Анна Шигапова
Творческий проект в рамках внеурочной деятельности «Изготовление панно «Мой Выборг» в технике росписи по стеклу»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение дополнительного образования
«Дворец творчества»
МО «Выборгский район» ЛО
Творческий проект
«Изготовление панно «Мой Выборг»
в технике росписи по стеклу».
Выполнила:
обучающаяся кружка «Декоративно-
прикладного творчества»
Зубарева Екатерина Ивановна
педагог доп. образования:
Шигапова Анна Николаевна
г. Выборг
2017г.
Содержание
Введение…. 4
Публикация «Творческий проект в рамках внеурочной деятельности „Изготовление панно „Мой Выборг“ в технике росписи по стеклу“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Проекты творческие
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
I Поисково-исследовательский раздел:
1. Обоснование возникшей проблемы…. 5
2. Постановка цели и задач…. 5
3. Требования к изделию…. 6
II Технолого- конструкторский раздел:
1. Инструменты и материалы….….…6
2. Технология росписи по стеклу …. 6
3. Контроль качества…. 7
III Экономический раздел:
1. Экологическая оценка…. 7
2. Экономическое обоснование проекта…. 7
Выводы….…. …. …8
Заключение…. 8
Литература…. 9
Приложения
Хранение материалов и уход за ними. Правила техники
безопасности при выполнении работ…. ….….10
История витража….…. …11
История выборгских башен…12-15
Упражнения для снятия напряжения….….16
Аннотация
Предлагаемый проект «Изготовление панно «Мой Выборг» в технике росписи по стеклу» является творческим, направлен на расширение кругозора и развитие интереса к технике витражной росписи, а также к истории Выборга, в особенности истории его башен, доживших до наших дней. Творческий проект содержит разделы, позволяющие любому человеку получить историческую справку по витражной росписи и истории выборгских башен, а также позволит освоить практику по данному виду декоративно-прикладного творчества.
Цель проекта : Изготовить несколько панно «Мой Выборг» в технике росписи по стеклу.
Актуальность данной темы состоит в том, что роспись по стеклу является на современном этапе очень востребованным видом декоративно-прикладного искусства. Это направление очень интересно разнообразием своих техник выполнения и приемов работы. Изделия, выполненные художественной росписью, займут почетное место в ваших домах среди других творений человека, потому что они являются уникальными, оригинальными и неповторимыми, и тем более, если это будет панно памятных мест города Выборга.
Объем работы составляет 5 печатных страниц, содержащих 3 таблицы и еще 5 приложений.
Витраж является эксклюзивным украшением любого интерьера, его популярность связана с тем, что витраж, по-прежнему, остается ручной работой, произведением творчества.
Современная роспись стекла, заливной витраж стала одним из необыкновенных видов искусства. Витраж - это своеобразная композиция, которая представляет собой разноцветные стеклышки, соединенные единой свинцовой оправой. А вот роспись по стеклу - это нечто другое. Стеклянная поверхность остается целой, на нее наносится сначала контур рисунка, а потом он закрашивается витражными красками.
Роспись по стеклу - это кропотливая и очень сложная работа, в результате которой обычное стекло полностью преображается, превращаясь в удивительное произведение искусства. По утверждению специалистов, роспись по стеклу была известна человечеству с древнейших времен.
Актуальность техники витражной росписи по стеклу обосновать очень легко - достаточно посмотреть примеры готовых работ. Их богатство, широчайшая сфера их применения в интерьере, эстетическая ценность - все это предпосылки популярности этого вида творчества. Актуальность техника росписи по стеклу состоит в том, что она осуществляется в предметах быта, созданных по законам красоты. Это вещи, сделанные не только как полезные, но и как прекрасные, имеющие свой стиль и свой художественный образ, который выражает их назначение, несет обобщенную информацию о типе жизни и миросозерцании народа и эпохи. Эстетическое воздействие прикладного искусства повседневно, ежечасно, ежеминутно. Вещи, окружающие и обслуживающие нас, создающие наш быт и уют, могут подниматься до вершин искусства. Роспись по стеклу является на современном этапе очень востребованным видом декоративно-прикладного искусства, среди профессиональных художников и людей, увлеченных художественным и декоративным творчеством.
На занятиях кружка декоративно-прикладного творчества нам дали первоначальные понятия о витражном искусстве, научили навыкам технологии росписи по стеклу, привили интерес к самостоятельной творческой деятельности.
Творчество помогает мне реализовать свои замыслы в определенное произведение. Художественно-витражная роспись – занятие, которое приносит огромное удовольствие, и чем глубже ее познаешь, тем больше радости она доставляет.
