Получи документы

Творческий проект «О Кузбассе с любовью»

Вера Созинова
Творческий проект «О Кузбассе с любовью»
▼ Скачать + Заказать документы

МБ ДОУ «Детский сад №12»

Творческий проект «О Кузбассе с любовью»

Учитель-логопед Созинова В. В.

г. Новокузнецк 2024г

АКТУАЛЬНОСТЬ

Важнейшей составляющей нравственно-патриотического воспитания является воспитание любви и уважения к Родине. Изучение родного края, его истории необходимо для всех детей независимо от их возраста. Патриотическое воспитание необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, так как это важный период становления личности. И прививать любовь к Родине у детей следует начинать с привития любви к своей малой Родине: к своему родному краю, городу в котором ты родился и живёшь. Для успешности работы с детьми по ознакомлению с историей родного края, где они живут, я применила проектный метод. Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма.

Публикация «Творческий проект „О Кузбассе с любовью“» размещена в разделах

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Любой уголок нашей страны неповторим, как неповторим наш родной край – Кузбасс. В настоящее время очень важно создавать условия для ознакомления детей с историей родного края, учить бережному отношению к природе и животному миру, населяющему его. Среда, окружающая ребёнка постоянно меняется, у детей возникает потребность расширять знания о социальной среде. Необходимым условием для этого является установление реальных отношений и прошлых, в которых прошлые отношения – это уже история. Наш край и наш город имеет свою историю, из которой складывается история нашей родины. А чем лучше будет ребёнок знать историю, тем быстрее поймёт значение того, что происходит сегодня и тем яснее представит будущее.

ЦЕЛЬ:

Обобщение и систематизирование знаний об истории родного края.

Сформировать у детей чувство любви к Родине, к родному краю и его истории, чувство ответственности за его судьбу, желание трудиться на его благо, беречь и умножать его богатства.

Расширять детский кругозор.

ЗАДАЧИ:

Формировать интерес к своей "малой Родине".

Дать знания детям о родном крае: о традициях коренных жителей Кузнецкой земли, этимологией названий населенных пунктов, рек, достопримечательностях.

Познакомить с историей происхождения родного края.

Воспитывать любовь к родному краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.

Предварительная работа:

Выявление интереса детей к истории родного края и формирование данного интереса у воспитанников группы.

Создание предметно-развивающей среды - создание макета ваз, найденных при раскопках, кукол в национальных костюмах, наглядный материал (фотографии, иллюстрации родного края). Заучивание пословиц, поговорок, стихов о родине, о Кузбассе.

Оформление картотеки подвижных игр народов Кузбасса, онлайн игры «Кузбасс -мой дом родной».

Тема Виды детской деятельности

Кузнецкая земля в древности

Чтение главы "Люди каменного века" из книги "История Кузбасса в рассказах для детей от древних веков до нашего времени" В. Лавриной

Чтение главы "От камня к металлу" из книги "История Кузбасса" В. Лавриной

Рассматривание иллюстраций и фотографий наскальных рисунков.

Творческое рассказывание детей по теме "Занятия древнего человека"

Рисование "Символика древних людей"

Изготовление посуды древнего человека, украшение её орнаментом

Народы нашего края

Творческое рассказывание детей по темам "Жилища коренных жителей"

Изготовление кукол в национальных костюмах

Рассказ педагога "Традиции коренных жителей Кузнецкой земли", словесная игра "Привет"

Этимология происхождения названий населенных пунктов и рек Кузбасса

Чтение книги «Тайны земли Кузнецкой» В. М. Шабалина

О происхождении названия слов:

- Абашево

-Байдаевка

-Томь

-Кондома

- Осинники

-Калтан

-Кузнецк Дети, педагог, родители

Новокузнецк - город, в котором мы живём Значимые места нашего города

Дети, педагог, родители

Дети, педагог

"Край, в котором мы живем" Чтение главы "Как наш край стал Кузбассом" из книги "История Кузбасса в рассказах для детей от древних веков до нашего времени " В. Лавриной

Дидактическая игра "Угадай место родного города"

Фотомастерская по созданию альбомов: "Край в котором мы живем", "Мой любимый Новокузнецк"

Вхождение в тему проекта.

Егор в группе рассматривал карту Кемеровской области. Говорит: «Как много городов в нашей области! Сколько же людей строили эти города?» Ребята решили узнать историю создания Кемеровской области. Так произошло рождение проекта «Кузбасс - мой край родной

Метод трёх вопросов.

