Гончарова Яна
Творческий проект «Берегите природу родного края!»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
В современных условиях проблема нравственности, патриотизма приобретает особую остроту и актуальность. Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет важную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом. Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации.
Публикация «Творческий проект „Берегите природу родного края!“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2022
Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать у ребёнка уважительное отношение к малой Родине. Детские воспоминания самые яркие и волнительные. Чем больше ребёнок с детства будет знать о родных местах, родном городе, тем ближе и роднее будет становиться ему Родина, Россия. Сейчас для нас необходимо дать детям необходимое представление об истории родного края, традициях и культуре быта предков, знакомить с природой родного края.
Знакомя детей с живой природой родного края, мы способствуем осознанию важности окружающего мира, к познанию мира животных, птиц и насекомых, способствуем развитию у детей таких качеств как доброта, гуманное отношение, терпение и трудолюбие.
Таким образом, воспитание и уважение к родному краю является важнейшей составляющей нравственно-патриотического воспитания у детей дошкольного возраста и имеет одну цель — учиться видеть вокруг себя красоту природы, удивляться ей, чтобы приподняться над обыденным и увидеть шире мир вокруг, любить и беречь его.
В нашей группе построение работы происходит как в специально организованной деятельности, так и в свободной самостоятельной деятельности детей.
Вид проекта: краткосрочный – 1 месяц, фронтальный.
Тип проекта: творческий.
Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели.
Цель проекта:
• формирование экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам природы;
• расширение знаний и представлений о родном крае, воспитание чувств гордости и ответственности за свою Малую Родину и привязанности к ней.
Задачи:
Образовательные:
• закреплять знания об живом мире Алтайского края;
• расширять представления о взаимосвязях животных со средой обитания;
• систематизировать представления о способах охраны животных, о правильном поведении в лесу.
Развивающие:
• развивать познавательный интерес к объектам окружающего нас мира через чтение стихов, рассказов, познавательной литературы о природе;
• развивать связную речь, обогащать словарь детей, образное и вариативное мышление, фантазию, воображение;
• развивать творчество, инициативу, умение работать в коллективе, организуя выставку плакатов на тему «Берегите природу родного края!».
Воспитательные:
• прививать способность чувствовать красоту природы своей малой Родины и эмоционально откликаться на неё;
• воспитывать осознанное бережное отношение к миру природы родного края.
Предполагаемые результаты:
Дети: сформированность элементарных экологических знаний и понимание самоценности природы, навыков экологически безопасного поведения в природе, бережного отношения к природе, любовь к родному краю.
Родители – повышение педагогической, экологической культуры родителей, активизация участия родителей в жизни группы и в образовательной деятельности, понимание необходимости в экологическом воспитании детей.
Педагоги: реализация личностно-профессионального уровня педагогов, позитивные преобразования предметно-развивающей среды группы. Приобретение педагогами опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника. Повышение мастерства в организации активных форм сотрудничества с семьей.
Результат проек
та:
• Изготовление рисунков-плакатов «Люби и береги природу Родного края!», «Берегите насекомых», «Берегите птиц, охраняйте природу!».
• Выступления детей с защитой своего рисунков-плакатов.
Реализация проекта планируется в три этапа.
I этап – подготовительно-организационный
Цель: Определить основные направления работы. Довести до всех участников проекта важность данной проблемы.
• заинтересовать каждого участника (детей, родителей) темой проекта;
• совместное составление плана работы над проектом; разработка модели взаимодействия всех участников проекта;
• подбор методической и художественной литературы, иллюстративного, демонстративного, дидактического и др. материала по данной теме;
• обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта;
• разработка консультаций для родителей.
II этап – основной
Проект – это продукт сотрудничества и сотворчества, поэтому, по мере возможности, мы привлекали родителей наших воспитанников.
• развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей;
• повышение интереса детей к познанию окружающего мира, изготовлению пособий своими руками;
• обновление и обогащение предметно-развивающей среды по данной теме;
• привлечение родителей к выполнению общего интересного дела, полноценному общению с участниками проекта.
План работы:
Работа с детьми и родителями:
Неделя Мероприятия
1 неделя Беседа на тему: «Моя малая родина – Алтайский край, город Рубцовск»
Рассматривание картин и иллюстраций: С. Н. Николаева, Н. Н. Меньшова «Картины из жизни животных».
Чтение произведений: Э. Успенский «История одной яблоньки».
