Папки-передвижки

Творческий проект «Масленица»

Наталья Гуськова
Творческий проект «Масленица»
▼ Скачать + Заказать документы

Паспорт проекта

Вид проекта : «Познавательно – творческий»

Продолжительность: 1 неделя

Сроки проведения: «Масляничная» неделя

Участники: дети, воспитатель, музыкальный руководитель

Форма проведения: групповая

Возраст детей: 4-5 лет

Проблема: В век высоких технологий, когда существует столько альтернативных способов получения информации, таких как интернет, телевидение и пр., неплохо вернуться к своим истокам, к народному творчеству, народной игре, фольклору, который русский народ собирал по крупицам, передавал из уст в уста и хранит и поныне. Процесс знакомства с фольклором для детей – это процесс становления в нем личности, обогащения его внутреннего мира, формирования нравственных человеческих качеств.

Публикация «Творческий проект „Масленица“» размещена в разделах

Актуальность: Данный проект позволяет в условиях воспитательного процесса в ДОУ расширить знания о произведениях русского народного творчества, источнике познавательной информации, привить интерес к русской народной игре, малым фольклорным формам: потешкам, закличкам, дразнилкам, считалкам, загадкам, пословицам, поговоркам.

Проектный компонент

Цель: Создать условия для культурно – эстетического, нравственного воспитания детей, развития их познавательных и творческих способностей.

Задачи: Изучить особенности восприятия и понимания детьми русского фольклора (малых фольклорных форм).

Развивать интерес дошкольников к русскому народному фольклору.

Создание условий для детского творчества.

Интеграция образовательных областей: Познание, коммуникация, чтение художественной литературы,музыка, социализация, труд, безопасность.

Продукты проектной деятельности : Знание детьми разнообразных народных игр, потешек, считалок, дразнилок, загадок, скороговорок, пословиц.

Презентация проекта :

1. Выставки детских рисунков.

2. Прощание с «Масленницей».

Форма проведения: Беседы, подвижные игры, разучивание закличек, считалок, отгадывание загадок.

Предполагаемый результат:

- Развитие познавательной деятельности дошкольников в ходе бесед и практической деятельности с воспитателями и родителями.

- Расширение кругозора детей и закрепление их знаний о фольклоре, как о произведении русского народного творчества, источнике познавательной информации.

- Расширение (литературного) опыта детей.

- Обогащение активного словаря пословицами и поговорками, скороговорками, загадками, потешками, дразнилками, считалками, стихами.

- Развитие связной речи.

- Работа по звуковой культуре речи.

- Развитие продуктивной деятельности детей (изготовление атрибутов к играм).

Подготовительный этап:

- Подбор методической литературы по данной теме.

- Подбор народных подвижных игр.

- Подбор материала по фольклору.

- Подбор художественной литературы.

- Изготовление атрибутов для игр.

Организационный компонент

Реализация проекта

1. Беседа «Масленица»

Цель: Дать детям представление о «Масленице», как о фольклорном русском празднике.

Вопросы:

- Хорошо ли жилось крестьянину в стародавние времена?

- Как встречали Зиму на Руси?

- Какие забавы и игры приносила с собой Зима?

- Почему Зима не хотела уходить?

- Как решили люди Зиму перехитрить?

- На что похожи блины?

- Как веселился народ?

- Сколько дней длится Масленица?

- Для чего сжигают чучело Масленицы?

Какое время года наступает, когда уходит Зима?

2. Разучивание потешек, поговорок, пословиц, закличек, дразнилок, считалок.

Разучивание народных подвижных игр, речевых игр с движением.

Цель: Расширить знания детей о малых фольклорных формах. Развивать речь детей, звуковую культуру, выразительность речи. Способствовать созданию совместных положительных эмоциональных переживаний детей. Способствовать укреплению физического здоровья; развивать ловкость, внимание.

Масляная неделя

1. Понедельник – «Встреча».

В этот день всех гостей надо встречать блинами. Раньше ходили по дворам ряженые и напрашивались на весёлое угощение.

Разучить с детьми закличку:

«Солнышко, солнышко,

Выгляни в окошечко –

Дам тебе веретёшечко,

Насыплю горошечка!»

Подвижная игра «Дрёма»

В игре использовать считалку:

«Тара – бара,

Домой пора,

Коров доить,

Тебе водить!»

Разучить дразнилку:

«Ты нечестный,

Сам ты вруша!

Ты – чумазый,

Сам ты хрюша!

Ты – лохматый,

Сам ты веник!

Ты – ленивый,

Сам вареник!»

Подвижные игры на прогулке:

«Две тетери»

«Как на нашем на лугу,

Стоит чашка творогу,

Прилетели две тетери,

Поклевали – улетели.»

Сделать чучелко Масленицы. Катание на санках.

Подвижная игра «Гуси – Лебеди» (считалка)

II половина дня.

Скороговорка:

«Шла торговка мимо рынка,

Спотыкнулась о корзинку,

И упала в яму – бух,

Раздавила сорок мух».

Чтение русской народной сказки «Рукавичка»

Игра «Игровая»

2. Вторник – «Заигрыши».

Весёлые и разнообразные уличные гулянья, строительство снежных крепостей, игра в снежки, катание на санях.

Дразнилка: «А у Васьки на носу, ели кошки колбасу».

Подвижная игра «Заря»

Использовать считалку:

«Катилось яблоко,

Мимо сада, мимо града,

Кто поднимет –

Тот и выйдет!»

Потешка: «Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Ты подай голосок,

Через тёмный лесок,

Через лес, за реку,

Прокричи: «Ку-ка-ре-ку!»

Прогулка.

Подвижная игра «Палочка – выручалочка»

Подвижная игра «У медведя во бору»

«У медведя во бору,

Грибы, годы беру!

Медведь постыл,

На печи застыл!»

Катание на санках. Игры со снегом. Игры с «Масленицей» и с «Солнышком».

II половина дня.

Потешка: «А тари, тари, тари!

Куплю Маше янтари,

Останутся деньги,

Куплю Маше серьги,

Останутся пятаки –

Куплю Маше башмаки,

Останутся полушки,

Куплю Маше подушки».

Загадки:

1. «Хвост с узорами, сапоги со шпорами» (Петух)

2. «Не говорит, не поёт, а кто к хозяину идёт, она знать даёт» (Собака)

3. «Чисто умывается, а с водой не знается» (Кошка)

4. «Клохчет, квохчет, детей созывает, всех под крыло собирает» (Курица)

5. «Спереди – пятачок, сзади – крючок» (Поросёнок)

Выучить пословицу: «Птица радуется весне, а мать деткам».

3. Среда – «Лакомка»

Этот день семейный. Тещи угощают зятьёв блинами и другими вкусными кушаньями.

Потешка: «Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок!»

Народные приметы: 1). Солнце перед закатом красное – жди ветра».

«Если март ясный, сухой и холодный – к урожаю».

Подвижная игра «Волк и овцы»

Овцы – дети: «Волк, можно на твоём лугу погулять?»

«Щиплем – щиплем травку,

Зелёную муравку,

Бабушке на рукавички,

Дедушке на кафтанчик,

Серому волку – Грязи на лопату!»

В игре можно использовать считалку:

«Как у нас на сеновале,

Две лягушки ночевали,

Утром встали, щей поели,

И тебе водить велели!»

Лепим угощенье для кукол.

Игра «Каравай»

Прогулка.

Подвижная игра «Ляпка»

Один из играющих – водящий, его выбирают считалкой:

«Белки зайцев угощали,

Им морковку подавали,

Все орешки сами съели,

А тебе водить велели!»

Водящего называют Ляпкой, он бегает за участниками игры, старается кого-то осалить, приговаривая: «На тебе ляпку, отдай её другому!» Новый водящий догоняет игроков и старается кому-нибудь передать ляпку.

Подвижная игра «Гуси – Лебеди»

«Гуси – гуси!

Га-га-га.

Есть хотите?

Да-да-да!

Гуси – лебеди! Домой!

Серый волк под горой!

Что он там делает?

Рябчиков щиплет.

Ну бегите же домой!»

Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать.

Хозяина и волка выбирают.

II половина дня.

Пословица: «Поспешишь – людей насмешишь».

Чтение русской народной сказки «Зимовье», «Лиса и заяц».

Игра с припевом:

«А мы землю парили, парили,

А мы землю пахали, пахали,

А мы просо сеяли, сеяли,

А мы просо пололи, пололи,

А мы просо косили, косили,

А мы просо рушали, рушали,

А мы просо веяли, веяли,

А мы просо сушили, сушили,

А мы кашу варили, варили!»

Исполняя песню дети подражают работе.

Потешка:«Обещала испечь калачи, пироги да пышки,

А вышли на горшки покрышки!»

4. Четверг – «Широкий четверг»

Приговорка: «Солнышко – вёдрышко,

Взайди поскорей,

Свети, обогрей,

Телят да ягнят,

Ещё маленьких ребят».

Подвижная игра: «Жмурки»

Одному из играющих завязывают глаза, отводят его на середину комнаты и заставляют повернуться несколько раз вокруг себя, затем спрашивают:

- Кот, кот, на чём стоишь?

- На квашне.

- Что в квашне?

- Квас.

- Лови мышей, а не нас.

После этих слов, участники игры разбегаются, а жмурка их ловит. Кого он поймал, тот становится жмуркой.

