Кобелева Вера Николаевна
Творческий проект для подготовительной группы «Мир театра»
▼ Скачать
Проект «Мир театра»
(старший возраст)
Тема проекта : «Мир театра»
Тип проекта : познавательно – творческий
Вид проекта : групповой, краткосрочный.
Сроки реализации проекта : 2-3 недели
Участники: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников.
Актуальность.
Публикация «Творческий проект для подготовительной группы „Мир театра“» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
«Театр-искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по настоящему, всегда уносит из него запас мудрости и доброты». (К. С. Станиславский).
Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность.
В театральной деятельности ребенок раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает удовлетворение от деятельности. Театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала. У ребенка появляется возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты.
Реализация проекта позволит сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Цель: приобщать детей к театральному искусству, к театрализованной деятельности. Способствовать формированию творческой личности; развивать речь и коммуникативные навыки у детей.
Создать условия для развития творческой активности детей в театральной деятельности, обеспечить условия взаимосвязи с другими видами деятельности в целостном педагогическом процессе.
Задачи:
1. Расширять представления детей о театре, его видах, атрибутах, костюмах, декорациях, о людях которые работают в театре, об артистах; показать значимость и необходимость каждой профессии в театре;
2. Вызвать у детей интерес к театру, желание участвовать в театральной деятельности;
3. Содействовать развитию творческой активности детей, эмоциональности и выразительности в речи и движениях.
4. Создавать условия для организации совместной театральной деятельности детей и взрослых, направленные на сближения детей, родителей и педагогов ДОУ.
5. Формировать в ДОУ художественно-эстетическую, творчески развивающую предметную среду.
6. Учить детей налаживать и регулировать контакты в совместной и самостоятельной деятельности.
7. Прививать детям первичные навыки в области театрального
искусства (использование мимики, жестов, голоса).
8. Способствовать формированию эстетического вкуса.
9. Обеспечить взаимосвязь с другими видами деятельности:
изобразительной, музыкальной, художественной литературой, конструированием.
10. Приобщать взрослых и детей к театрально-исполнительской деятельности.
Приобщать родителей к театрально-культурной жизни ДОУ.
Принципы:
Принцип организации личностно-ориентированного взаимодействия с учетом индивидуальных возможностей – принятие и поддержка его, индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей, забота о его эмоциональном благополучии.
Принцип интеграции – содержание театрализованных игр взаимосвязаны с другими разделами программы воспитания и обучения детей в детском саду.
Принцип координации деятельности педагога – деятельность специалистов согласованна с образовательной деятельностью музыкального руководителя.
Принцип возрастной адресованности – содержание деятельности выстраивается в соответствии и учетом возраста детей.
Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи – родители поддерживают формы работы с детьми и продолжают их в семье.
Методы и приемы:
- творческая деятельность (игровое творчество, песенное, танцевальное, импровизация на детских музыкальных инструментах);
- игры-драматизации;
- беседы после просмотра спектаклей;
- упражнения по дикции;
- игры-превращения;
- упражнения на развитие мимики, детской пластики элементы искусства пантомимы;
- театральные этюды;
- репетиции и обыгрывание сказок и инсценировок.
Использование разнообразных средств: театральные уголки в группах, разнообразные виды театров, костюмы, декорации, DVD, кассеты, детские музыкальные инструменты, наглядные иллюстрации сказок.
Работа с родителями:
Ведущая идея – активное вовлечение родителей в творческий процесс развития театрализованной деятельности детей.
Задача – заинтересовать родителей перспективами развития театрализованной деятельности детей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать их союзниками в своей работе.
Формы взаимодействия работы с родителями:
устный опрос «Играете ли вы с ребенком в театр» (на начало и конец проекта);
индивидуальные беседы;
наглядная информация: папка «Театр для всех» с описанием истории театра, его видов; памятки «Организация театральной деятельности в средней группе»,
«Условия для развития театральных игр и приобщение детей к театральной деятельности».
посещение театра всей семьей;
выставка – презентация разных видов театра «Поиграйте с нами»;
совместная деятельность;
помощь в изготовлении костюмов и декораций.
Работа воспитателей.
Ведущая идея – создание системы перспективного планирования для развития театрализованной деятельности в детском саду.
Задача – разработать ряд перспективных планов взаимодействующих по разделам: совместная деятельность, игра, кружковая работа, работа с родителями.