В. Степанов «Животные наших лесов».
Дидактические игры:
«Природа – не природа».
«Кто, где живет?».
Пальчиковые игры:
«Есть у каждого свой дом».
Наблюдения:
За насекомыми.
Труд в природе:
Подкормка птиц.
Творческая деятельность:
«Перелетные и зимующие птицы».
«Деревья нашего края».
Взаимодействие с семьей:
Подборка стихотворений, загадок, пословиц, поговорок, примет, потешек, песенок о природе.
2 неделя Загадывание загадок:
О птицах, диких животных, насекомых, природе.
Беседа на темы:
«Что такое природа?»
«О правилах поведения на природе».
Дидактические игры:
«Найди перелетных и зимующих птиц».
«Найди по описанию».
Наблюдения:
За деревьями.
Творческая деятельность:
Конструирование из бумаги «Кормушки для птиц».
Взаимодействие с семьей:
Составление родителей с детьми описательных рассказов о деревьях, птицах, диких животных.
3 неделя Рассматривание картин и иллюстраций:
Н. Гурьева «Природа России»
Чтение произведений:
Д. Н. Мамин – Сибиряк «Серая шейка».
А. Дайнеко «Вот на Земле огромный дом».
Г. Серебрицкий «Берегите птиц».
Дидактические игры:
«Кого не стало?».
«Чьи следы?».
Наблюдения:
За птицами.
Труд в природе:
Уборка мусора.
Творческая деятельность:
Оформление альбома «Животные Алтайского края»
4 неделя Беседа на темы:
«Природа – наше богатство».
«Почему нужно беречь и охранять природу?»
Рассматривание картин и иллюстраций:
Рассматривание альбомов «Мой край», «Мой город».
Чтение произведений:
В. Степанов «Животные наших лесов».
В. Бианки «Лесной хор».
Дидактические игры:
«Чей хвост?»
Пальчиковые игры:
«Дикие животные»;
Театральная деятельность:
«Чудесное превращение».
Творческая деятельность:
Лепка «Животные в лесу».
Взаимодействие с семьей:
Выпуск буклетов «Правила поведения в лесу».
III этап –заключительный
Создание плакатов на тему «Берегите природу родного края!»
Задачи:
• анализ результатов реализации проекта в группе, подведение итогов;
• обобщение опыта работы педагогов группы;
• стимулирование участников проекта – детей и родителей.
Создав работу над проектом, можно отметить, что у детей преобладает эмоционально-положительное отношение к родной природе, они хорошо ориентируются в мире животных, птиц и растениях, овладели некоторыми правилами поведения в природе.
Дети проявляют любознательность и интерес по отношению к родной природе, к Малой Родине, дети стали обращать внимание на эстетическую среду природы.
С удовольствием включаются в проектную деятельность, связанную с познанием родной природы.
Отражают свои впечатления о родной природе в предпочитаемой деятельности: рассказывают, изображают, воплощают образы в играх, разворачивают сюжет и т. д.
В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.
Данная работа над проектом нашла положительный отклик со стороны родителей. Родители активно включились в воспитание у детей любви к природе родного края. Вместе с детьми обобщали и уточняли свои знания. Кроме того, данная работа имела еще один положительный результат, между родителями и детьми установились прочные партнерские отношения.
Проблема нравственно – патриотического воспитания дошкольников в процессе знакомства с природой родного края актуальна: дети гораздо больше стали интересоваться природой родного края, больше стали видеть, над большим задумываться, обращать внимание на те стороны нашей природы, которых раньше просто не замечали, стали более ответственны.
Работу в данном направлении мы будем продолжать и дальше вместе с детьми и родителями.
В перспективе разработка проекта «Красная книга», где более подробно будем говорить о редких животных и растениях нашего края, организуем природоохранную акцию «Берегите деревья».
Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном возрасте только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
Литература:
1. Алёшина Н. В. «Знакомим дошкольников с родным городом» М:. ТЦ Сфера, 1999г.
2. Алёшина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников» М:. ЦГЛ, 2004г.
3. Николаева С. Н. Парциальная программа «Юный эколог. Ознакомление дошкольников с миром природы. – М. : Мозаика-синтез, 2018.
4. Шорыгина Т. А. «Беседы о природных явлениях и объектах». Методические рекомендации. — М. : ТЦ Сфера, 2010.
5. Использование ИКТ и интернет ресурс.