НОВИКОВА ЮЛИЯ
Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования
Введение.
И в десять лет, и в семь, и в пять все дети любят рисовать.
И каждый смело нарисует всё, что его интересует.
Всё вызывает интерес:далёкий космос, ближний лес,
Цветы, машины, сказки, пляски…Всё нарисуем: были б краски,
Да лист бумаги на столе,да мир в семье и на земле.
В. Берестов
Да, трудно не согласится с автором этих строк. Действительно, дети любят рисовать в любом возрасте. Даже самые маленькие, когда проводят яркие линии фломастерами или карандашами, особо не осознавая, что они рисуют, приходят в восторг от этого процесса.
Публикация «Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребёнок под руководством взрослых начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественной. Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность и, прежде всего рисование.
Современные психолого-педагогические исследования показывают, что рисование является важным средством эстетического воспитания: оно позволяет детям выразить своё представление об окружающем мире, развивает фантазию, воображение, даёт возможность закрепить знание о цвете, форме.
В чем же так актуальна выбранная мною тема?Познакомившись с нетрадиционными методиками рисования, я решила использовать их в своей работе, так как опыт работы показывает, что занятий по разработанным Т. С. Комаровой и Т. Г. Казаковой методикам явно недостаточно для выработки у детей необходимых навыков и умений свободного рисования. Ведь не всем детям дано владеть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии. Это влечёт за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования и ведёт к детской неуверенности. Наличие творческих способностей играет в жизни человека немаловажную роль, начиная от формирования личности и заканчивая становлением специалиста, семьянина, гражданина.
Каждый ребенок по своей природе – творец. Но, как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются.
Очень важно не упустить момент и не оттолкнуть человека от творческой деятельности, а наоборот приблизить к ней, заинтересовать, научить видеть и реализовать свои возможности. Решить данную проблему помогают нетрадиционные способы рисования. Поэтому выбор темы стал для меня неслучайным.
Независимо от проблем, с которыми я столкнулась в начале, понимала, что все они решаемы и преодолимы:
Недостаточность знаний и опыта в этом виде деятельности;
Недостаточная организация предметно-развивающей среды;
Недостаточность дидактического материала для рисования;
Недостаточное внимание к проблеме на раннем этапе развития детей (в младшем дошкольном детстве) со стороны родителей;
Недостаточность знаний, опыта работы у детей дошкольного возраста по проблеме изобразительного творчества по средствам нетрадиционного рисования.
Изучая методическую литературу, разрабатывая и подбирая необходимый, на тот момент, дидактический материал, осваивая нетрадиционные техники рисования пальчиками, я решила более глубже работать над выбранной мною темой.
Моя педагогическая практика (хоть и небольшая) показывает, что большие возможности для формирования творческих и изобразительных способностей предоставляют занятия с использованием нетрадиционных техник рисования пальчиками. При этом анализ педагогического опыта говорит о том, что не все педагоги осознают значимость проблемы развития творческой личности дошкольника, не владеют приёмами использования нетрадиционной техники рисования и поэтому не могут научить детей этим техникам.
В чем же состоит новизна данной темы? В том, что нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Это развитие изобразительных способностей именно с раннего дошкольного возраста, так как задатки творческих способностей даны человеку с рождением и если их не развивать, то интерес к художественной деятельности постепенно исчезнет.
В программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» в соответствии с ФГОС содержание образовательной области «Художественное творчество» направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении,показывает важность приобщения их к искусству с раннего возраста, считая ее миром человеческих ценностей. Таким образом, возникла необходимость создать такую систему занятий изобразительной деятельностью, которая стимулировала бы творческий потенциал детей, развивала их художественно–творческие способности.
Важным условием развития изобразительной деятельности является разнообразие и вариативность. Поэтому целью моей работы является: развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционной техники рисования пальчиками.
А задачи следующие:
• Создать условия для свободного экспериментирования с нетрадиционными художественными материалами и инструментами.
• Знакомить детей с современными нетрадиционными материалами и их возможностями в изобразительной деятельности.
• Формировать умения и навыки детей в использовании необычных материалов для создания выразительных художественных образов и композиций.
• Развивать у детей цветовосприятие, воображение, чувства ритма и композиций.
Эффективность данной работы…Я убедилась на опыте, что такие занятия не утомляют дошкольников, у детей сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Их использование способствует интеллектуальному развитию ребенка, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников.
Несомненно, в процессе занятий главную роль я отвожу игре и созданию атмосферы увлеченности. В процессе работы использую такие техники, которые дают ребенку возможность почувствовать себя экспериментатором, в результате у него всегда получается интересный образ, результат эффективный и почти не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные техники просты и напоминают игру с сочетанием разных техник и материалов. У неуверенных детей в рисовании преодолевается такое качество, как «боязнь показаться смешным, неумелым, непонятым». Ребенок начинает чувствовать себя маленьким художником, у него появляется интерес и потребность рисовать.
