Наталья Гуськова
Творческий проект «Масленица»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Вид проекта : «Познавательно – творческий»
Продолжительность: 1 неделя
Сроки проведения: «Масляничная» неделя
Участники: дети, воспитатель, музыкальный руководитель
Форма проведения: групповая
Возраст детей: 4-5 лет
Проблема: В век высоких технологий, когда существует столько альтернативных способов получения информации, таких как интернет, телевидение и пр., неплохо вернуться к своим истокам, к народному творчеству, народной игре, фольклору, который русский народ собирал по крупицам, передавал из уст в уста и хранит и поныне. Процесс знакомства с фольклором для детей – это процесс становления в нем личности, обогащения его внутреннего мира, формирования нравственных человеческих качеств.
Публикация «Творческий проект „Масленица“» размещена в разделах
- Масленица. Русский народный праздник
- Проекты на тему Масленицы и масленичной недели
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Актуальность: Данный проект позволяет в условиях воспитательного процесса в ДОУ расширить знания о произведениях русского народного творчества, источнике познавательной информации, привить интерес к русской народной игре, малым фольклорным формам: потешкам, закличкам, дразнилкам, считалкам, загадкам, пословицам, поговоркам.
Цель: Создать условия для культурно – эстетического, нравственного воспитания детей, развития их познавательных и творческих способностей.
Задачи: Изучить особенности восприятия и понимания детьми русского фольклора (малых фольклорных форм).
Развивать интерес дошкольников к русскому народному фольклору.
Создание условий для детского творчества.
Интеграция образовательных областей: Познание, коммуникация, чтение художественной литературы,музыка, социализация, труд, безопасность.
Продукты проектной деятельности : Знание детьми разнообразных народных игр, потешек, считалок, дразнилок, загадок, скороговорок, пословиц.
Презентация проекта :
1. Выставки детских рисунков.
2. Прощание с «Масленницей».
Форма проведения: Беседы, подвижные игры, разучивание закличек, считалок, отгадывание загадок.
Предполагаемый результат:
- Развитие познавательной деятельности дошкольников в ходе бесед и практической деятельности с воспитателями и родителями.
- Расширение кругозора детей и закрепление их знаний о фольклоре, как о произведении русского народного творчества, источнике познавательной информации.
- Расширение (литературного) опыта детей.
- Обогащение активного словаря пословицами и поговорками, скороговорками, загадками, потешками, дразнилками, считалками, стихами.
- Развитие связной речи.
- Работа по звуковой культуре речи.
- Развитие продуктивной деятельности детей (изготовление атрибутов к играм).
Подготовительный этап:
- Подбор методической литературы по данной теме.
- Подбор народных подвижных игр.
- Подбор материала по фольклору.
- Подбор художественной литературы.
- Изготовление атрибутов для игр.
Организационный компонент
Реализация проекта
1. Беседа «Масленица»
Цель: Дать детям представление о «Масленице», как о фольклорном русском празднике.
Вопросы:
- Хорошо ли жилось крестьянину в стародавние времена?
- Как встречали Зиму на Руси?
- Какие забавы и игры приносила с собой Зима?
- Почему Зима не хотела уходить?
- Как решили люди Зиму перехитрить?
- На что похожи блины?
- Как веселился народ?
- Сколько дней длится Масленица?
- Для чего сжигают чучело Масленицы?
Какое время года наступает, когда уходит Зима?
2. Разучивание потешек, поговорок, пословиц, закличек, дразнилок, считалок.
Разучивание народных подвижных игр, речевых игр с движением.
Цель: Расширить знания детей о малых фольклорных формах. Развивать речь детей, звуковую культуру, выразительность речи. Способствовать созданию совместных положительных эмоциональных переживаний детей. Способствовать укреплению физического здоровья; развивать ловкость, внимание.
Масляная неделя
1. Понедельник – «Встреча».
В этот день всех гостей надо встречать блинами. Раньше ходили по дворам ряженые и напрашивались на весёлое угощение.
Разучить с детьми закличку:
«Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошечко –
Дам тебе веретёшечко,
Насыплю горошечка!»
Подвижная игра «Дрёма»
В игре использовать считалку:
«Тара – бара,
Домой пора,
Коров доить,
Тебе водить!»
Разучить дразнилку:
«Ты нечестный,
Сам ты вруша!
Ты – чумазый,
Сам ты хрюша!
Ты – лохматый,
Сам ты веник!
Ты – ленивый,
Сам вареник!»