Формы работы:
консультации;
создание картотеки театрализованных игр;
помощь в организации предметно-развивающей среды;
работа с учебными наглядными пособиями;
праздники и развлечения;
выставки, фотоальбомы.
Ребенок
В основе проекта идея формирования заинтересованности детей в потребности заниматься театрализованной деятельностью не только с педагогами, но и самостоятельно в свободное время.
Идея – не навреди!
Ожидаемые результаты:
Для детей:
Создание благоприятных условий для раскрытия личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала через приобщение детей к театральному искусству, к театрализованной деятельности.
Развитие речи, мимики, жестов.
Развитие инициативы, активности, самостоятельности.
Для воспитателей:
Повышение профессионализма.
Внедрение новых методов в работе с детьми и родителями.
Личностный профессиональный рост.
Самореализация.
Для родителей:
Повышение уровня личностного сознания.
Укрепление взаимоотношений между детьми и родителями.
Самореализация.
Для группы :
Создание качественной предметно-развивающей среды для расширения представления детей о театре, его видах, атрибутах, костюмах, декорации.
Создание системы перспективного планирования по театрализованной деятельности.
Создание картотеки театрализованных игр.
План реализации проекта :
1 этап. Подготовительный.
Определение темы проекта.
Составление плана работы.
Выявление предварительных знаний детей по теме проект :
Что мы знаем о театре, о том, кто ставит спектакль?
Театр – это большое, красивое здание, там показывают спектакли. В театре есть артисты, они репетируют роли и играют в спектаклях. Спектакли бывают детские и для взрослых. Театры бывают разные (у нас в группе есть кукольный театр, пальчиковый и т. д.).
Что мы хотим узнать?
- Какие ещё бывают театры, чем они отличаются?
- Как артисты готовятся к постановке спектакля?
- Трудно ли быть артистом?
- Кто работает в театре и помогает ставить спектакли?
- Как зрители узнают, какой будет спектакль?
- Что такое декорации?
Что сделать, чтобы узнать?
- Поискать в Интернете.
- Встретиться с теми, кто работает в театре, с артистами, и спросить у них. --- Спросить у мамы и папы.
- Сходить в театр. Рассмотреть иллюстрации.
Анкетирование родителей.
Наблюдение за детской театрализованной деятельностью - выявление проблемы, подбор информации по выявленным проблемам.
Подбор наглядного материала, подготовка презентаций.
2этап. Практический Ход проекта :
Первая неделя «Мы пришли в театр»
1. Знакомство с понятием театр : (показ слайдов, картин, фотографий). Виды театров (музыкальный, кукольный, драматический, театр зверей и др.)
Цель: дать детям представление о театре; расширять знания театра как вида
искусства; познакомить с видами театров; воспитывать эмоционально положительное отношение к театру.
2. Знакомство детей со сказочными героями.
Цель: развитие интереса к театральной деятельности.
3. Тема. Знакомство с театральными профессиями (художник, гример, парикмахер, музыкант, декоратор, костюмер, артист) .
Цель: формировать представления детей о театральных профессиях; активизировать интерес к театральному искусству; расширять словарный запас.
4. Показ иллюстраций, фотографий московских театров.
Цель: познакомить детей с устройством театрального здания, обратить внимание на неординарность архитектуры и красивый фасад, с разными видами театров.
5. Сюжетно – ролевая игра «Мы пришли в театр».
Цель: познакомить с правилами поведения в театре; вызвать интерес и желание играть (выполнять роль «кассира», «билетера», «зрителя»); воспитывать дружеские взаим1)
6. Просмотр видеофрагментов о различных видах театров.
7. Оформление альбома «Театры для всех» о различных видах театров.
8. Организация совместной деятельности в форме «Творческая мастерская» на тему «Театр своими руками», обязательно использовать кулисы, театральную кассу, афишу, буфет и гардероб;
9. Беседы о правилах поведения в театре, дать понятие пословицы «Зрительская культура».
Цель: Дать детям представление о правилах поведения в общественных местах; формировать личностное отношение к несоблюдению и нарушению правил.
10. Показ театра (по выбору воспитателя).
Цель: пробудить эмоциональный отклик у детей на просмотр сказки.
Совместная образовательная деятельность:
1. Игры-беседы, чтение сказок с показом театра : «В гостях у сказки»,
«Здравствуйте герои сказок»; «Что я видел?» (из личного опыта детей о посещении театра)
2. Худ. творчество «Мой любимый герой»
Цель: Учить в рисунке передавать образ любимого персонажа.
