Татьяна Резниченко
Творческий проект «Новокузнецк (Сталинск). Вклад в Победу»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
«Детский сад №106»
ПРОЕКТ
«Новокузнецк (Сталинск). Вклад в Победу»
Составили:
Капранова Ю. А.
Резниченко Т. Э.
Новокузнецкий округ, 2022
Содержание
Пояснительная записка…3
1. Паспорт проекта …. 5
2. Содержание работы…. 8
3. Перспективный план работы с воспитанниками…. 10
4. Перспективный план работы с родителями…
Публикация «Творческий проект „Новокузнецк (Сталинск), Вклад в Победу“» размещена в разделах
- День Победы, 9 мая. Проекты
- Новокузнецк. Мой город
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2022
Заключение….
Приложение ….
Литература….
Пояснительная записка
Дошкольный возраст как период складывания первооснов личности имеет свои потенциальные возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к малой и большой Родине, воспитания основ гражданственности.
В. А. Сухомлинский писал: «Сердцевина человека – любовь к Отечеству – закладывается в детстве. Упрочение этой сердцевины теснейшим образом связано с чувствами, с эмоциональными переживаниями, ибо ребенок, подросток познает мир не только разумом, но и сердцем. В детстве и отрочестве особенно глубоким и непосредственным является одухотворение сердца добром, нравственной красотой, правдой…».
Сегодня, наиболее актуальной задачей является патриотическое воспитание подрастающего поколения, знающего и любящего свою родину, духовное богатство своего народа. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатства своего края, своей страны.
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. В этом возрасте образы воспитания очень ярки и сильны. Как отмечают ученые-исследователи, по мере взросления у детей начинает формироваться так называемый «родничок героизма», требующий реализации. Именно поэтому тема патриотического воспитания подрастающего поколения является самой актуальной на сегодняшний день.
Важной составной частью работы нашего дошкольного учреждения является формирование у дошкольников гражданских чувств, накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края. Любовь к своему дому, к своему городу, где он родился, чувство восхищения людьми, которые могли выстоять и победить во время Великой Отечественной Войны – это те чувства, которые необходимо вызвать педагогу в процессе работы с дошкольниками.
Идея патриотизма в России всегда порождала невиданную энергию, позволявшую решать вопросы исторической важности. Сегодня патриотизм - важнейший фактор мобилизации страны, необходимый для ее охранения и возрождения. Проект призван способствовать формированию чувства патриотизма, уважения к героическому прошлому нашей Родины, учит ценить мир. Задача воспитания патриотизма в настоящее время сложна, потому что в силу последних перемен, смены поколений, все более заметной стала утрата нашим обществом патриотического сознания. В наше время наблюдается низкая социальная активность у детей и молодежи. Очень часто интересы сводятся к мобильным телефонам, компьютеру, компьютерным играм, мультфильмам и фильмам сомнительного содержания и меньше интереса к истории и традициям своего народа. Всё меньше остается непосредственных участников тех великих исторических событий, которые могли бы рассказать детям о войне, о тяжестях военного времени. Наши дошкольники не испытывают чувства гордости за свою Родину, за героев победителей в Великой Отечественной Войне.
Работа над проектом предполагает формирование у воспитанников патриотического сознания, через знакомство с героическим наследием города Новокузнецка.
Проблема: Вклад жителей города Новокузнецка в победу в Великой Отечественной Войне.
Тип проекта : информационно-исследовательский
Кроме работы с детьми, необходимо привлекать родителей к данной деятельности, так как семья является первым институтом развития ребенка. Именно семья закладывает основы развития малыша. Здесь же у него возникает чувство доверия к окружающему миру, к близким людям, а уже на этой почве появляются любопытство, любознательность, познавательная и речевая активность и многие другие личностные качества. Поэтому необходимой частью работы по патриотическому воспитанию является тесное взаимодействие педагогов и родителей.