Подвижные игры на прогулке:
«Две тетери»
«Как на нашем на лугу,
Стоит чашка творогу,
Прилетели две тетери,
Поклевали – улетели.»
Сделать чучелко Масленицы. Катание на санках.
Подвижная игра «Гуси – Лебеди» (считалка)
II половина дня.
Скороговорка:
«Шла торговка мимо рынка,
Спотыкнулась о корзинку,
И упала в яму – бух,
Раздавила сорок мух».
Чтение русской народной сказки «Рукавичка»
Игра «Игровая»
2. Вторник – «Заигрыши».
Весёлые и разнообразные уличные гулянья, строительство снежных крепостей, игра в снежки, катание на санях.
Дразнилка: «А у Васьки на носу, ели кошки колбасу».
Подвижная игра «Заря»
Использовать считалку:
«Катилось яблоко,
Мимо сада, мимо града,
Кто поднимет –
Тот и выйдет!»
Потешка: «Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Ты подай голосок,
Через тёмный лесок,
Через лес, за реку,
Прокричи: «Ку-ка-ре-ку!»
Прогулка.
Подвижная игра «Палочка – выручалочка»
Подвижная игра «У медведя во бору»
«У медведя во бору,
Грибы, годы беру!
Медведь постыл,
На печи застыл!»
Катание на санках. Игры со снегом. Игры с «Масленицей» и с «Солнышком».
II половина дня.
Потешка: «А тари, тари, тари!
Куплю Маше янтари,
Останутся деньги,
Куплю Маше серьги,
Останутся пятаки –
Куплю Маше башмаки,
Останутся полушки,
Куплю Маше подушки».
Загадки:
1. «Хвост с узорами, сапоги со шпорами» (Петух)
2. «Не говорит, не поёт, а кто к хозяину идёт, она знать даёт» (Собака)
3. «Чисто умывается, а с водой не знается» (Кошка)
4. «Клохчет, квохчет, детей созывает, всех под крыло собирает» (Курица)
5. «Спереди – пятачок, сзади – крючок» (Поросёнок)
Выучить пословицу: «Птица радуется весне, а мать деткам».
3. Среда – «Лакомка»
Этот день семейный. Тещи угощают зятьёв блинами и другими вкусными кушаньями.
Потешка: «Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!»
Народные приметы: 1). Солнце перед закатом красное – жди ветра».
«Если март ясный, сухой и холодный – к урожаю».
Подвижная игра «Волк и овцы»
Овцы – дети: «Волк, можно на твоём лугу погулять?»
«Щиплем – щиплем травку,
Зелёную муравку,
Бабушке на рукавички,
Дедушке на кафтанчик,
Серому волку – Грязи на лопату!»
В игре можно использовать считалку:
«Как у нас на сеновале,
Две лягушки ночевали,
Утром встали, щей поели,
И тебе водить велели!»
Лепим угощенье для кукол.
Игра «Каравай»
Прогулка.
Подвижная игра «Ляпка»
Один из играющих – водящий, его выбирают считалкой:
«Белки зайцев угощали,
Им морковку подавали,
Все орешки сами съели,
А тебе водить велели!»
Водящего называют Ляпкой, он бегает за участниками игры, старается кого-то осалить, приговаривая: «На тебе ляпку, отдай её другому!» Новый водящий догоняет игроков и старается кому-нибудь передать ляпку.
Подвижная игра «Гуси – Лебеди»
«Гуси – гуси!
Га-га-га.
Есть хотите?
Да-да-да!
Гуси – лебеди! Домой!
Серый волк под горой!
Что он там делает?
Рябчиков щиплет.
Ну бегите же домой!»
Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать.
Хозяина и волка выбирают.
II половина дня.
Пословица: «Поспешишь – людей насмешишь».
Чтение русской народной сказки «Зимовье», «Лиса и заяц».
Игра с припевом:
«А мы землю парили, парили,
А мы землю пахали, пахали,
А мы просо сеяли, сеяли,
А мы просо пололи, пололи,
А мы просо косили, косили,
А мы просо рушали, рушали,
А мы просо веяли, веяли,
А мы просо сушили, сушили,
А мы кашу варили, варили!»
Исполняя песню дети подражают работе.
Потешка:«Обещала испечь калачи, пироги да пышки,
А вышли на горшки покрышки!»
4. Четверг – «Широкий четверг»
Приговорка: «Солнышко – вёдрышко,
Взайди поскорей,
Свети, обогрей,
Телят да ягнят,
Ещё маленьких ребят».
