую ступень образования;
Повышение уровня профессиональной ответственности, самостоятельности и творчества педагога группы для обеспечения роста качественных показателей в предшкольной подготовке детей.
Выявление степени удовлетворенности субъектов образовательного процесса (семьи) уровнем подготовки детей к школе;
Сравнительный анализ эффективности работы групп предшкольной подготовки в школе и в ДОУ
Проект «Скоро в школу мы идем!» включает в себя три этапа:
1 этап – Подготовительный (июнь-август 2012 г.)
Цель: проведение организационной работы.
Задачи этапа:
Изучение научно-публицистического материала в литературных источниках;
Определение нормативно-правовой базы;
Составление списка детей старшего дошкольного возраста, желающих посещать группу предшкольной подготовки при ДОУ;
Согласование с родителями режима функционирования группы;
Разработка совместно с учителем начальных классов МБОУ «Вурнарская средняя общеобразовательная школа №1 им И. Н. Никифорова», к которому пойдут в первый класс воспитанники группы, рабочей учебной программы в соответствии с ФГТ, диагностических материалов для группы;
Составление локальных актов по вопросам функционирования группы (приказы, положение, договора с родителями, должностные инструкции, учебный план, расписание);
Организация развивающей среды.
2 этап – Внедренческий (сентябрь 2012 г. – май 2013 г.)
Цель: осуществление предшкольной подготовки детей старшего дошкольного возраста на базе МБДОУ «Детский сад №1 «Солнышко» п. Вурнары Чувашской Республики
Задачи этапа:
• Организация работы по предшкольной подготовке детей на основе разработанной рабочей учебной программы в соответствии с ФГТ;
• Мониторинг модели предшкольного образования;
• Контроль за осуществлением предшкольной подготовки воспитанников.
3 этап – Итоговый (июнь 2013 г.)
Цель: анализ и обобщение деятельности группы предшкольной подготовки ДОУ за период реализации данного проекта.
Задачи этапа:
Анализ полученных результатов за прошедший период и выводы;
Обобщение опыта работы по практике предшкольного обучения детей в специально созданной группе по предшкольной подготовке в ДОУ;
Отчет о результатах реализации проекта.
Необходимо осуществлять предшкольную подготовку в детских дошкольных учреждениях. Дошкольные учреждения проводят определённую подготовку детей к школе, но из-за того, что отсутствуют единые правила этой подготовки, в начальную школу приходят дети с навыками чтения и счёта, но при этом у некоторых из них не развита мелкая моторика, у других - устная речь. У 70% первоклассников не сформировано умение организовать свою деятельность. Поэтому и возникла необходимость в альтернативных формах такой подготовки.
Так как в настоящее время существуют разнообразие организационных форм предшкольной подготовки, то это, казалось бы, должно являться хорошим показателем реализации принципа вариативности предшкольного образования, но данный факт рождает конфликтную ситуацию между детским садом и школой за место лидера в образовательной политике предшкольной подготовки. Разные регионы придерживаются диаметрально противоположных позиций по этому вопросу. И в зависимости от этой позиции получает развитие та или иная модель предшкольного образования, с доминированием школьных или садовских форм предшкольной подготовки.
Но школы, предлагающие в качестве формы предшкольной подготовки группы кратковременного пребывания, рассчитанные исключительно на обучающие занятия, не способны обеспечить детям развитие тех социальных навыков и умений, которые считаются неотъемлемой составляющей школьной готовности.
Дошкольники нуждаются в детском саде не только как в форме ухода и присмотра за ребенком, но и как в площадке для игр со сверстниками под руководством педагога и как в «школе» социализации. Поэтому, мы считаем, что все же, основные позиции по организации предшкольной подготовки детей должны принадлежать детскому саду. А школа может курировать тот детский сад, воспитанники которого поступают по преимуществу в первые классы этой школы, а также корректировать программу такой подготовки.
Таким образом, предшкольную подготовку детей будет осуществлять детский сад, но при участии школы. В итоге будет прослеживаться преемственность ДОУ и школы в вопросах предшкольного образования детей старшего дошкольного возраста.
Промежуточные результаты реализации проекта :
- будет сконструирована предметно-пространственная среда, соответствующая психологическим и физиологическим особенностям возраста детей 6-7 лет;
- разработана нормативно-правовая база, обеспечивающая реализацию проекта;
- разработан механизм по оказанию образовательных услуг родителям и детям 6-7 лет;
- созданы условия для расширения рамок профессиональной деятельности педагога ГПО;
- созданы условия для формирования положительного имиджа ДОУ.
Конечные результаты реализации проекта
- повышение доступности качественных образовательных услуг посредством развития модели предшкольного образования;
- сформированная готовность к взаимодействию с окружающим миром, характеризующаяся как готовность:
Интеллектуальная (определенный уровень информированности детей о разных областях деятельности, возрастной уровень эрудиции и познавательных интересов, осознание себя как носителя культуры;
Эмоциональная (восприимчивость к различного рода сенсорной информации, наличие «знаемых» мотивов поведения);
Деловая (возможность реализовывать свои знания в разнообразной деятельности;
Коммуникативная (желание и умение участвовать в учебном и не учебном общении).
- сформированность мотивации к обучению в школе, готовности к восприятию учебного материала, развитие памяти, усвоение способов, приемов учения, развитие ключевых компетенций;
- развитие мелкой моторики руки, которая является основой для овладения процессом письма в начальной школе и других важных функций психики ребенка;
- повышение уровня работоспособности, комфортности и психологической раскованности дошкольников;
- расширение взаимодействия ДОУ, семьи и школы.
Условия
Учет разнотемповости и разноуровневости развития каждого ребенка;
Предоставление широкого спектра деятельности для выбора ребенку и его семье;
Использование здоровьесберегающих технологий образовательных технологий;
Хорошее методическое обеспечение;
Обеспечение психологического комфорта ребенка;
Открытость ДОУ для родителей дошкольника, сотрудничество ДОУ с семьей и школой.