1. Паспорт проекта
Наименование
проекта «Новокузнецк (Сталинск). Вклад в Победу»
Разработчики Воспитатели высшей квалификационной категории:
Капранова Юлия Александровна,
Резниченко Татьяна Эдуардовна
Цели и задачи Цель проекта :
формирование у детей старшего дошкольного возраста духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к истории родного города.
Задачи:
1. Формировать любовь к родному городу, интерес к прошлому и настоящему города Новокузнецка;
2. Прививать чувство гордости за своих земляков;
3. Способствовать осознанию детьми трудового подвига, совершенного жителями города в годы Великой Отечественной войны;
4. Воспитывать уважительное отношение к ветеранам Великой Отечественной войны и труженикам тыла;
5. Вовлекать родителей в совместную исследовательскую деятельность с ребенком по ознакомлению с героическим прошлым города Новокузнецка.
6. Формировать предпосылки самостоятельной поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
Принципы 1. Принцип культуросообразности – основывается на национальных и общечеловеческих ценностях, и технологически реализуется посредством культурно-средовой организации деятельности в детском объединении.
2. Принцип деятельного подхода – знания приобретаются детьми в процессе активной деятельности.
3. Принцип интеграции – позволяющий решать задачи патриотического воспитания в системе всего воспитательно-образовательного процесса и различных видов деятельности.
4. Принцип целостно-смыслового равенства - у педагога и воспитанников общая цель, интересная совместная деятельность, одинаковые взгляды на общечеловеческие ценности, позиции равенства.
Методы Словесные методы,
Информативно-рецептивные методы,
Метод моделирования,
Метод погружения,
Поисковый метод,
Исследовательский метод,
Эвристический метод,
Создание проблемных ситуаций:
Создание проблемно-игровых ситуаций,
Создание проблемно-поисковых ситуаций.
Сроки реализации с 10 января 2022г по 6 мая 2022г (краткосрочный)
Участники Воспитанники старшего дошкольного возраста
Воспитатели группы
Музыкальный руководитель
Родители (законные представители)
Ожидаемые результаты Воспитанники:
• Повышение нравственного уровня воспитанников
• Расширение кругозора детей, их интереса к истории страны.
• Развитие инициативы, самостоятельности.
• Сформированность устойчивого интереса к получению новой информации о людях, оставивших свой след в истории родного города.
• Сформированность представления о достопримечательностях и памятных местах города.
• Умение использования различных видов деятельности с целью получения новых знаний в соответствии с темой проекта.
• Умение публичного выступления с использованием полученной ранее информации при общении с окружающими.
Родители:
• Возрождение традиций семейного воспитания, утверждение морально-нравственного здорового образа жизни.
• Обучение родителей навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях с ребёнком.
• Раскрытие творческого потенциала воспитанников и родителей посредством проведения совместных праздников, походов, коллективно-творческих дел.
Перечень основных мероприятий • Изучение педагогической литературы.
• Изучение передового опыта по проблеме.
• Определение целей, задач по реализации проекта.
• Разработка плана реализации проекта.
• Определение ресурсов для реализации проекта.
• Практическая деятельность по реализации проекта.
• Анализ работы. Определение плюсов и минусов.
• Подведение итогов работы:
- публикация в средствах массовой информации;
-презентация опыта работы на педсовете и районном
мероприятии.
Формы организации работы Работа с детьми
• Совместная деятельность воспитателя с детьми.
• Поисково-исследовательская деятельность детей совместно с родителями.
• Самостоятельная творческая деятельность детей.
• Беседы по теме проекта.
• Просмотр презентаций, видеофильма по теме проекта.
• Наблюдения.
• Прослушивания и разучивания музыкальных произведений времен ВОВ.
• Рассматривание альбомов и фотографий ветеранов ВОВ и тружеников тыла, проживавших в городе Новокузнецке.
• Чтение художественной и познавательной литературы
• Целевые прогулки в сопровождении с родителями в Краеведческий музей, библиотеку.