1. Что мы знаем о Кемеровской области?

-У нас много заводов. (Саша)

-У нас и шахты есть! (Фёдор)

Кузбассе красивая природа. (Рома)

- Есть детские сады, школы, торговые центры. (Артём)

2. Что мы хотим узнать? - Кто строил города. (Матвей) - Когда наша область образовалась. (Артём) – Кто жил у нас давным –давно. (Анна- Мария)

3. Что мы можем сделать, чтобы узнать? – Спросить у родителей. (София) - Узнать у воспитателей. (Абдулло) - Можно книжку прочитать, с родителями в интернете узнать. (Захар)

Гипотеза.

Если регулярно, целенаправленно, в системе знакомить ребят с историей Кемеровской области, традициями коренных народов, то дети будут любить свой край, уважать тружеников, быть толерантными к людям разных национальностей.

Предполагаемый результат.

-Воспитанники получат знания об истории родного края, обычаях и культуре коренных народов Кузбасса. - Обогатится словарный запас ребят. – Совместно с педагогом и родителями создать экспонаты в краеведческий уголок.

АБА – 1. река, левый приток Томи. Есть неск. толкований происхождения назв. Гидроним образован от южносамодийского А – "вершина горы", "хребет с вечными снегами", "скальное ущелье" и южносамодийского геогр. термина 2БУ – "река". Тогда Аба /из абу/ – "река, текущая с вершины". Это не соответствует действительности. Аба течёт по холмистой равнине, а начало берёт в болотистой местности, в черте г. Киселёвска. 2. Шорцы, а вслед за ними и рус., связывают назв. р. с шорским АБА – "отец, старший брат". Тогда Аба – "река отца" или "река старшего брата". 3. Считают также, что назв. дано по им. шорского рода АБА-КИЖИ, к-рый проживал в басс. р. в течение десятилетий. Однако в этом случае не исключено, что род получил своё имя по назв. р. 4. Видимо, назв. образовано от индоевропейского /иранского/ АБА /об, оп/ – "река", "вода". Предки шорцев могли усвоить назв. через посредство южносамодийцев и кетов в форме АБА.

БАЙДАЕВКА – посёлок в черте Орджоникидзевского адм. р-на г. Новокузнецка. Назван по фамилии одного из первопоселенцев Байдаева, потомки которого проживают в городе и за его пределами.

КУЗНЕЦК /ист. / – первое русское поселение на юге обл. Расположен на правом берегу Томи. Осн. рус. служилыми людьми и казаками в 1618 г. Был назв. Кузнецким острогом. Местные жители шорцы в то вр. занимались выплавкой железа, кузнечным делом, изготовлением железных орудий труда, оружия, предметов домашнего обихода. Своё уважение к шорцам-кузнецам рус. выразили в назв. крепости. Статус города Кузнецкий острог получил в 1622 г. С 1708 г. он входил в состав только что учреждённой Петром I Сибирской губернии. С 1726 г. Кузнецк подчинён адм. Тобольской провинции. С возникновением в 1783 г. Колыванской губернии г. вошёл в её состав. С 1804 г. Кузнецк – ц. округа, а затем и уезда Томской губернии. После 1917 г. до 1924 г. Кузнецк по-прежнему ц. уезда и волости, а затем p-на. В 1934 г. вошел в состав г. Новокузнецка на правах адм. р-на.

КАЛТАН – 1) река, правый приток Кондомы. Назв., трудно поддающееся толкованию. Видимо, 1-я часть КАЛ восходит к кетскому КЭЭЛ – "кривая". Элемент ТАН скорее всего образован от скифского ДОН /тон/ – "река". На терр. Кемеровской обл. есть рр. Тайдон, Ортон; в Красноярском крае – Арадан, в Северной Осетии – Ардон и т. д. Археологи доказали, что в Южной Сибири обитали в древности скифо-сибирские племена, родственные скифам Причерноморья. Они и могли оставить память о себе в назв. сибирских рр. Если это так, то Калтан – "родственник" таких своих великих собратьев, как Дон, Днепр, Днестр и Дунай, в осн. имен к-рых лежит скифское ДОН – "река". Таким образом, скифско-кетский гидроним Калтан можно перевести как "кривая река".

КАЛТАН – 2) город районного подчинения. До 1945 г. – шорский аал. В связи со стр-вом здесь Южно-Кузбасской государственной электростанции /ГРЭС/ в 1950 г. Калтан получил статус пгт., а в 1959 г. – города. Расположен на р. Калтан, по им. к-рой и назв.