Работа с родителями:
Оформление информационного стенда (папки-передвижки) «Театр и дети». Беседы с родителями по теме недели.
Презентация альбома на тему «Театральные профессии» (театральная труппа : актёры, художник по костюмам, художник-оформитель, гримёр, режиссёр и др.)
Вторая неделя «Куклы-артисты»
1. Знакомство с видами театров для детей (настольный, театр кукол бибабо, куклы- марионетки).
Цель: познакомить детей с разными видами театров; углублять интерес к театрализованным играм; обогащать словарный запас.
1. Рассматривание с детьми кукол би-ба-бо. Беседа о том, как правильно пользоваться куклами, что является инструментом для вождения кукол
би-ба-бо.
2. Чтение русской народной сказки (по возрасту детей)
3. Показ прочитанной сказки с использованием игрушек би-ба-бо (по выбору воспитателя)
4. Театральное кукольное представление.
Цель: Развивать у детей интерес к сценическому творчеству.
5. Психогимнастика. «Разные лица».
Цель: Побуждать детей экспериментировать со своей внешностью (мимика, жесты). Развивать умение детей переключаться с одного образа на другой.
6. «Знакомство с куклами-марионетками».
Цель: Совершенствовать приемы кукловождения, закреплять знания о правилах манипуляции театральными куклами.
7. Самостоятельная деятельность детей в театральном уголке. Этюды с настольными куклами на основе хорошо знакомых русских народных сказках.
Цель: Совершенствовать приемы кукловождения, закреплять знания о правилах манипуляции театральными куклами разных систем.
Совместная образовательная деятельность:
«Куклы-игрушки и куклы-артисты» (беседа с детьми по плану воспитателя)
"Веселые сочинялки".
Пересказ одной из знакомых сказок с использованием элементов кукольного театра.
Цель: Побуждать детей сочинять несложные истории с героями знакомых произведений. Воспитывать чувство юмора, способствовать повышению самооценки детей. Развивать связную речь детей.
Работа с родителями:
Консультация для родителей: «Что бы сказка не стала скучной…». Рекомендации родителям по выбору художественной литературы для детей.
Третья неделя «Наши руки не для скуки»
1. Знакомство детей с пальчиковым театром, театром- рукавичкой, театром теней.
Цель: дать представления детям об особенностях данного вида театров.
2. Пальчиковая гимнастика «Птичка», «Сова» и другие.
Цель: речевое развитие,
развитие сообразительности, пространственного мышления, творческих способностей детей.
3. Работа с одним из видов театров :
- рассматривание персонажей;
- диалоги: волк - лиса, волк - медведь, мышка – волк.
Цель: Развивать умение строить диалоги между героями в придуманных
обстоятельствах. Развивать связную речь детей, расширять образный строй речи. Следить за выразительностью образа.
4. Игра: “Придумай веселый и грустный диалог между Мышкой и Зайчиком”.
Цель: Развивать коммуникативные качества; разнообразить интонационную выразительность; обращать особое внимание на дикцию детей.
5. Игры детей со звучащими инструментами.
Цель: дать представление детям о музыкальном оформлении спектаклей.
6. Вечер загадок по произведениям «Сказка о рыбаке и рыбке», «Красная шапочка», «Муха-Цокотуха», «Федорино горе», «Колобок», «Теремок», «Репка».
7. Игра: «Попробуйте сами». Пальчиковый театр «Курочка Ряба» (по выбору воспитателя).
Цель: развивать умение детей использовать пальчиковый театр в свободной деятельности; распределять персонажей; передавать характерные особенности героев сказки.
8. Сюжетно – ролевая игра «Поездка в кукольный театр».
Цель: Познакомить детей с устройством театрального здания, обратить внимание на неординарность архитектуры и красивый фасад. Обогащать словарь детей.
Совместная образовательная деятельность:
изготовление игрушек – самоделок оригами-сказки.
Цель: Развивать умение детей самостоятельно изготавливать персонажей к сказке. Воспитывать аккуратность в работе с бумагой. Развивать память, внимание, творчество и фантазию.
Аппликация коллективная: «Стоит в поле теремок».
Цель: совершенствовать умение детей вырезать круги из квадратов разного размера, развивать мелкую моторику пальцев, развивать творческое начало; составлять композицию; дополнять различными элементами.