• Выбор и разучивание стихотворений о тружениках тыла, металлургических профессиях.
Работа с родителями
• Консультации
• Совместная работа с детьми
• Участие в конкурсах
• Помощь в подготовке выставки, акции, экскурсии
3. Содержание работы.
1 этап. Аналитико-диагностический.
1. Изучение программно-методического материала по направлению работы;
2. Определение цели и задач, исходя из интересов и потребностей воспитанников;
3. Информирование родителей о предстоящем проекте.
4. Подбор программно-методического материала по направлению работы;
5. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта;
6. Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта;
2 этап. Собственно, исследовательский.
1. Проведение диагностики по выявлению знаний воспитанников о Великой Отечественной Войне, о вкладе жителей Новокузнецка (Сталинска) в дело Победы над оккупантами;
2. Анкетирование родителей.
3. Наглядная агитация для родителей
4. Привлечение родителей к участию в проекте. Сбор информационного материала.
5. Создание условий для организации работы, составление плана мероприятий по организации детской деятельности.
6. Проведение мероприятий в соответствии с перспективным планом работы;
3 этап. Обобщающий.
1. Организация выставки «Гордимся земляками» в мини-музее группы.
2. Конкурс рисунков «Праздничный салют».
3. Акция «Георгиевская ленточка»
4. Экскурсия к памятнику «Никто не забыт, ничто не забыто».
5. Конкурс чтецов «Этих дней не смолкнет слава» (по произведениям кузбасских поэтов)
6. Конкурс – викторина «Знатоки истории родного города»
7. Обобщение результатов работы по проекту «Новокузнецк (Сталинск). Вклад в Победу»
8. Подведение итогов.
4. Перспективный план работы с воспитанниками
№ этапа Задачи Деятельность педагога Деятельность детей Срок Ответственный
I этап
Выявление проблемы Вызвать интерес детей к проблеме и желание решить её.
Побуждать детей высказывать свое мнение относительно способов решения проблемы.
Формировать навыки коммуникативного общения.
Формулировка проблемы: «Что мы знаем о тружениках тыла?»
Вхождение в проблему: просмотр презентации «Город Новокузнецк в годы войны» 10.01.22 - 14.01.22 Воспитатель
Введение в игровую ситуацию «Город в военное время». Вживание в игровую ситуацию
«В тылу».
17.01.22 - 21.01.22
Формулировка задачи «Как можно узнать о жизни жителей в тылу».
Принятие задачи «Подобрать информацию о тружениках тыла», «Чем помогал тыл фронту». 24.01.22 - 28.01.22
Намечает пути решения проблемы: информационный, практический, аналитический. Принятие путей решения проблемы. 31.01.22 - 04.02.22
IIэтап
Организационная работа над проектом Развивать любознательность и потребность в приобретении новых знаний.
Информационный:
Оказание помощи в планировании и организации деятельности.
Организация поисково-исследовательской деятельности по подгруппам
Объединение детей в рабочие подгруппы.
07.02.22 - 11.02.22
Воспитатель, родители
Способствовать осознанию детьми трудового подвига, совершенного народом в годы Великой Отечественной войны. Занятие
«Сталинск в годы Великой Отечественной войны»
Посещение библиотеки «Город в годы войны».
14.02.22 - 18.02.22 Воспитатель, родители, работники библиотеки
Прививать чувство гордости за своих земляков. Рассказ педагога о КМК в годы войны с использованием презентации.
Подбор литературы, фотографий о людях, работавших на КМК в годы войны. 21.02.22 - 25.02.22 Воспитатель, родители
Развивать познавательную активность, воспитывать уважительное отношение к рабочим профессиям Просмотр видеофильма «Как варят сталь»
Консультация для родителей «Как рассказать ребёнку о профессии сталевар» Опытно – экспериментальная деятельность «Сталевары»
28.02.22 Воспитатель
Формировать любовь к родному городу, интерес к прошлому и настоящему города Новокузнецка.