Поскольку я начинала свою педагогическую деятельность с детьми старшего дошкольного возраста, то их я знакомила, как с простыми нетрадиционными техниками рисования, так и со сложными:
кляксография с трубочкой;
кляксография обычная;
рисование зубочисткой;
монотипия-рисование нитками;
рисование на сырой мятой бумаге;
набрызг;
печатьпо трафарету;
тампонирование;
рисование мыльными пузырями;
свеча и акварель.
Я, считаю, что использование нетрадиционных техник рисования позволяет сделать работы детей более интересными и красочными и имеет ряд преимуществ:
• Способствует развитию у ребёнка мелкой моторики рук и тактильного восприятия
• Пространственной ориентировке на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости
• Уточняют свои представления о цвете, форме, и размере предметов и их частей
• Развивается мышление, речь, воображение
• Способствует обогащению знаний об окружающем и приобщению к фольклору и литературе, та как темы занятий предусматривают использование загадок, стихов
• Волшебное возникновение изображения доставляет детям удовольствие. Вызывает положительные эмоции
• Ребёнок видит результат своей деятельности, учится их анализировать и находить им применение.
Анализ результатов деятельности.
Сравнивая разные возрасты детей, я увидела их особенности в отношении к нетрадиционным техникам рисования.
Если удетей младшего возраста это вызывает радостное настроение, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Тем более многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации. При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость. («Рисование пальчиками», «Рисование руками, ладонью, кулаком, пальцами».) Также развивается мелкая моторика пальцев рук, кисти.
Тогда как дети старшего возраста используют цвет как средство передачи настроения, экспериментируют (смешивает краску с мыльной пеной, с клеем). В изображении сказочных образов появляется умение передавать признаки необычности, сказочности. («Рисование мыльной пеной», «Рисование с помощью соли», «Рисование по - сырому».)
Совместно с детьми старшего возраста было разработано пособие - альбом «Виды нетрадиционных техник рисования» на основе детских рисунков. Периодически наш альбом пополнялся новыми материалами.
Данный альбом является мобильным, позволяющий пользоваться им как индивидуально, так и нескольким детям одновременно. С помощью изготовленного нами пособия, дети изучают и закрепляют знания о многообразии нетрадиционных техник, и могут самостоятельно применять любую технику при рисовании.
А в данный момент, я разрабатываю пособие – альбом для детей младшего возраста, где отражаются их творческие работы с применением нетрадиционных техник рисования.
Опыт работы показал, что овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они с удовольствием рисуют разные узоры не испытывая при этом трудностей. Дети смело берутся за художественные материалы, малышей не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.
Проведя анализ результатов усвоения программы по всем показателям, которые были разработаны на основе поставленных задач, я получила положительный результат, который удовлетворял и меня и родителей.
Анализ усвоения материала старшей группы за 2013-2014 учебный год
Начало года Конец года
Низкий уровень — 64% Низкий уровень — 12%
Средний уровень — 26% Средний уровень — 50%
Высокий уровень — 10% Высокий уровень —38%
Анализ усвоения материала подготовительной к школе группы за 2014-2015 учебный год
Начало года Конец года
Низкий уровень —45% Низкий уровень — 13 %
Средний уровень — 35% Средний уровень — 20%
Высокий уровень — 20% Высокий уровень — 67%
В результате развития художественно-творческих способностей современными нетрадиционными средствами :
-повысился уровень эмоционального благополучия дошкольников;
-дети проявляют больше самостоятельности, инициативы, творчества;
-планируют последовательность своей работы и выбирают техники ее воплощения;
-через рисунок и цвет выражают свое отношение к окружающему миру;
-дают оценку результатам своей деятельности;
-дети с желанием участвуют в выставках и конкурсах.
Семья и детский сад связаны преемственностью, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей, родители являются непосредственными участники образовательных отношений. Поэтому сотрудничество с семьей строю по двум направлениям:
первое направление – включает индивидуальные и наглядно-информационные формы работы:организую индивидуальные беседы, консультации. Просвещение родителей, передача им необходимой информации по тому или иному вопросу как индивидуально, так и через выпуск информационных стендов, памяток, папок-передвижек, оформление фотовыставок, выставки детских работ. Содержанием этого направления являются запросы родителей, выявленные через анкетирование.
второе направление – включает коллективные формы работы, которые обеспечивают организацию продуктивного общения всех участников образовательных отношений. С этой целью проводятся такие мероприятия: родительские собрания, совместные творческие работы, развлечения, досуги, праздники.
