Мария Горобченко
Творческий проект «Казачьи игры на асфальте»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Тип проекта : Творческий
2. Срок реализации: Летний оздоровительный период
3. Участники проекта : Дети, воспитатели
4. Актуальность проекта :
Отличительная особенность игр на асфальте заключается в том, что одну и ту же игру можно проводить каждый день, используя разные виды двигательной активности, позволяя избежать однообразия.
Организуя соревновательную деятельность, педагог учит детей вежливому, тактичному, внимательному отношению к товарищам по команде, умению управлять своим поведением в коллективе сверстников.
Публикация «Творческий проект „Казачьи игры на асфальте“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры на асфальте, классики
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Казачьи подвижные игры
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Игры на асфальте являются хорошим дополнением к традиционным занятиям по физическому воспитанию, делая их более эмоциональными разнообразными. Игровые занятия с использованием рисунков на асфальте также активизируют умственную деятельность ребёнка, расширяют словарный запас, в игровой форме знакомят с донским фольклором и другими образовательными областями.
5. Цель и задачи проекта :
Цель: Решение задач развития игровой деятельности детей, решение программных задач по образовательным областям в свете ФГОС ДО.
Обучение детей играм на асфальте, организовать физическую активность детей на свежем воздухе, познакомить детей с казачьими играми.
Задачи:
«Физическое развитие» :
• Укреплять здоровье детей путем повышения адаптационных возможностей организма, развивать двигательные и психические способности, способствовать формированию положительного эмоционального состояния;
• Всесторонне совершенствовать физические функции организма;
• Формировать интерес и потребность в занятиях физическими упражнениями;
• Удовлетворять естественную потребность в движении, создавать условия для демонстрации двигательных умений каждого ребенка;
• Развитие у детей умения согласовывать свои действия с действиями других детей.
• Разучить игры и эстафеты направленные на развитие физических способностей детей с учетом их индивидуальных особенностей;
«Художественно-эстетическое развитие» :
• Поддерживать инициативу детей в импровизации;
• Активизировать воображение, инициативу, творчество ребенка.
Духовно обогащать детей положительными эмоциями.
•
«Познавательное развитие» :
• Удовлетворять детскую любознательность, не подавляя при этом интереса к узнаванию природы, формировать необходимые для разностороннего развития ребенка представления о ней, прививать навыки активности и самостоятельности мышления;
• Развивать навыки общения со сверстниками, взрослыми и окружающей природой;
• Знакомить с традициями донских казааков.
«Социально-коммуникативное развитие» :
• Развивать игровую деятельность воспитанников;
• Приобщать к элементарным общепринятым нормам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;
«Речевое развитие»
• Развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
• Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
• Словарная работа: станица, веретено, туесок, посиделки, проговаривание скороговорок, применение певалок, считалок, и речитативов;
• Способствовать речевому стимулированию (повторение, объяснение, обсуждение, побуждение, напоминание, уточнение).
6. Ожидаемые результаты:
• Умение детей организовывать игры на асфальте;
• Активное участие детей и их родителей в проектной деятельности.
• Освоение доступных знаний о разнообразии казачьих игр и игр на асфальте;
• Формирование у детей умения самостоятельной организации подобных игр.
7. Этапы проекта :
1 этап. Подготовительный.
Обоснование актуальности темы, решение проблемы, мотивация её выбора.
Формулирование задач и цели проекта.
Подбор методической, справочной литературы по тематике проекта.
2 этап. Выполнение проекта.
Подготовка и организация игр. Проведение игр.
3 этап. Результаты.
Обработка и оформление материала по теме.
Составление картотеки игр.
8. Основные принципы:
• Принцип доступности (методы обучения соответствуют возрасту, уровню развития, подготовки, интересам детей);
• Принцип последовательности (устанавливать взаимосвязи, переходить от простого к сложному);
• Принцип индивидуализации (индивидуальный подход к каждому ребенку, учет его особенностей).
9. Список используемой литературы
1. Глазырина Л. Д., Овсянкин В. А. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. -176с. : ил. ISBN 5-691-00186-8
2. Шебеко В. Н., Ермак Н. Н., Шишкина В. А. Физическое воспитание дошкольников: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. — 2-е изд. -М. : Издательский центр «Академия», 1997. -192с. -ISBN 5-7695-0062-Х
3. Миняева С. А. Подвижные игры дома и на улице. От 2 до 14 лет /Светлана Миняева. -2-е изд. -М. : Айрис-пресс, 2007. -208с. : ил. — ( Внимание: дети) ISBN 978 -5 – 8112 – 2328 – 2
4.«Физическая культура: воспитание, образование, тренировка» №1, 2002.
Приложение 1.
План реализации проекта
1 этап.
Подготовительный
Подбор методической и справочной литературы.
Старший воспитатель, воспитатели группы.
2 этап.
Выполнение проекта
Оформление игровых дорожек около группового участка.
Воспитатели группы.
3 этап.
Проведение игр на асфальте во время прогулок.
Летний оздоровительный период
Воспитатели группы, дети.
Работа по проекту :
В рамках работы над проектом хочется подчеркнуть ряд преимуществ игр на асфальте, мы попытались объединить несколько игр в одну что бы практичнее использовать пространство, учесть пожелания мальчиков и девочек :
1. Главные преимущества казачьих игр — это лаконичность, выразительность и доступность. Казачьи игры не требуют специального спортивного инвентаря, прекрасно вписываются в современные игры. В большинстве случаев для них достаточно подручного материала. Это могут быть различные веревки, камешки, тряпичные мячи или палки. Также нет необходимости в специально оборудованном месте. Такие игры можно проводить как на лужайке, так и на асфальте.
2. Эти игры являются содержательно-насыщенными и развивающими, так как позволяют решать программные задачи по всем образовательным областям.
3. Эти игры являются доступными, так как не требуют специального оборудования и дополнительного места, их легко организовать там, где есть асфальт.
4. Количество участников в этих играх не ограничено, правила могут предусматривать участие всех детей.
5. Игры и упражнения многофункциональны и вариативны. Одну и ту же игру можно организовывать каждый день, но по-разному, через разные виды двигательной активности, одна и та же игра может иметь разные правила.
6. Эти игры легко использовать как для совместной деятельности взрослого и детей, так и для деятельности группы детей, а так же для самостоятельной деятельности детей.
Казачьи заклички, певалки, речетативы и считалки.
№1 Дуб, калач, стань, не плачь!
Шики-быки новы-быки…
Свисти, Левка, шопоти, Левка, поворачивайся!
№2 Чижик-пыжик воробушек,
По улоньке скачет,
Девиц собирает
Поиграть-поплясать
Себя показать?
№3 Тай-тай, налетай!
Кто в жмурки (прятки, салки и т. д.) играй?
№4 Пчелы в поле полетели,
Зажужжали, загудели.
Сели пчелы на цветы.
Мы играем – водишь – ты!
№5 Я пойду куплю дуду,
Я на улицу пойду.
Громче, дудочка, дуди,
Мы играем, ты – води.
№6 Заяц белый, куда бегал?
В лес зелёный.
Что там делал?
Лыко драл.
Куда клал?
Под колоду.
Кто украл?
Родион.
Выйди вон.
№7 Кто с утра чертей гоняет,
Песни звонкие спивает,
Спать мешает казаку
И кричит «Ку-ка-ре-ку»?
№8 Катилась торба с высокого горба,
А в той торбе – хлеб, водица,
Кому достанется – тому водиться.
№9 Конь ретивый,
Долгогривый
Скачет полем,
Скачет нивой.
Кто коня
Того поймает,
С нами в салочки
Играет.
№ 10 Начинается считалка:
На берёзу села галка,
Две вороны, воробей,
Три сороки, соловей.
№11 Ой ты, зоренька-заря,
Заря вечерняя.
А кто зореньку найдёт,
Тот и вон пойдёт.
№12 Солнышко-вёдрышко,
Выгляни в окошечко!
Солнышко, нарядись!
Красное, покажись!
№1 ПЕШЕХОДНЫЙ ПЕРЕХОД
№1 Игра «Правила поведения на дороге»
Цель: формировать знания о правилах дорожного движения, уточнить представления о понятиях «пешеход».
Задачи: ознакомить детей с правилами перехода (переезда) регулируемого светофором. Учить детей правилам дорожного движения, повторить значения светофора. Развивать мышление, внимание, наблюдательность.
Правила игры : Дети запоминают, что и когда надо делать. Идут и внимательно слушают сигналы регулировщика дорожного движения. По сигналу: «Светофор!» - стоим на месте; по сигналу: «Переход!» - шагаем; по сигналу: «Автомобиль!» - держим в руках руль.
№2 Игра «Грузовики»
Содержание игры : Играющие держат в руках автомобильные рули – это грузовики. Им необходимо доставить срочный груз. На голове у каждого положен небольшой мешочек с опилками или песком. Кто сможет бежать так быстро, чтобы обогнать всех своих соперников и не уронить груз – этот мешочек?
№3 Игра «Иду по дорожке»
Игроки идут по дорожке, называя на каждый шаг, например, названия дорожных знаков и др. Побеждает сделавший больше шагов и назвавший больше слов.
№ 4 Задание: «Казаки на разведке»
Для детей загадываются загадка о казаках (донском крае, растениях, животных и т. д., назови отгадку (пройди препятсвие) и прыгни на первую ступеньку. Измени это слово — назови это слово ласково (существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами) и прыгни на вторую ступеньку. Измени отгадку, продолжи - у меня большие… (множественное число существительных) и прыгни на третью ступеньку. Подбери к слову-отгадке слово-признак (какой) и прыгни на четвертую ступеньку (согласование прилагательных с существительными).
Придумай с этим словом предложение и прыгни на пятую ступеньку (языковой синтез). Если ребенок отвечает неправильно, то спускается на ступеньку ниже.
№5 «Донеси – не урони» (эстафета).
Дети передвигаются (перепрыгивают) по «полоскам» по сигналу воспитателя, стараясь удержать мешочек на голове. Кто ни разу не уронит мешочек тот самый ловкий казак (казачка).
№ 2 ФУТБОЛЬНОЕ ПОЛЕ
№1 Игра «футбол»
- перед началом игры проводится жеребьевка для выбора сторон или начального удара. Мяч ставится на землю в центре поля;
- игроки команды стремятся забить как можно больше голов в ворота соперника, а после потери мяча защищать свои, соблюдая при этом правила игры;
- футбол - игра двух команд, и в каждой команде - до 5-7 игроков, один из которых капитан;
-соблюдение правил игры и продолжительность матча контролирует судья;
-мяч считается забитым в ворота, если он полностью прошел линию ворот, а также во время игры были соблюдены все правила;
-в футболе все действия с мячом игроки выполняют ногами;
-правом брать мяч в руки обладают вратарь и игрок, выполняющий вбрасывание;
-футбол — игра коллективная, и игроки относятся друг к другу с уважением, несмотря на дух соперничества и желание победить.
№2 казачья игра «БОРЮЩАЯСЯ ЦЕПЬ»
Две команды становятся лицом друг к другу на линиях, расстояние между которыми составляет примерно 10 шагов, и затем сходятся, на средней черте так, чтобы соперники чередовались.
Все берутся под руки.
В образовавшейся цепи члены команд смотрят в противоположные стороны.
По условному сигналу каждая команда старается оттеснить соперников за их исходную линию.
Участники, допустившие разрыв цепи, выбывают из игры.
№3 казачья игра «ТИШЕ ЕДЕШЬ, ДАЛЬШЕ БУДЕШЬ»
На футбольном поле у нас 2 полосы на расстоянии примерно 20 метров.
Все игроки становятся с одной стороны, водящий – с другой стороны, и поворачивается ко всем спиной. Водящий произносит: "Тише едешь-дальше будешь. Стоп. "
Фразу можно произносить как угодно - намеренно затягивая слова, всё предложение, или например начинать медленно и затем резко и быстро заканчивать ее - в общем, привносить элемент неожиданности в игру.
В это время все игроки пытаются как можно дальше пробежать-пройти к финишу, на слове "стоп" замирают. После слова "стоп" водящий оборачивается. Если он увидел движение какого-то игрока (кто не успел замереть, или остановиться из-за скорости разгона) - тот выбывает из игры
Побеждает тот, кто первым доберется до финиша и дотронется до водящего – он занимает его место, и игра начинается сначала.
№3 казачья игра «КАЗАКИ»
Цель игры : развитие внимания, ловкости.
Играющие мальчики выбирают себе начальника, который приказывает им строиться в шеренгу, поворачиваться, скакать в карьер, схватывать на бегу какой-нибудь приз, перепрыгивать через барьер или ров (середина футбольного поля). Играющие попадают в цель мешочками с песком (круг с мишенью в центре поля).
Правила игры : наиболее отличившиеся в игре и выполнении приказаний получают от начальника чины и знаки отличия.
№4 «ДЗИГА»
Условия игры были самыми разными : стараясь не уронить, гнали дзигу по маршруту или гоняли ее наперегонки (разметка футбольного поля, препятствия, цели, мишени для игры)
Особенно ловкие мальчишки ухитрялись выделывать потрясающие номера с кубарем, подбрасывая его в воздух и попадая им в цель за много метров.
Командные соревнования, бывали бои – когда сшибали дзиги противников.
Эта игра развивала глазомер, выносливость, ловкость.
№3 МИШЕНЬ В ЦЕНТРЕ ПОЛЯ И ФРУКТОВОЕ КОЛЬЦО
№1 «Успей занять дом!»
Каждый ребенок находится в «овощном», «ягодном», «фруктовом» домике. Водящий стоит в центре – у него нет домика. По команде «Овощи» дети, стоящие в овощных домиках, начинают меняться местами и т. д. Водящий должен успеть занять пустой домик.
№2. «Найди свою грядку»
Дети располагаются в домиках. По сигналу «Яблоки» бег вокруг рисунка начинают дети из яблочных домиков; по сигналу «Морковь» к ним присоединяются игроки из морковных домиков и т. д. В «огород» все игроки стремятся занять свое первоначальное место.
Вариант. Дети двигаются вокруг рисунка, отбивая мяч одной рукой, двумя руками или попеременно правой и левой.
№3 «Ловкий казак»
С разных расстояний дети стараются попасть в мишень мокрой губкой, набирают баллы. Выигрывает тот кто попал в серединку.
№4 «ЦУРКА»
Игроки берут две палки: длинную и короткую. Длинной палкой ударять по короткой из разного ее положения. Короткая палка может находиться в центре мишени. Короткую палку нужно было послать длинной палкой в определенную точку или за черту, проведенную на земле. Это игра на дальность и меткость попадания. Она развивает глазомер, меткость и силу рук.
№5 «Игра круг»
Цель игры : развитие ловкости, меткости, точности движений.
Тоже чертился кон но только вокруг кона чертился еще круг диаметром 2 метра, а от круга на расстоянии 2-5 метров чертилась линия откуда начинали бить по кону игроки.
Игроки били по кону от линии, пока кто-нибудь не попадет в кон. Если выбитый альчик вылетал за предел круга, то игрок забирал его себе и имел право ещё раз бить, но уже от линии круга. В случае промаха бил следующий игрок. И так пока на коне не останется не единого мосла.
№6 Кидалки - швырялки.
Цель игры : развитие ловкости, меткости, точности движений.
Метание камней в цель. Количество участников не ограничено. На определенном расстоянии устанавливается ряд целей. Возможна частичная маскировка их. Задача участвующих определенным количеством разновесных камней поразить все цели противника. Зимой хорошо осваивать «снежки».
Участник учится быстро определять расстояние до цели, соотносить силу броска с весом снаряда, точно поражать цель.