Я очень люблю бывать в Выборге, ходить по его улочкам, мостовым, прикасаться к его истории. И вот, я решила сделать несколько панно в технике росписи по стеклу, связанных с историческими местами Выборга.
Цель проекта : Изготовить несколько панно «Мой Выборг» в технике росписи по стеклу.
Задачи проекта :
1. Подобрать необходимые инструменты и материалы.
2. Подобрать понравившиеся картинки, фото.
3. Расширить кругозор по теме росписи по стеклу, получить практические навыки в работе с художественными материалами.
4. Познакомиться с историей Выборга.
Требования к изделию Таблица №1
Требования с точки зрения безопасного использования Изделие не должно иметь элементов, которыми можно пораниться
Экологические требования Изделие не должно вредить экологии
Инструменты и материалы:
кисти синтетика №1 №2 №3;
диски ватные, обезжириватель, ватные палочки;
банка для воды, прозрачная палитра;
распечатки готовых эскизов;
краски по стеклу для витражных работ("Декола",
контуры по стеклу для витражных работ ("Декола ")
плоское стекло в раме – 5шт.
Таблица №2 Технология выполнения панно в технике роспись по стеклу
Этап работы Последовательность выполнения Материалы
выбрать подходящую картинку для будущего витража, Картинку распечатать в необходимом размере. лист формата А4, принтер
Обезжиривание поверхности стекла Аккуратно протереть стекло по всей поверхности. Дать высохнуть Спиртосодержащие салфетки или ватные диски и спирт
Нанесение контура Эскиз витража кладём под стекло, выполняем строго по контуру рисунка, непрерывающейся линией (высыхание от30мин до 24 часов) Контур по стеклу (бронза, черный, белый, золото)
Выполнение росписи красками Цвета в соответствии с эскизом (высыхание 24 часа) Витражные краски по стеклу «Декола»
Закрепление витража в рамке Аккуратно положить стекло с витражом в пазы рамы и закрепить металлическими зажимами Стекло с росписью, рамка для панно
И все – витраж готов.
Контроль качества
Мои готовые изделия отвечают следующим требованиям:
1. Цветовое сочетание гармонично
2. Все элементы выполнены ровно и аккуратно
3. Работы оформлены в конечные изделия
4. В целом изделия производит благоприятное впечатление
Изделие, выполненное художественной росписью по стеклу, займет почетное место в наших домах среди других творений, потому что оно является уникальным, оригинальным и неповторимым. Роспись по стеклу - абсолютно необычайное и интересное искусство, которое никогда не уйдет в прошлое, не смотря ни на какие веянья моды. Художественная роспись стекла всегда будет смотреться необычайно привлекательно.
Экологическая оценка проекта
Один из важных критериев, на которые я обратила особое внимание при создании проекта, это экологичность. Она заключается в использовании экологически чистых материалов. С этой задачей мне удалось справиться.
Витражные краски водорастворимые, без запаха. Рама из древесины и стекло – экологически чистые природные материалы.
Поэтому можно сделать вывод, что панно не будут выделять вредных веществ в окружающую среду и будут экологически безопасны для здоровья человека.
Экономическое обоснование. Расчет себестоимости панно Таблица №3
№ Материалы Цена за 1 шт количество затраты
1 Контуры 122руб. 2шт 244 руб.
2 Кисть 20 руб. 3шт. 60 руб.
3 Витражные краски 64руб. 10шт 640 руб.
4 Рамка 70 руб. 5шт. 350 руб.
Итого: 1294руб.
Расчетная стоимость 1 изделия: 1294:5 = 258,80руб.
Цена такого панно в магазине – от 1тысячи рублей.
ВЫВОДЫ
Изучив историю возникновения и развития витража, историю Выборга, я пришла к следующим выводам:
1. Витраж очень древнее искусство, корни которого уходят в начало нашей эры.
2. Появилось много новых техник витража, в том числе и таких, которые позволяют значительно снизить стоимость витража и даже изготовить его в домашних условиях.
3. История Выборга очень интересна, увлекательна, разнообразна. Особенно интересны его башни.
4. Занятие росписью по стеклу повышает внимательность, организованность, вырабатывает усидчивость и аккуратность, развивает творческие способности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проектной работы мной были созданы 5 панно с видами башен Выборга в технике росписи по стеклу для нашего школьного музея. Это не первая моя работа в данной технике. Но не все получилось идеально. Было тяжело рисовать контуром ровные линии. Для этого нужно больше практики. Очень трудным, оказалось, сделать заливку вокруг самого рисунка, пришлось на некоторых панно переделывать ее несколько раз.