За это время родители стали ближе и отзывчивее. С большим удовольствием участвовали в выставках, оказывали помощь в организации художественно-творческой развивающей среды. В уголке для родителей оформлена рубрика «Идеи для дома», где родителям совместно с детьми предлагается смастерить поделки, используя цветные вязальные нитки и полиэтиленовые пакеты, природный материал. Эта рубрика получила много положительных отзывов от родителей. Она стала помощницей в развитии воображения и творческих способностей, не только детей, но и их родителей. Работа по реализации нетрадиционных техник рисования в развитии художественно-творческих способностях у детей дошкольного возраста ведется и со своими коллегами. Для педагогов ДОУ провела консультации: по темам «Яркие ладошки», «Пластилинография - лепные картины полуобъёмных предметов»; принимала участие в районном конкурсе презентаций «Изюминка», где представляла свою работу «Цвет в детском рисунке»; показала открытое мероприятие «Печать листьев».
Проектная часть.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важная роль в развитии художественно-творческих способностей ребёнка отводится развивающей среде. Поэтому при ее организации необходимо учитывать, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей. Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и. т. д).Вышли погулять, присмотритесь, а сколько тут интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, чертополоха, тополя. Всеми этими предметами можно обогатить уголок продуктивной деятельности. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя». Можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
Поскольку, цель моей работы заключается в развитии художественно-творческих способностей через использование нетрадиционных техник в рисовании, я хочу и в дальнейшем заниматься данным вопросом. Например, я ещё не владею такими направлениями, как: использование готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо изготовить самим; использование метода подражания к самостоятельному выполнению замысла; применение в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения. Но для этого мне необходимо изучить ряд методической литературы, которая поможет и мне самой овладевать новыми техниками рисования, а тем самым доступными словами и действиями доносить это до детей.
В каких-то моментах, я чувствую, не хватает опыта, но я не сдаюсь и учусь у своих коллег с большим стажем, учусь и у детей, их необыкновенной фантазии, неисчерпаемой энергии, силой любопытства. А учимся мы всю свою жизнь. Поэтому, планы на ближайшее будущее будут непосредственно связаны с моей темой. Хочется как с детьми, так и с их родителями разработать и реализовать совместный проект по нетрадиционным техникам рисования. Планирую провести «День выходного дня», с целью заинтересовать родителей данным видом деятельности.
Рисование для ребенка - радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, но важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности.
Заключительная часть.
Как показывает практика, с помощью только традиционных форм нельзя в полной мере решить проблему творческой личности. Нетрадиционные изобразительные техники – это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе.
На протяжении дошкольного детства изобразительные навыки формируются и усовершенствуются. Чем разнообразнее детская продуктивная деятельность, тем успешнее всестороннее развитие ребёнка.
Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.
Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Опыт работы с детьми в детском саду показал: рисовать необычными способами и использовать при этом материалы, которые окружают нас в повседневной жизни, вызывают у детей огромные положительные эмоции. Рисуя этими способами, дети не боятся ошибиться, так как все легко можно исправить, а из ошибки легко можно придумать что-то новое, и ребенок обретает уверенность в себе, преодолевает «боязнь чистого листа бумаги» и начинает чувствовать себя маленьким художником. У него появляется ИНТЕРЕС, а вместе с тем и ЖЕЛАНИЕ рисовать. Рисовать можно чем угодно и где угодно и как угодно! Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время, что ни будь придумывать. А из этих наивных и незамысловатых детских рисунках в итоге вырисовывается узнаваемый объект – Я. Ничем не замутненная радость удовлетворения оттого, что и «это сделал Я – все это мое!».
Литература.
1. «Воспитатель» - №5 2009 г.
2. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 –2. -М: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
3. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. –2. -М: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
4. «Дошкольное воспитание» - №4 1993 г.
5. «Дошкольное воспитание» - №2 1996 г.
6. «Дошкольное воспитание» - № 2 2004 г.
7. «Дошкольное воспитание» - №8 2005 г.
8. «Дошкольное воспитание» - №6 2007 г.
9. «Дошкольное воспитание» - №7 2007 г.
10. Кихтева Е. Ю. «Рисуют малыши» - М-С 2008 г.
11. Колдина Д. Н. «Рисование с детьми 4-5 лет» - М-С 2011 г.
12. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. М., 1995.
13. Комарова Т. С., Антонова А. В., Зацепина М. Б. Программа эстетического воспитания детей двух-семи лет. Красота. Радость. Творчество. - М. : Педагогическое общество России, 2000
14. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М. : Педагогика, 1990 48с.
15. Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. - Санкт-Петербург-«Детство», 2004;
16. Полуянов Ю. А. Дети рисуют. - М. : Педагогика, 1988
17. Рисование с детьми дошкольного возраста : нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. / Под ред. Казаковой Р. Г. – М. : Т Ц Сфера, 2005.
18. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет»
19. Цквитария Т. А. «Нетрадиционные техники рисования» - ООО «ТЦ Сфера»,2011 г.
20. Швайко Г. С. Программа по изобразительной деятельности с детьми четырех - семи лет. - М. : ВЛАДОС, 2002