Потешку заучить: «Взялась Машенька за дело,

Живо тесто поспело,

Хороши калачи,

Вынимай из печи.

Все румяны, горячи,

Ай да калачи!»

Пословицу разучить: «Каково испечёшь, таково и съешь».

«Где терпенье – там и уменье».

Прогулка.

Скороговорку повторить: «Шапка да шубка – вот и весь Мишутка».

Подвижная игра «Пчёлка и ласточка».

Играющие – пчёлы – летают по поляне и напевают:

Пчёлки летают,

Медок собирают.

Зум, зум, зум!

Зум, зум, зум!

Ласточка сидит в своём гнезде и слушает песенку. По окончании песенки ласточка говорит: «Ласточка встанет, пчёлку поймает». С последним словом она вылетает из гнезда и ловит пчёл.

Использовать считалку:

«Колокольчик всех зовёт,

Колокольчик нам поёт,

Звонким тонким голоском:

Динь – бом, динь – бом,

Выходи из круга вон».

Подвижная игра «Стадо».

Играющие выбирают пастуха и волка, а все остальные – овцы. Дом волка в лесу, а у овец два дома на противоположных концах площадки. Овцы громко зовут пастуха:

«Пастушок, пастушок,

Заиграй во рожок!

Травка мягкая,

Роса сладкая.

Гони стадо в поле,

Погулять на воле!»

Пастух выгоняет овец на луг, они ходят, бегают, прыгают, щиплют травку. По сигналу пастуха «Волк!» - все овцы бегут в дом на противоположную сторону площадки. Пастух встаёт на пути волка, защищает овец. Все, кого поймал волк, выходят из игры.

Игры с «Масленицей», катание на санках, игры в снежки.

II половина дня.

Сходить в гости в соседнюю группу.

Рассказать стихи.

Спеть песни о зиме.

Поиграть в игры: «Каравай», «Заря – Зарница».

Чаепитие.

5. Пятница – «Тёщины вечёрки».

Бабушки отдыхают, зятья угощают тёщ.

Потешка (разучить) : «Вышла кисонька на мост,

Четыре лапы, пятый хвост,

Бархатная спинка,

В лапе хворостинка».

Познакомить с поговоркой: «Не на то руки достались, чтобы зря болтались».

Подвижная игра «Дрёма»

Прогулка. Вынести чучелко «Масленицы».

Игра «Игровая»

Использовать считалку:

«Я куплю себе дуду,

И на улицу пойду!

Громче, дудочка, дуди,

Мы играем, ты води!»

Игры: «Каравай»

«Заря – Зарница».

Дразнилка: «Андрей – воробей».

Считалка: «Раз, два, три, четыре,

жили мошки на квартире,

К ним повадился сам друг,

Крестовик – большой паук.

Пять, шесть, семь, восемь,

Паука мы попросим:

Ты обжора не ходи,

Ну ка – Мишенька, води!».

Поговорка: «Стряпает весь день до вечера,

А поесть – то нечего!»

Сжигание чучелки «Масленицы».

II половина дня.

Подвижная игра «Ляпка»

Считалка: «Белки зайцев угощали,

Им морковку подавали,

Все орешки сами съели,

А тебе водить велели».

Подвижная игра «Гуси».

- Гуси, вы, гуси!

- Га-га-га!

- Вы серые гуси!

- Га-га-га!

- Где гуси бывали?

- Га-га-га!

- Кого гуси видали?

- Га, га, га!

- Мы видели волка,

- Унёс волк гусёнка,

- Самого лучшего,

- Самого большого.

- А, гуси, вы, гуси!

- Га-га-га,

- Щиплите-ка волка!

- Выручайте гусёнка!

Скороговорка: «Шёл Егор через двор, нёс топор чинить забор».

6. Суббота – «Золовкины посиделки».

Золовкой называют папину сестру. Она – то и устраивает в этот день угощение для всех родных.

7. Воскресенье – «Прощёный день».

Самый последний и самый главный день «Масленицы» - все просят друг у друга прощение. Сжигают чучело. Прощаются с зимой.

Публикации по теме:

Проект по выращиванию тюльпанов в комнатных условиях «Свой цветочек маме милой подарю» Проект Тема: «Свой цветочек маме милой подарю». Проблема. Научиться выращивать тюльпаны в комнатных условиях. Материалы: различная информация.

Проект «Давайте познакомимся» Матрица проекта. 1. Название проекта Давайте познакомимся 2. Тематическое поле Социально-нравственное 3. Проблема Родители группы разобшины,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Творческий проект «Масленица»
Опубликовано: 2 ноября 2014 в 17:02
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Творческий проект «Масленица»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Гуськова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД