Зинаида Зацепина
Творческий проект «А мы всё про сказки…»
▼ Скачать + Заказать документы
Творческий проект
Оглавление.
1. Введение.
1.1. Цель проекта
1.2. Обоснование возникшей проблемы и потребности
1.3. Задачи проекта
1.4. Основные параметры и ограничения
2. Основная часть.
2.1. Теоретическая часть
2.1.1. История колоколов
2.1.2. Применение колоколов
2.2. Практическая часть
2.2.1. Выбор материалов
2.2.2. Инструменты и приспособления
2.2.3. Правила техники безопасности
2.2.4. Последовательность выполнения работы
2.2.5. Самоконтроль
Публикация «Творческий проект „А мы всё про сказки…“» размещена в разделах
3. Заключение
4. Список литературы
5. Приложение
1. Введение.
1.1. Цель проекта.
Изготовить сувенирные колокольчики по теме сказок о животных. Пробудить потребность в изучении своей истории, своих традиций. Познакомиться с историей возникновения и развития колоколов, назначением, способами изготовления.
1.2. Обоснование возникшей проблемы и потребности.
Моя мама всегда мне повторяет: «Самый лучший подарок тот, который ты сделала сама». И я стараюсь следовать этому правилу. Впереди был праздник. В студии керамики как раз мы недавно лепили новогодние игрушки из формы «конус», меня это занятие увлекло, показалось несложным и интересным. Решила: «А сделаю-ка я несколько колокольчиков»! Про что? Ну, конечно же, сказки! Я очень люблю животных. А они не просто живут рядом с нами, но и являются сказочными персонажами. Вот так появился мой проект.
Я стала интересоваться работами ребят нашей студии, связанных с колокольчиками. Оказалось, что делали их не только из конуса, но и по гипсовым формам (которые тоже сами изготовили). Ребята посвятили свои работы Петровской эпохе. Мне захотелось изучить историю колоколов прежде, чем притуплю к лепке сувенирных колокольчиков.
Также лепили сувенирные колокольчики про наш замечательный город Липецк.
1.3. Задачи проекта :
1) Изучить историю возникновения колоколов
2) Познакомиться со способами изготовления колоколов
3) Сделать сувенирные керамические колокольчики, отражающую тему проекта
1.4. Основные параметры и ограничения.
Основным ограничением нашей работы является критерий безопасности: изделие должно быть изготовлено из экологически чистых материалов. Также наши колокольчики должны соответствовать критерию качества, то есть она должна отвечать всем предъявленным эстетическим нормам.
2. Основная часть
2.1. Теоретическая часть
2.1.1. История колокола.
История колокола насчитывает более 4000 лет. Самые ранние (XXIII—XVII век до н. э.) из найденных колоколов имели небольшие размеры и были изготовлены в Китае. В древние времена колокола клепались из листового железа, а затем из листовой меди и бронзы. В Европе к VIII веку колокола при храмах изготовлялись из сплава меди и олова, а в редких случаях и серебра.
На Руси о колоколах впервые упоминается в летописях 988 года.
О русских мастерах колокольного дела говорится в летописи 1194 г. В начале XII века русские мастера имели свои литейные мастерские, колокола лились небольшими, не имели никаких надписей.
После нашествия татаро-монголов колокольное дело угасло, и возобновилось в XIV веке. Москва становится центром литейного дела.
Новая страница в истории колокольного дела начинается во второй половине XV века, когда в Москву прибыл итальянский инженер Аристотель Фиорованти. Он устроил пушечный двор, где лили пушки и колокола. В начале XVI века русские мастера превзошли своих иноземных учителей. В это время формируется особый тип русских колоколов, система креплений, особая форма и состав колокольной меди.
При царе Иване Грозном было отлито много колоколов для разных городов. Мастером Немчиновым был отлит колокол "Благовестник" весом в 1000 пудов. При Борисе Годунове колокольное дело продолжало развиваться.
Смутное время начала XVII века притормозило литейное дело, но при первых царях Романовых это искусство опять возродилось. Для литья колоколов уже не приглашали иностранных мастеров. Известными русскими мастерами этого времени были: Проня Феодоров, Игнатий Максимов, Андрей Данилов и Алексей Якимов. В это время отливают огромные колокола, поражавшие своими размерами. В 1622 г. Андреем Чоховым был отлит колокол "Реут" весом в 2000 пудов, был отлит "Царь колокол" и колокол Савино-Сторожевского монастыря весом 2125 пудов.
В годы царствования Петра I колокольное дело притихло, по указу царя из церквей изымались колокола для нужд армии. Из колоколов были отлиты две сотни пушек. Позже колокольное дело успешно возобновилось.
Особое место среди всех в мире колоколов занимает "Царь колокол". Над ним трудился замечательный русский мастер Иван Маторин с сыном. Но в Москве случился пожар, загорелись деревянные постройки над литейной ямой, колокол потрескался. И стал никому не нужен. Почти 100 лет колокол находился в земле, и только в 1834 году его подняли и установили на гранитный пьедестал под колокольней.
В царствование Николая I для колокольни Ивана Великого отливаются три огромных колокола - "Большой Успенский", "Св. Иоанна", "Новый колокол".
Для храма Христа Спасителя в Москве на было отлито 14 колоколов, самый большой из них "Торжественный" колокол и "Праздничный".
Колокола, проделав большой исторический путь, стали для России неотъемлемой частью жизни русского народа. Без них был немыслим ни один православный храм, все события в жизни государства и Церкви освящались звоном колоколов.
Если внимательно изучать историю колоколов на Руси, то можно наблюдать взлеты и падения колокололитейного дела. Одним из трагических последствий 1917 года явилось уничтожение в 1920—1930 годах десятков тысяч колоколов, составлявших огромное культурно-историческое наследие. Небольшая часть колоколов, представлявших художественную ценность, сохранилась и дожила до наших дней.
Наиболее ценные колокола решено было продать за границу. Так в США, в Гарвардском университете, оказались уникальные колокола Данилова монастыря. Уникальные колокола Сретенского монастыря были проданы в Англию. Огромное количество колоколов ушло в частные коллекции. Другую часть изъятых колоколов отправили на крупные стройки для технических нужд. Были уничтожены колокола Троице-Сергиевой лавры., колокола Спаса-Евфимьева, Ризоположенского, Покровского монастырей Суздаля, Костромы и т. д.
В течение нескольких лет было уничтожено почти все, что Православная Русь бережно собирала несколько столетий.
В настоящее время искусство литья церковных колоколов постепенно возрождается. Был учрежден фонд "Колокола России", который возрождает древние традиции колокольного искусства. Увеличивается число предприятий, где льют колокола.
2.1.2. Применение колоколов.
На сегодняшний день, колокола есть не только на колокольнях. Композиторы используют данный инструмент, для подчеркивания мелодичности. Звон маленьких колокольчиков, любили использовать в своих творениях Гендель и Бах. Со временем, набор колокольчиков был снабжен клавиатурой, что позволяло облегчить его использование. Такой инструмент применялся в опере «Волшебная флейта».
В качестве сигнального инструмента колокола использовались раньше. Со средины 18 века на Руси использовались поддужные колокольчики, извещающие приближение запряженной повозки. В деревнях на площади вешался колокол. Звонили в него по особым случаям: ярмарки, собрания, праздники. Или во время беды: пожар, смерть. Иного способа собрать народ не было, колокольный звон был понятен и хорошо слышен всем.
Сейчас колокола тоже используются как сигнал. Рында на корабле – это не что иное, как колокол. В него бьют, чтобы обозначить время, как сигнал тревоги или оповещение для других судов в тумане. Применяется колокольчик и в школах. Первый и последний в жизни школьника звонок издаётся с помощью колокола.
2.2. Практическая часть
2.2.1. Выбор материалов
В основном нами будет использоваться глина.
Глина – осадочная горная порода, состоящая в основном из глинистых минералов и обладающие при взаимодействии с водой свойством пластичности. После обжига глина приобретает прочность и способность сохранять преданную ей форму. Для росписи используется глазурь.
2.2.2. Инструменты и приспособления
Для работы нам потребуются: стеки, иглы, скалка, рейки, ткань, кисти, губка, наждачная бумага, различные палочки для декорирования, глазурь
2.2.3. Правила техники безопасности
Правила техники безопасности при работе с: иглами, муфельной печью, глазурями
• Протирание полов и рабочих поверхностей минимизируют уровень пыли.
Меры предосторожности при работе с глазурями:
• правила личной гигиены, исключают прием пищи, питья на рабочем месте;
• использовать средства индивидуальной защиты, таких как маски, перчатки, отдельная рабочая одежда. Порошковые глазури готовит педагог.
• Вымыть руки после работы.
Меры предосторожности при работе муфельной печи:
• Помещение с печью должно хорошо проветриваться.
• Включать электричество после помещения изделия в печь.
• Не открывать дверь печи во время работы и сразу после обжига.
Правила безопасной работы с иглой:
• При работе не размахивай иглой. После работы убери иглу в коробку.
2.2.4. Последовательность выполнения работы (фото смотреть в приложении)
1. Собрать необходимые материалы и инструменты, организовать рабочее место.
2. Продумать композиционное решение работы. Разработать эскизы, определиться в размере и сюжетах.
3. Подготовить глину. Раскатать пласт, вырезать из керамического пласта сектор, свернуть его в конус, загладить шов.
4. Слепить голову сказочного персонажа, прикрепить ее наверху конуса.
5. Скатать жгуты для лап, присоединить шликером к туловищу.
6. Слепить уши из капелек, присоединить. Добавить мелкие детали морды (нос, глаза, брови, усы, все загладить.
7. Слепить «язык» колокольчика (это может быть обычный шарик, хвост, лапы, обувь и т. д.). Проколоть колокольчик и язык.
8. Просмотреть работы, выровнять, подгладить. Поставить сушить.
9. Обжечь работы в муфельной печи.
10. Расписать колокольчики глазурью.
11. Произвести повторный обжиг.
12. Присоединить «язык».
13. Придать работе законченность и проверить на наличие дефектов.
2.2.5. Самоконтроль
После изготовления колокольчиков необходимо проверить их на качество и внешний вид. Изготовление изделия не повлечёт больших материальных затрат, и при этом будет выглядеть оригинально.
3. Заключение
Итак, за время работы над проектом я узнала историю колокола, технологию производства, попробовала сама сделать керамические колокольчики. Сегодня колокололитейное дело в России возрождается, появляются школы звонарей, а колокола, проданные за границу в 1930-е, постепенно возвращаются на родину. Те из них, что навсегда утрачены, в мастерских воссоздаются по древним технологиям. А те, что уцелели, становятся объектом исследований. Надеюсь, познакомившись с нашим проектом, люди будут более осмотрительными и осторожными с культурным наследием нашей страны.
4. Список литературы
1. Википедия [Электронный ресурс] : https://ru.wikipedia.org/wiki/Колокол
2. История самых знаменитых колоколов на Руси
Почему одни колокола отправляли в ссылку, а другие лишали языка [Электронный ресурс] : https://experience.tripster.ru/articles/istoriya-samyh-znamenityh-kolokolov-na-rusi/
3. Колокол // Большая российская энциклопедия. Том 14. - М., 2009. - С. 511.
4. Колокол // Православная энциклопедия. -М., 2014. -Т. XXXVI : «Клотильда - Константин». - С. 365-380. - 752 с.
5. Краткий исторический очерк о колоколах [Электронный ресурс] :
https://goodcoins.su/antic/litie/kol.htm
1. 7 легендарных колоколов России [Электронный ресурс] :
https://cyrillitsa.ru/past/39273-7-legendarnykh-kolokolov-rossii.html
5. Приложение.
Раскатать пласт (ткань, рейки, скалка, игла, вырезать из керамического пласта сектор, свернуть его в конус, загладить шов.
Отдельно слепить голову сказочного персонажа, прикрепить ее наверху конуса.
Скатать жгуты для лап, присоединить шликером к туловищу.
Слепить уши из капелек, присоединить. Добавить мелкие детали морды (нос, глаза, брови, усы, все загладить.
Слепить «язык» колокольчика (это может быть обычный шарик, хвост, лапы, обувь и т. д.). Проколоть колокольчик, шпажкой (трубочкой) на туловище или голове сквозные дырочки.
Просмотреть работу, выровнять, подгладить. Поставить работу сушить.
Обжечь работу в муфельной печи.
Расписать колокольчик глазурью.
Произвести повторный обжиг.
Присоединить «язык».
Придать работе законченность и проверить на наличие дефектов.