В целом, я довольна результатом и считаю, что с поставленной задачей справилась. К тому же, я получила бесценный опыт – научилась создавать красивые вещи своими руками.
В настоящее время, планирую продолжить работу по изготовлению изделий декоративно-прикладного искусства, ведь их можно дарить друзьям, делать выставки, возможно даже устраивать распродажи. Хочу изучить и другие техники, например - точечную роспись, также хочу научиться расписывать объемные предметы, например, графин или вазу.
Библиография.
Гир А. Фристоун Б. - «Роспись по стеклу» - М. : Арт-Родник. - 2009, 104 с.
Данилова, Г. И. Мировая художественная культура. От истоков до XVII века. 10 кл. : учеб. Для общеобразоват. учреждений Г. И. Данилова. – 6-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2008. – 333
Ди Спирито Мария. Витражное искусство и техника росписи по стеклу М. : Альбом, 2006. — 131 с.
Пухол-Ксикой Рейс, Калас Хуана Хулия. Трафаретная роспись М. : АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2003. — 141 с.
Ригли Л. Цветное стекло в интерьере : Практическое руководство / пер. с англ. – издательство М. : Ниола-Пресс, 2007. - 96 с. 15
Синеглазова М. О. Роспись по стеклу М. : Издательский Дом МСП, 2005. — 112 с.
Приложение
ИСТОРИЯ ВИТРАЖА
Слово «витраж» произошло от латинского «vitrum», что означает стекло. Первоначально витражами назвали окна из цветного стекла, соединённого между собой свинцовыми пластинами. В настоящее время, благодаря развитию дизайна, понятие витража значительно расширилось. Под витражом понимают любой декоративный элемент, основанный на игре света. Например, стеклянная дверь, ниша, светильник или панно. Искусство витража начинается в глубокой древности. Простейшая стеклянная мозаика и украшения из стекла существовали еще до нашей эры в Древнем Египте и Риме. В раннехристианских храмах оконные проемы были украшены простейшими витражами из полупрозрачных пластин алебастра и селенита. Появление привычного для нас витража можно отнести к V-VII векам, когда из-за особой эмоциональной атмосферы витражи стала широко использовать христианская церковь. Самыми древними дошедшими до нас в законченном виде считаются витражи из Аугсбургского собора в Германии (1100 г., но есть и более ранние находки фрагментов витражей, датируемые 540 годом нашей эры. С возникновением готического стиля живопись на стекле получает совершенно иное направление развития. В романском стиле преобладал орнамент, среди которого в виде медальонов изображались библейские сцены. В готический период на первый план выдвигается изображение фигур святых, епископов и королей. В готический период живопись на стекле достигает своего величайшего расцвета. Об этом нам свидетельствуют богатые композиции расписных окон, сохранившихся в Страсбургском и Кельнском соборе, в Соборе Парижской Богоматери (Нотр-Дам-де-Пари, в церкви св. Лаврентия в Нюренберге, в Соборе Пресвятой Девы Марии в Мюнхене и в Буржском соборе. Витражи становятся настоящими картинами с реалистической передачей объема. Они создаются как живопись на стекле на основе полотен известных художников. XVI в. Витражи начиняют применяться в общественных и светских зданиях. Исторические сцены или эмблемы и гербы украшали окна мэрий, а небольшие вставки из белого стекла помещались в неокрашенные окна жилых домов. В России витражи никогда особо широко не применялись. Природно– климатические условия, да и совершенно иная архитектура православного храма, в отличии от католического, не способствовали появлению витража в интерьере церкви. Во время царствования Екатерины II в Санкт–Петербурге возводятся несколько зданий в готическом стиле с витражными окнами, но до нас дошли только упоминания об этих постройках. Промышленное изготовление витражей началось лишь в конце 1890 годов и прервалось революцией 17-го года. Перед первой мировой войной в Петербурге работало не менее 20 витражных мастерских
Приложение №2
История выборгских башен
Выборг можно назвать самым «западноевропейским» городом России, его старинные башни и улочки напоминают Ригу и Таллин. Выборгский замок – это единственная в России средневековая крепость, достаточно хорошо сохранившаяся.
В 1293 году шведы под руководством маршала Торгильса Кнутсона совершили так называемый Третий Крестовый поход. Захватив поселение карелов, принадлежащее Новгородской республике, они хотели закрепиться на стратегически выгодной территории и обратить православных в католическую веру.
На месте разоренного острога, на острове в Финском проливе был построен замок, который шведы назвали «Святой крепостью».
Башня Олафа – это символ Выборга и главное сооружение крепости. Ее высота - 48,6 метров, толщина стен у основания – 5 метров, у купола – 3,5 метра. За свою историю башня несколько раз перестраивалась, но первые два ее яруса остались неизменными с XIII века.
Масштабное преобразование башни прошло в середине XVI века. Сооружение было разобрано до второго яруса, а затем была выполнена кирпичная надстройка, причем, третий и четвертый этажи построены в виде четырехгранника, а 5, 6 и 7-ой – в форме восьмигранника. На верхний ярус были подняли пушки, для которых устроили бойницы. Башня Олафа превратилась в серьезное фортификационное сооружение.
Постройка сильно пострадала во время пожаров 1834 и 1856 годов. Последний из них, возникший из-за фейерверка в честь открытия Сайменского канала, уничтожил перекрытия и купол башни. По инициативе Александра III в 1890-х годах проведена масштабная реконструкция, в результате которой башня приобрела свой нынешний вид.
Был воссоздан купол, построена металлическая лестница из 239 ступеней. Вместе с тем, внутреннее пространство сооружения полностью изменилось. Утеряны средневековые потолки и подоконные ниши, исчезли узкие проходы и разобраны камины. Перекрытия башни Олафа заново не были восстановлены.
Первым русским царем, поднявшимся на башню, был Петр Первый. Как рассказывал вице-адмирал и датский посол Юст Юль, при подъеме на башню Петра сопровождало большое количество бутылок вина, водки и пива, а более всего было выпито на верхней площадке.
Райская башня — одна из боевых башен Выборгского замка, средневековый памятник фортификации, входящий в комплекс музейных помещений. Райская башня служила для защиты крепости с юго-восточной стороны и была первой круглой башней в крепости. Круглый купол Райской башни, выполненный в виде шлема, напоминает купол башни Олафа. В конце XX века в башне появились трещины, но благодаря умело проведенной реставрации, разрушение строения было предотвращено
Башня сооружена в XV веке в ходе масштабных строительных работ, начатых в замке в 1442—1448 годах Карлом Кнутссоном Бунде и продолженных шведскими королевскими наместниками Выборгского замкового лена Эриком Аксельссоном Тоттом и Стеном Стуре.
Угловая Райская башня на стыке восточного и южного корпусов, построенная позже других, получила круглую в плане форму, более соответствующую задачам обороны в период зарождения и совершенствования артиллерии. В результате ремонтов и перестроек форма кровли и окон башни неоднократно менялись; современный вид они приобрели в конце XIX века, когда башня была увенчана куполом, по форме напоминающим древний шлем. Окна имеются в трёх верхних ярусах башни. Средневековые интерьеры и помещавшиеся в нишах бойниц изображения фамильных гербов наместников Эрика Аксельссона Тотта и Стена Стуре не сохранились.
Дноуглубительные работы, проведённые в Выборгском фарватере, и превращение Крепостного моста в конце XX века в часть международной автотрассы привели к тому, что из-за постоянных вибраций к 1991 году стало заметным сползание Райской башни с гранитного основания Замкового острова (как выяснилось позднее, до края скалы оставалось всего 22 сантиметра). Возникшую угрозу обрушения удалось предотвратить в 1992 году путём срочного ремонта, включавшего работы по расчистке засыпанных нижних ярусов башни и укреплению стен и фундамента.
Часовая башня – это одна из самых красивых достопримечательностей Выборга, к тому же она имеет интересную историю. В 1494-1498 годах на этом месте был построен католический храм Святых Девы Марии и Олафа, к которому была пристроена колокольня. Спустя столетие на звоннице появились часы и с этого времени ее стали называть Часовой башней.
Построенный католический храм играл важную роль в жизни города и с 1554 года он становится Кафедральным лютеранским храмом (после Королевской реформы 1527 года). Также этот храм был известен как Агрикольский собор, названный в память о Микаэле Агриколы – переводчика Библии на шведский язык, просветителя и первого Лютеранского епископа Финляндии.
Кафедральный собор был расширен и перестроен, а для вновь возведенной каменной колокольни отлили колокол, который установили в нижнем ярусе.
В 1940 году в Старый Кафедральный собор попала бомба и он также был разрушен. Часовая башня чудом уцелела. Подойдя к ней поближе, можно увидеть, что основанием ее является большой валун. Удивительно, что, спустя более 150 лет, часы на колокольне все также, как в XIX веке, отсчитывают часы и минуты. В настоящее время проводится реставрация.