Подвижная игра: «Жмурки»
Одному из играющих завязывают глаза, отводят его на середину комнаты и заставляют повернуться несколько раз вокруг себя, затем спрашивают:
- Кот, кот, на чём стоишь?
- На квашне.
- Что в квашне?
- Квас.
- Лови мышей, а не нас.
После этих слов, участники игры разбегаются, а жмурка их ловит. Кого он поймал, тот становится жмуркой.
Потешку заучить: «Взялась Машенька за дело,
Живо тесто поспело,
Хороши калачи,
Вынимай из печи.
Все румяны, горячи,
Ай да калачи!»
Пословицу разучить: «Каково испечёшь, таково и съешь».
«Где терпенье – там и уменье».
Прогулка.
Скороговорку повторить: «Шапка да шубка – вот и весь Мишутка».
Подвижная игра «Пчёлка и ласточка».
Играющие – пчёлы – летают по поляне и напевают:
Пчёлки летают,
Медок собирают.
Зум, зум, зум!
Зум, зум, зум!
Ласточка сидит в своём гнезде и слушает песенку. По окончании песенки ласточка говорит: «Ласточка встанет, пчёлку поймает». С последним словом она вылетает из гнезда и ловит пчёл.
Использовать считалку:
«Колокольчик всех зовёт,
Колокольчик нам поёт,
Звонким тонким голоском:
Динь – бом, динь – бом,
Выходи из круга вон».
Подвижная игра «Стадо».
Играющие выбирают пастуха и волка, а все остальные – овцы. Дом волка в лесу, а у овец два дома на противоположных концах площадки. Овцы громко зовут пастуха:
«Пастушок, пастушок,
Заиграй во рожок!
Травка мягкая,
Роса сладкая.
Гони стадо в поле,
Погулять на воле!»
Пастух выгоняет овец на луг, они ходят, бегают, прыгают, щиплют травку. По сигналу пастуха «Волк!» - все овцы бегут в дом на противоположную сторону площадки. Пастух встаёт на пути волка, защищает овец. Все, кого поймал волк, выходят из игры.
Игры с «Масленицей», катание на санках, игры в снежки.
II половина дня.
Сходить в гости в соседнюю группу.
Рассказать стихи.
Спеть песни о зиме.
Поиграть в игры: «Каравай», «Заря – Зарница».
Чаепитие.
5. Пятница – «Тёщины вечёрки».
Бабушки отдыхают, зятья угощают тёщ.
Потешка (разучить) : «Вышла кисонька на мост,
Четыре лапы, пятый хвост,
Бархатная спинка,
В лапе хворостинка».
Познакомить с поговоркой: «Не на то руки достались, чтобы зря болтались».
Подвижная игра «Дрёма»
Прогулка. Вынести чучелко «Масленицы».
Игра «Игровая»
Использовать считалку:
«Я куплю себе дуду,
И на улицу пойду!
Громче, дудочка, дуди,
Мы играем, ты води!»
Игры: «Каравай»
«Заря – Зарница».
Дразнилка: «Андрей – воробей».
Считалка: «Раз, два, три, четыре,
жили мошки на квартире,
К ним повадился сам друг,
Крестовик – большой паук.
Пять, шесть, семь, восемь,
Паука мы попросим:
Ты обжора не ходи,
Ну ка – Мишенька, води!».
Поговорка: «Стряпает весь день до вечера,
А поесть – то нечего!»
Сжигание чучелки «Масленицы».
II половина дня.
Подвижная игра «Ляпка»
Считалка: «Белки зайцев угощали,
Им морковку подавали,
Все орешки сами съели,
А тебе водить велели».
Подвижная игра «Гуси».
- Гуси, вы, гуси!
- Га-га-га!
- Вы серые гуси!
- Га-га-га!
- Где гуси бывали?
- Га-га-га!
- Кого гуси видали?
- Га, га, га!
- Мы видели волка,
- Унёс волк гусёнка,
- Самого лучшего,
- Самого большого.
- А, гуси, вы, гуси!
- Га-га-га,
- Щиплите-ка волка!
- Выручайте гусёнка!
Скороговорка: «Шёл Егор через двор, нёс топор чинить забор».
6. Суббота – «Золовкины посиделки».
Золовкой называют папину сестру. Она – то и устраивает в этот день угощение для всех родных.
7. Воскресенье – «Прощёный день».
Самый последний и самый главный день «Масленицы» - все просят друг у друга прощение. Сжигают чучело. Прощаются с зимой.