Формировать представления о военной технике, выпускаемой на КМК, о труде взрослых и детей в годы войны. Занятие - путешествие «Памятные места нашего города»
Экскурсия в краеведческий музей, знакомство с экспонатами выставки
«Новокузнецк в годы войны» 03.03.22 Воспитатель, родители, работники краеведческого музея
- Беседа
«Легендарный Т – 34»
- Организация выставки детских художественных произведений о тружениках тыла Сбор информации о танках времён ВОВ (совместно с родителями).
Выбор книг для чтения с родителями «Мама, почитай мне эту книгу». 07.03.22 - 18.03.22
Воспитатель, родители
III этап
Практическая деятельность
Развивать навыки пения и движения под музыку военной тематики. Практический:
Помощь в организации прослушивания и разучивания музыкальных произведений. Слушание музыкальных произведений, имеющих отношение к периоду ВОВ:
«День Победы» (Д. Тухманов, «Священная война» (А. Александров – В. Лебедев-Кумач, марш «Прощание Славянки» (В. Агапник, «Темная ночь» (Н. Богословский – В. Агатов, «Журавли» (Я. Френкель – Р. Гамзатов).
Выбор и разучивание песен о ВОВ: «Катюша» (М. Исаковский – М. Блантер, «Боевые ордена» (Ю. Давидюк, «Прадедушка» (А. Ермолова – М. Загота). 10.01.22.-06.05.22 Воспитатель, музыкальный руководитель
Планировать и контролировать этапы действий.
Помощь в планировании и организации деятельности.
Выбор и разучивание стихотворений о тружениках тыла, металлургических профессиях.
Конкурс чтецов «Посвящается труженикам тыла!». 07.02.22 – 15.04.22
20.04.22 Воспитатель, родители
Воспитатель
Подвести к пониманию ценности человеческой жизни, формировать умение аргументировать и отстаивать свое мнение.
Обсуждение прочитанных художественных произведений в детском саду и дома, беседы по содержанию. Оказание содействия в выдвижении гипотез по мере необходимости. Чтение художественной литературы: А. Н. Сосимович «Имя на карте города: Улицы Новокузнецка», С. Алексеев «Выходное платье», А. Гайдар «Поход», Л. Пантелеев «Главный инженер», В. А. Осеева «Андрейка», В. Воскобойников «Художник Пахомов и Василий Васильевич», А. Митяев «Письмо с фронта». 21.02.22 – 30.03.22 Воспитатель
Побуждение детей к рассматриванию фотографий, иллюстраций в книгах. Рассматривание фотографий ветеранов ВОВ и тружеников тыла, проживавших в городе Новокузнецка. 01.02.22.-
08.04.22. Воспитатель
Создавать оригинальные продукты детской деятельности, выбирать материал и способы деятельности. Оказание практической помощи при выборе материалов, способов действий (по мере необходимости) Продуктивная деятельность «Дорогами войны»
- Лепка:
«Танк Т-34»
- Изготовление книжек-малышек по прочитанным произведениям.
- Изготовление памятных подарков ветеранам, труженикам тыла:
«Открытка ветерану, труженику тыла» 11.04.22.-29.04.22. Воспитатель
Создавать условия для реализации творческой активности детей и родителей.
Помощь в планировании организационной деятельности. Изготовление макетов военной техники, оружия для выставки «Что изготавливали на заводах Сталинска в годы войны».
Пополнение коллекции магнитов «Памятные места г. Новокузнецка», монет с изображением городов-героев, великих сражений периода ВОВ для мини-музея. 07.03.22.-
01.04.22. Воспитатель
Формировать предпосылки самостоятельной поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы. Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность с ребенком по ознакомлению с героическим прошлым г. Новокузнецка. Работа над исследовательскими проектами. 14.03.22.-18.03.22. Воспитатель, родители
IV этап
Рефлексивно-обобщающий
Развивать монологическую речь детей Аналитический:
Организация выставки «Гордимся земляками» в мини-музее группы.