Круглая башня — каменная артиллерийская башня рондельного типа, одна из двух сохранившихся боевых башен средневековой Выборгской крепости. Построена в 1547—1550 годах инженером-фортификатором Ханном (Гансом) Бергеном.
В 1470-х годах город, выросший на полуострове к востоку от Выборгского замка был обнесен каменной стеной длиной около 2 км. Стена включала в себя 10 башен. Одна из пяти башен восточного фронта защищала т. н. Скотопрогонные ворота, почему и получила название Карьяпортти (Скотопрогонная). Однако совершенствование артиллерии и методов борьбы с крепостями потребовало усиления обороны — по распоряжению Густава Вазы была построена приземистая мощная башня-рондель (такой тип башен был характерен для позднеготической фортификации, вынесенная перед фронтом городской стены на 17 м для ведения анфиладного артиллерийского огня (предполагалось, что таких башен будет две). В плане башня была несколько яйцевидной формы и имела в диаметре около 21 м с толщиной стен у основания с восточной стороны около 4 м, с западной — около 3 м. Круглую башню соединили со Скотопрогонной галереей из двух каменных стен толщиной 2-2,5 м с внутренним проездом
В послевоенное время советские власти устроили в башне аптечный склад. Позже Круглая башня была передана городскому тресту общественного питания. Архитектором-художником В. В. Дмитриевым в 1972 году был разработан проект реставрации, включающий воссоздание настенных росписей Ренессансного зала, дополненных описанием на русском языке, и с 1976 года в башне открылся кафе-ресторан. На третьем этаже остался зал ресторана, а на втором разместился банкетный зал (восстановление библиотеки и Серебряного зала проектом реставрации не предусматривалось).Ресторан «Круглая башня» действует и в настоящее время
Башня Ратуши (фин. Raatitorni) — каменная, четырехугольная в плане башня, одна из двух сохранившихся боевых башен средневековой Выборгской крепости. Построена в 1470-х годах вместе с прочими башнями оборонительной стены каменного города.
В 1470-х годах город, выросший на полуострове к востоку от Выборгского замка был обнесён каменной стеной с 9 башнями длиной около 2 км. Башня Ратуши была единственной воротной башней юго-восточной части стены Каменного города. Название своё башня получила из-за того, что была построена или содержалась на деньги горожан.
В первоначальном виде башня представляла собой косоугольный в плане единый объем высотой 9,7 м (12,5 м до конька кровли, несколько вытянутый по продольной оси. Башня была сложена из гранитных валунов на известковом растворе и перекрыта двускатной черепичной кровлей, конек которой был вытянут по оси ворот. С двух сторон к башне примыкают прясла высотой 6,5 м и шириной 2 м — остатки разобранной крепостной стены. Северный фасад башни составлял с крепостной стеной одно целое, то есть она всем своим объемом выступала в «поле» для фланкирования ближайших участков стены. По вертикали башня была разделена на три яруса («боя», перекрытых сводами. Самый нижний ярус — «подошвенный бой» — был проездным. Внутренняя каменная лестница в толще восточной стены вела на «первый бой», в котором имелись четыре бойницы (по две в каждом из уголов, обращенных в сторону «поля») и два выхода на прясла. Далее деревянная лестница вела на «второй бой» с пятью камерными амбразурами (по две в боковых стенах для ведения фланкирующего огня и одна в тыльной стене).
Въездной проем ворот имел в ширину 2,6 м. Проем, выходящий в «поле» имеет прямоугольную форму, а внутри башни — полуциркульную. Скорее всего, снаружи проезд перекрывался подъемным мостом и воротами, которые запирались горизонтальным брусом.
С началом строительства бастионной Рогатой крепости стена и башни Каменного города утрачивают своё значение. Внешний проем в Башне Ратуши закладывают камнем (предположительно в 1595—1599 годах, оставив в кладке одну боевую амбразуру с деревянным упором для аркебузы.
После того, как башня окончательно утратила своё военное значение, её передали в ведение магистрата Выборгской ратуши. В башне устроили арсенал, где хранились оружие и боевые доспехи горожан, обязанных в случае необходимости участвовать в защите города.
В 1974-1984 годах по проекту архитектора А. И. Хаустовой была восстановлена барочная кровля, выполнены лестницы, восстановлены перекрытия и установлены оконные рамы. Однако здание простояло заброшенным, без подведённых инженерных коммуникаций до 1993 года. С 1997 года башня передана в аренду общине церкви Божьей Матери Державной и приспособлена под церковный музей