Аппликация коллективная «Колобок».
Цель: совершенствовать умение детей наклеивать готовые формы; развивать творческое начало; составлять общую композицию.
Работа с родителями:
Предложить родителям познакомиться с афишами театров, в репертуаре которых есть детские спектакли.
Четвертая неделя «Мы - артисты»
Упражнение: “Расскажи стихи А. Барто с помощью жестов и мимики”.
Цель: Учить передавать образы персонажей с помощью выразительных пластических движений. Развивать творчество, воображение и фантазию.
Психогимнастика.
Цель: Учить пользоваться интонациями, произнося фразы грустно, радостно, сердито, удивленно. Учить строить диалоги, самостоятельно выбрав партнера. Воспитывать выдержку, терпение, соучастие.
- «Грустный и веселый щенок» (по сказке Н. Сутеева «Кто сказал мяу?»);
- «Фраза по кругу»
Игры: "Передай позу", "Что мы делали, не скажем".
Цель: Развивать находчивость, воображение, фантазию. Воспитывать доброжелательность. Подготовить детей к действиям с воображаемыми предметами.
Работа над альбомом "Все о театре".
Цель: Учить детей обобщать полученный опыт, делиться впечатлениями о новых знаниях. Развивать эстетический вкус в оформлении альбома (совместная работа детей и родителей).
5. Сюжетно - ролевая игра «Мы – артисты» (постановка хорошо знакомой детям сказки).
Цель: Познакомить детей со сценарием (постановкой) сказки. Учить детей выражать свое мнение по поводу сказки на новый лад. Дополнить сказку нужными эпизодами. Воспитывать умение прислушиваться к мнению других, развивать выдержку и терпение.
6Игры по мотивам сказок: «У медведя во бору», «Гуси-гуси», «Хитрая лиса», «Зайка серенький сидит».
7. Сюжетно – ролевая игра «В гости к трем медведям». Побуждать детей к творческой интерпретации известных сюжетов, используя сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации и импровизации.
8. Работа над этюдами: пантомимическими и имитационными.
рассказов на темы «Что я видел в театре?», «Любимый герой спектакля».
Совместная образовательная деятельность:
Импровизация по мотивам русских народных сказок.
Работа по постановке сказок.
Мастерская актера.
Цель: Развивать умение детей самостоятельно изготавливать атрибуты к сказке. Воспитывать аккуратность в работе с тканью, картоном. Развивать память, внимание, творчество и фантазию.
Рисование афиши предстоящего шоу мыльных пузырей. Привлекать детей к художественной деятельности.
Заучивание стихотворения В. Степанова «Артист» :
В кино снимается артист,
Артист играет роль.
В кино артист – то футболист,
То лётчик, то король.
Любых профессий и времён
Сыграть героя может он.
Работа с родителями:
Познакомить родителей с театральной афишей – репертуаром театров для детей дошкольного возраста.
Пятая неделя «Театр и музыка»
1. Знакомство с музыкальными театрами.
Цель: Дать представление о разнообразных жанрах музыкального театра, таких как “опера”, “балет”, “мюзикл”, “музыкальная сказка”.
2. Знакомство с музыкальным оформлением спектаклей. Рассматривание и игра на музыкальных и шумовых инструментах с целью обучения детей звуковому оформлению сценок из сказок.
3. Ритмопластика. Музыкальная композиция: «Карнавал животных», «Поездка в зоопарк».
Цель: Развивать двигательные способности детей; ловкость, гибкость, подвижность. Учить равномерно, двигаться по площадке не наталкиваясь, друг на друга.
4. Музыкальные народные и хороводные игры по возрасту детей.
Цель: Побуждать детей к активному участию в играх.
5. Ритмопластика. Этюды на движение: «Лиса идет», «Вкусное варенье», «Пляска зверей».
Цель: Развивать у детей умение пользоваться жестами.
6. Игровой прием «Отгадай, кто это?».
Цель: по характеру музыки определить персонажа из сказки.
7. Озвучивание выбранной детьми сказки с помощью шумовых инструментов. Побуждать детей к творческой интерпретации известных сюжетов, используя шумовые инструменты.
8. Игра-путешествие «В мире музыки и танца».
Цель: Совершенствовать всестороннее развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства
Совместная образовательная деятельность :
Просмотр отрывков музыкальных фильмов «Мама» (по сказке «Волк и семеро козлят», балета «Щелкунчик», мюзикла «Русалочка», оперы «Снегурочка» и др.
Рассматривание фотографий оперного театра, иллюстраций к опере
«Снегурочка» (к балету «Щелкунчик»)
Прослушивание записи музыкальных сказок по возрасту детей.
Цель: приобщение детей к миру музыкального искусства.
Работа с родителями:
Предложить родителям совместно с детьми посредством изобразительной деятельности передать свои впечатления, полученные за неделю театра.
Реализация плана (по Центрам активности в группе) :
Центр искусства:
Изготовлений билетов в театр.
Изготовление афиши.
Коллаж «Кто участвует в постановке спектакля?» (режиссёр, артисты, костюмер, осветитель и т. д.).
Изготовление настольных театров.
Выставка творческих работ «Каким я вижу своего героя?».
Центр речи/книги/театра :
Рассказы детей «Что я видел в театре?», «Чем мне понравился спектакль?», «Любимый герой спектакля».
Оформление новых сценариев (сказок).
Встреча с артистом. Мастер-класс по выразительности речи.
Разучивание ролей совместно с родителями.
Центр познания:
Исследовательский проект «Разные театры» (альбом).
Экскурсия в театр, просмотр спектакля.
Театральный уголок :
Драматизация сказки «Репка» совместно с родителями.
Настольный театр сказки «Гуси – лебеди» («Три поросёнка»).
Пальчиковый театр по сказке «Заюшкина избушка» («Теремок»).
Схемы правил поведения в театре.
Центр игры:
Сюжетно-ролевая игра «Театр».
Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Театр» (шапочки, элементы костюмов, декорации и т. п.).
Обыгрывание этюдов «Солёный чай», «Кто съел варенье?», «Изобрази доброго (ленивого, грустного, злого)».
Центр строительства:
Постройка декораций для драматизации сказки.
Конструирование здания театра.
Центр музыки:
Подготовка музыкальной сказки «Кошкин дом».
Прослушивание песенок из мультфильмов и сказок.
3 этап Заключительный Подведение итогов проекта.
Анализ результатов работы.
В ходе реализации проекта :
Речь детей более развита (обогащен словарь, сформировано умение строить предложения, произношение более правильное и четкое);
Детьми освоены первичные навыки в области театрального искусства : использование мимики, жестов, голоса, кукловождение;
Дети проявляют устойчивый интерес к музыкально-театральному искусству.
Они овладели необходимыми элементарными знаниями, умениями и навыками юного актера.
Родители и дети познакомились с историей театра, его видами, способами изготовления и обыгрывания
Возросло желание родителей заниматься театральной деятельностью дома с детьми, посещать театр
Многие родители приобрели и изготовили для домашнего использования театры
Увлечённое использование театрального центра детьми в группе в самостоятельной деятельности и хорошие показатели «актёрского мастерства» для детей 6-7 лет
Практическая значимость проекта :
Для детей: - активизация желания и умения самостоятельно творить, переживая радость творчества.
Для родителей: - проявление творческих способностей в разных областях; – установление партнёрских отношений с ребёнком.
Для педагогов: - повышение профессионального мастерства, самообразование.
Литература:
1. Артемова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников : кн. Для воспитателей дет. сада [Текст] / Л. В. Артемова. - М. : Просвещение, 1991. – 127с.
2. Ерофеева, Т. И. Игра-драматизация //Воспитание детей в игре [Текст] / Т. И. Ерофеева, Зверева, О. Л. - М. : Просвещение, 1994. – 128с.
3. Маханева, М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дет. садов [Текст] / М. Д. Маханева. – М. : Сфера, 2001. – 128с.
4. Гончарова, О. В. Театральная палитра : Программа художественно-эстетического воспитания [Текст] / О. В. Гончарова. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.
5. Мигунова, Е. В. Театральная педагогика в детском саду. [Текст] / Е. В. Мигунова.
– М. : ТЦ Сфера, 2009. – 128 с. – (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»)
6. Антипина, Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры,
упражнения, сценарии. 2-е изд., перераб. [Текст] / Е. А. Антипина. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 128 с. – (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»)
7. Антипина, Е. А. Театрализованные представления в детском саду. Сценарии с нотным приложением. [Текст] / Е. А. Антипина. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 128 с. – (Детский сад с любовью).
/b]