Защита детских исследовательских проектов :
«Кто такие труженики тыла?», «Что такое противотанковые ежи?», «Что такое броня?», «Почему танк Т-34 называют легендарным?», «Какими орденами награждён КМК?» 18.04.22. - 22.04.22 Воспитатель, родители
Формировать положительное отношение к истории родного города, гордость за свой народ. Организация и проведение конкурса, викторины, акции. Конкурс чтецов:
«Этих дней не смолкнет слава» (по произведениям кузбасских поэтов)
Конкурс – викторина
«Знатоки истории родного города»
Акция «Георгиевская ленточка» 25.04.22.-29.04.22 Воспитатель, родители
Воспитывать уважительное отношение к ветеранам Великой Отечественной войны и труженикам тыла, развивать коммуникативную и творческую деятельность. Побуждение детей к организации праздничного мероприятия.
Праздник «День Победы» Конкурс рисунков «Праздничный салют»,
экскурсия к памятнику «Никто не забыт, ничто не забыто». 06.05.22. Воспитатель, родители
V этап
Постановка новой проблемы Обсуждение нового проекта Выдвигает новую проблему
«Дети-герои» Определение целей нового проекта.
11.05.22.
Воспитатель
Заключение
По результатам проведения проекта «Новокузнецк (Сталинск). Вклад в Победу» мы планируем получить следующие результаты:
Основным результатом реализации Проекта станет создание организационно-педагогических условий для формирования у старших дошкольников эмоционально-ценностного отношения к малой Родине, её традициям и социокультурным ценностям, обогащение знаний о людях, прославивших Новокузнецк (Сталинск) в годы Великой Отечественной Войны, воспитания любви и уважения к героическому прошлому малой Родины, гордости за исторические свершения народа, преданности своему Отечеству, стремления служить интересам малой родины и готовности к её защите.
В результате реализации Программы предусматривается:
- Создание модели патриотического воспитания в рамках реализации проекта, организация работы по патриотическому воспитанию старших дошкольников.
- Реализация тематических мероприятий, посвященных малой Родине, событиям Великой Отечественной войны, военному прошлому и настоящему малой родины.
-Обогащение знаний старших дошкольников о роли жителей Новокузнецка (Сталинска) в годы Великой Отечественной войны, воспитание любви и уважения к героическому прошлому малой Родины посредством образовательного потенциала детского музея Боевой славы.
- Развитие системы взаимодействия ДОО с учреждениями культуры, Советом ветеранов, другими образовательными организациями в сфере патриотического воспитания.
Реализация Программы позволяет старшим дошкольникам достичь целевых ориентиров в образовательных областях «Социально-коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие» : усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, эмоциональную отзывчивость и сопереживание, формирование представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа и отечественных традициях и праздниках.
Литература
1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников: методическое пособие/Н. В. Алешина – М. :ЦГЛ, 2004.47с.
2. Алешина Н. В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание) /. - М. :УЦ «Перспектива»,2011.
3. Зеленова Н. Г. «Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников»
4. Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей / Авторы-составители: Антонов Ю. Е., Левина Л. В., Розова О. В., Щербакова И. А. – М. : АРКТИ, 2003.
5. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ // авт. — сост. Натарова В. И. и др. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.
6. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения/Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Авторы-составители: Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова/Издательство Аркти Москва 2006.-180с.
7. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / авт. - сост. Александрова Е. Ю. и др. - Волгоград: Учитель, 2007.
8. Стальное сердце Сибири / Авторы-составители: Беркович М. О., Шидловский Н. М., редактор А. М Титова. - Кемерово: Кемеровское книжное издательство, 1982.- 296с.
9. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2010.
10. Черненко Г. Т. / Танки и самоходные орудия. – СПБ. : «БКК», 2009. - 96с