вырос р. п. Осиновка. В 1938 г. п. получил статус города и назв. Осинники. ОСИННИКИ – город. Расположен на юге Кемеровской обл. На месте города в XVIII – нач. ХХ вв. существовал маленький шорский п. Тагдыг-аал – "горный посёлок". В нач. ХХ в. он входил в состав Кузедеевской волости Кузнецкого уезда и наз. по-русски – Осиновский улус /по обилию осиновых рощ в окрестностях/. В 1927 г. здесь начали разрабатываться угольные месторождения, появ. шахты. Вместе с производством

ТОМЬ – река, правый приток Оби. Главная водная артерия Кемеровской обл. Берёт начало в Хакасской республике. Пересекает Кузбасс с юго-вост. на сев. -зап. О происхождении назв. есть несколько толкований: 1. Назв. образовано от кетско-пумпокальского ТООМ – "большая река". 2. Гидроним образован от кетскоro ТООМ – "тёмная". 3. От индоевропейского ТАМЕ – "тёмная". Правдоподобны 2 первых толкования. Шорцы и телеуты, а также др. тюркояз. народы, проживавшие в басс. Томи, наз. р. ТОМСУ – "река Том". Рус. смягчили "м" конечное.

ИСТОРИЯ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

История Кемеровской области начинается с 1721 года. На одном из берегов реки Томь была найдена «горелая гора», которая в будущем стала важнейшим местом для добывания кузнецких углей.

Освоение земли началось лишь в конце XVIII века. Одним из первых, кто проявил интерес к переработке угля был промышленник А. Н. Демидов. Он построил заводы, которые позже перешли во владения императорской семьи. С этого времени, начали появляться заводы и предприятия. Но так как Россия в то время была направлена на развитие западной части страны, то строительство шло медленно. И, лишь через сотню лет, когда страна усилила свою направленность на использование ресурсов восточной части страны, приступили к строительству Транссибирской железнодорожной магистрали. Именно тогда Кемеровская область начала активно использовать свои ресурсы и развиваться.

В 1917, после окончания октябрьской революции, Кемеровская область присоединяется к Западно-сибирскому краю. Это время считается благоприятным для развития. Закончилось строительство коксохимзавода, построены шахты, оснащенные передовой техникой. Затем Кемеровскую область присоединили к Новосибирской. На развитии области это никак не отразилось. Продолжается формироваться угольная промышленность, постепенно закладываются основы химических и металлургических отраслей. Идет развитие энергетики. Область начинает расширятся, рабочие поселки получают статус городов. Во время Великой Отечественной войны Кузбасс был основным поставщиком металла и угля. Благодаря мастерству кузнецов, было изготовлено более пятидесяти тысяч танков и сорока пяти тысяч самолетов. Также изготавливался толуол для взрывчатки, порох и другая, необходимая для фронта продукция. В 1942 году начали эвакуировать оборудование 73 предприятий. За время войны Кузбасс увеличила свою мощность вдвойне.

В 1943 году, с целью увеличить производство военной продукции, Президиум Верховного Совета СССР подписал указ о выделении Кузбасса из Новосибирской области и о создании его на территории Кемеровской области, а областным центром сделать город Кемерово. С этого момента в Кемеровской области начало происходить много изменений. Началось активное строительство домов, школ, больниц, развивается культурный уровень жителей. Область выглядит густонаселенным районом. За свои успехи, жители Кемеровской области неоднократно были отмечены орденом Ленина. В 2006 году в Кемеровской области добывалось более 180 миллионов тонн. Это составляет 60 процентов угля, который добывается в стране. Россия является третьим на мировом рынке крупнейшим поставщиком угла и этим обязана именно Кемеровской области, так как ее доля в поставках занимает почти 90 процентов. На сегодняшний день Кемеровская область является как социальной, так и экономической опорой для государства. За последние годы область входила в число самых быстро развивающихся областей. Построено множество современных угольных предприятий, стадионов, школ, жилищных комплексов, спортивных площадок, а система социальной защиты населения Кемеровской области названа одной из лучших в Российской Федерации.

КОРЕННЫЕ ЖИТЕЛИ НАШЕГО КРАЯ

Древнейшие жители Кузнецкой земли. Сотни тысяч лет назад в Сибири был тёплый климат. Необъятные просторы покрывала пышная теплолюбивая растительность. На месте современной сибирской тайги тогда господствовали лиственные деревья: дуб, бук, клён, липа, ясень и даже грецкий орех. Живым зеленым памятником давно вымершей доледниковой растительности в Кузбассе является «липовый остров» в 10 тысяч гектаров, расположенный на юге нашей области в районе посёлка Кузедеево.

В те далекие времена иным был животный мир Кузнецкой земли. Здесь обитали мамонты и носороги, бизоны и благородные олени, паслись табуны диких лошадей и других животных.

Богатый животный мир Кузнецкой котловины привлек людей, живших на Алтае и в Казахстане. В погоне за животными они все дальше продвигались на север. Таким образом, первые люди, которые появились на территории нашего края, были охотниками. Они пришли сюда в период древнекаменного века - примерно около 30 тысяч лет назад.

Доказательством того, что человек в этот период жил здесь, является клад изделий из камня, обнаруженный в Горной Шории на реке Кондоме, возле деревни Аил, недалеко от Кузедеево. Среди них были хорошо обработанные остроконечники, скребло и другие орудия труда. О жизни людей в нашем крае в древнекаменный век свидетельствуют также и те орудия труда, которые найдены археологами в районе старой Кузнецкой крепости.

Проходили тысячелетия. Менялся климат Сибири, вымирал прежний животный мир, изменялась растительность. Люди научились шлифовать камень, применять лук и стрелы, изготовлять глиняную посуду. Это был уже новокаменный век (IV-III тысячелетия до н. э.).

О жизни людей в нашем крае в это время свидетельствуют многочисленные находки Кузнецкого, Яйского неолитических могильников, Маякова городища и неолитических стоянок - Дегтяревской и у посёлка Школьный.

Люди новокаменного века уже умели добывать огонь, делать тёплую меховую одежду, строить жилища. Это позволило им жить в более суровых природных условиях. Основными их занятиями были охота, рыбная ловля и собирательство. Рыбу ловили с помощью костяных гарпунов и крючков. Охота по-прежнему занимала важное место, давая основной продукт питания.

О том, какое значение в жизни первобытного человека имела охота, рассказывает нам Томская писаница (Писаные скалы, которая находится на правом берегу Томи в нескольких десятках метров от устья Писаной. Среди её рисунков преобладают изображения лося. И это не случайно. Охота на лося служила основным источником существования многих поколений первобытных людей.

Памятники с наскальными рисунками обнаружены также возле деревни Новороманово и станции Тутальская Юргинского района. Наскальные рисунки справедливо называются окаменелым эпосом, священной книгой тысячелетий. Они создавались на протяжении веков многими поколениями первобытных художников.

Во II-I тысячелетиях до н. э. происходят значительные изменения в жизни племен, населявших Кузнецкую котловину: появляются медные, а позже и бронзовые орудия труда. Древние выработки полиметаллических руд, обнаруженные в горах Алатау и Салаира, свидетельствуют о том, что здесь в начале II тысячелетия до н. э. люди добывали руду и выплавляли из нее металл.

У племён, живших в степных и лесостепных районах, охота и собирательство уступают место скотоводству и земледелию. Они разводят крупный рогатый скот, лошадей, овец. Развивается мотыжное земледелие. Люди начинают употреблять в пищу, наряду с мясом, молочные продукты, хлеб. Теперь основные продукты питания давала не охота, а скотоводство и земледелие.

У племён, живших в лесной полосе, в хозяйстве по-прежнему господствовали охота, рыбная ловля и собирательство.

В середине 1 тысячелетия н. э. племена, обитавшие в Кузнецкой котловине; начинают переходить к железу. Производство железных орудий труда развивалось очень быстро и создавало условия для дальнейшего развития земледелия и ремесла.

Памятниками железного века в Кузбассе являются Маяково городище (I тысячелетие н. э.) близ Новокузнецка, Ур-Бедарийский могильник (VIII-Х вв. н. э.) в Беловском районе и другие. Находки Маякова городища свидетельствуют о том, что его жители вели осёдлый образ жизни, занимались скотоводством, охотой, рыболовством и мотыжным земледелием, изготовляли железные, каменные, костяные изделия, пряжу и ткани, обрабатывали кожу, мех, глину, дерево.

Многочисленные находки Ур-Бедарийского могильника позднего железного века говорят о том, что здесь в VIII-Х веках жили тюрки-кочевники. Племена тюркского происхождения обитали на территории Кузнецкой котловины вплоть до XVI века.

Малочисленные и разрозненные племена нашего края не создали своего государства и часто попадали в зависимость от кочевников. В начале XIII века сибирские племена в числе первых приняли на себя удар монголов. В XV веке Кузнецкая земля попала в зависимость от ойротских ханов, которые создали впоследствии сильное государство.

Телеуты и шорцы - коренные жители нашего края.

Телеуты - коренные жители Кузнецкой земли. Численность в Кемеровской области - 2 520 человек. Телеуты – древние аборигены Сибири. Эта народность тюркского происхождения. Телеуты в настоящее время живут на территории Горно-Алтайской автономной области, так и за её пределами. Отдельная группа телеутов живёт в посёлке Телеут (Том) в черте города Новокузнецка.

Ведущая форма религии у телеутов – шаманизм. Телеуты по своим религиозным убеждениям обожествляли землю, солнце, горы, реки и т. д. верили в добрых и злых духов, которым приносили в жертву домашних животных.

Большинство современных верующих телеутов — православные.

Основной женской одеждой является длинное платье (Кунек, которое подпоясывается поясом (Кур, тканным из цветных ниток, и его длина достигает 3,5 метров. Особенностью праздничного платья является нагрудное украшение (Тошток, обувью телеутов были кожаные туфли (Чарык) на мягкой подошве без каблуков. Традиционная женская одежда в значительной степени используется до настоящего времени.

Народная кухня включает множество блюд из конского и бараньего мяса и молока. Большую часть в рационе занимали продукты охоты, рыболовства и собирательства. Сегодня распространены традиционные блюда — тутмаш (бараний бульон с отваренным и мелко покрошенным тестом, луком, мясом). Рецепты многих мучных изделий заимствованы у русских. Из молочных продуктов готовились традиционные напитки: айран, чегень.

Фольклор занимает существенное место в духовной культуре телеутов. Наиболее монументальный жанр фольклора телеутов – героический эпос («Алтай Куучун», «Козийка и Баян-Слу» и др.). Исполнителями эпических произведений были сказители – «кайчы». Распространены исторические предания, освещающие события времён телеутско-джунгарских войн, и пр. Популярные герои исторического фольклора — богатырь Шюню, князья Мамыт и Балык и др. Праздники «Ильин день» 2 августа, «Пардакай» - 7 июня, «Николин день» (крестины) — 22 мая.

На юге Кемеровской области проживает тюркоязычный народ - шорцы. Так же они расселились в смежных районах Хакасии и Республики Алтай. Сейчас их население насчитывает около 16 000 человек. Большинство шорцев разговаривают на русском языке, хотя до недавнего времени выделялось два диалекта - мрасский и кондомский.

Шорцы раньше считались православным народом. Согласно их мировоззрению все мироздание разделено на три сферы - наша земля, подземный мир и земля Ульгенов. Сам Ульген для них это верховное божество, который создал мир и человека. В шорском фольклоре есть сказания о богатырях, сказки и легенды. Так же они отмечали традиционные праздники. Например, праздник всех шорцев считается - Мултык, где принято есть пельмени, в которых спрятан какой-нибудь мелкий предмет. Ну и конечно кухня этого народа славится блюдами из колбы. Хотя поначалу они ели только мясо животных, а когда освоили земледелие, то начали печь лепешки, появилась крупа, а из ячменной муки делали абыртка (брага).

В настоящее время шорцы всеми силами пытаются сохранить свою культуру, язык и обычаи. В конце 90-х годов они создали шорское общественное движение, для того чтобы власти обратили на многочисленные проблемы шорского народа и приняли, меры по его поддержке.

Сегодня шорцев относят к коренным малочисленным народам России и с каждым годом их численность, к сожалению, становиться все меньше. Современные шорцы это обычные жители России, которые, как и многие другие люди нашей страны получают образование, строят карьеру. Некоторые из них даже занимают должность депутатов в областных органах власти. Это в свою очередь дало толчок тому, что в России стали финансироваться программы по поддержке этого малочисленного народа. В городах начали работать кружки по изучению родного языка, шорская культура постепенно стала возрождаться. Сейчас существует множество шорских ансамблей, которые выступают с песнями на шорском языке и традиционными шорскими танцами. Так же полностью были восстановлены традиционные народные костюмы шорцев.

В последнее время в России ежегодно стали проводить мероприятия, посвященные традиционной культуре народа. Многие священные места шорского народа были восстановлены. Проведена большая работа по изданию шорского фольклора. Но несмотря на все это все же нужно признать, что шорский народ относится к категории исчезающих в нашей стране.

В настоящее время в Новокузнецке проживает - 1763 чел.

ПОСЛОВИЦЫ О РОДИНЕ

• Жить — Родине служить.

• Кто за Родину горой, тот истинный герой.

• Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

• Будь не только сыном своего отца — будь и сыном своего народа.

• Нет в мире краше Родины нашей.

• Человек без родины — что соловей без песни.

• Родная земля и в горсти мила.

• Береги Родину как зеницу ока.

• Всякому мила своя сторона.

• На чужой стороне родина милей вдвойне.

• На чужбине и калач не в радость, а на родине и чёрный хлеб в сладость.

• Дым отечества светлее чужого огня.

• Дома и стены помогают. • На чужой сторонушке рад своей воронушке. • Чужбина — калина, родина — малина.

Викторина на тему «Кузбасс в древности» (сортировка)

Цель: Закрепить знания детей людях, живущих на территории Кемеровской области в древние времена, их занятиях, образе жизни.

Оборудование: предметные картинки: шорцы, калмыки, телеуты, татары, солнце, вода, земля, зерно, охота, рыбалка, изготовление орудий труда, собирательство, кости, дерево, камень, металл.

Из предложенных картинок и фото выбрать и назвать:

- 4 – названия народностей, населявших Кузбасс в древние времена (шорцы, калмыки, телеуты, татары);

- 4 –изображения на посуде, найденной во время раскопок (солнце, вода, земля, зерно);

- 4- названия рода занятий (охота, рыбалка, изготовление орудий труда, собирательство);

-4 – названия материалов для изготовления орудий труда (кости, дерево, камень, металл)

Игра "Передай сердечко и скажи словечко!"

Передавая друг другу сердечко, каждый из вас должен сказать,

- Какой наш город? (большой, родной, чудесный, уютный, милый, дорогой, гордый, свободный, прекрасный, современный, богатый, святой, мудрый, лучший, сильный, величавый).

Песня "Новокузнецк".

Список литературы:

1. Воспитание на региональном материале: Сборник материалов. - Кузбассвузиздат, 2002. – 44с.

2. Кацюба, Д. В. История Кузбасса. Краеведческое пособие. Кемерово. Книжное издательство, 1975г.

3. Лаврина, В. Л. История Кузбасса в рассказах для детей от древних веков до нашего времени / Вера Лаврина. – 3-е изд., стереотип. Кемерово: ИПП "Кузбасс", 2007. – 80 с.

4. Майданкина, Н. Ю., Большакова А. Н. Приобщение старших дошкольников к культуре и истории народов мира. // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2009. - №4. – С 62.

5. Мытарев, А. А. Наш край родной [Текст] /А. А. Мытарев, Л. М. Савельева, Л. П. Сафонова, С. Д. Тивяков. – Кемеровское книжное издательство, 1977.

Публикации по теме:

Краткосрочный творческий проект «Зоопарк»Краткосрочный творческий проект «Зоопарк» Разработала и провела воспитатель высшей квалификационной категории детского сада №5 г. Сергиево Посада Орлова Надежда Владимировна. Подготовительная.

Исследовательско-творческий проект «Игрушки»Исследовательско-творческий проект «Игрушки» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение городского округа Долгопрудный Детский сад общеразвивающего вида № 17 "Непоседы".

Презентация к уроку искусства в 8 классе «Становление музыкальной культуры и музыкального образования в Кузбассе» Презентация к уроку искусство 8 класс «Становление музыкальной культуры и музыкального образования в Кузбассе» Учитель музыки и искусства.

Сценарий к празднованию 300-летия Кузбасса. Сценка «А я в Кузбассе работать хочу» А что у вас? (Дело было вечером, делать было нечего) - Кто на стульчике сидел, Кто на улицу глядел, Никита пел, Леша молчал, А Максим ногой.

Творческий проект «Ах, эти самодельные машины!»Творческий проект «Ах, эти самодельные машины!» Участники проекта: воспитатель, дети подготовительной группы, родители Актуальность. Основным видом деятельности в дошкольном детстве является.

Творческий проект «Хлеборобот»Творческий проект «Хлеборобот» .

Творческий проект «Кукурузамания»Творческий проект «Кукурузамания» На протяжении двух месяцев длился творческий проект "КУКУРУЗАМАНИЯ" в нашем детском саду - мы помогали развеселить жителей страны Кукурузии.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Творческий проект «О Кузбассе с любовью»
Опубликовано: 19 июля 2024 в 15:22
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Творческий проект «О Кузбассе с любовью»» (включая файлы) размещена пользователем Вера Созинова (УИ 960105) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД