Елена Отрощенко
Творческий отчёт по теме «Нетрадиционные формы работы с родителями»
▼ Скачать + Заказать документы
МОЁ ВЫСТУПЛЕНИЕ.
Доброе утро, дамы и господа! Спасибо за предоставленную мне возможность рассказать Вам о моём опыте работы «нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду».
Нам всем известна проблема многих воспитателей в детских садах, связанная с работой с родителями. Мы все знаем, что семейное воспитание детей дошкольного возраста в сравнении с общественным имеет более долгую историю. Ведь именно в семье закладываются у ребёнка определённые нормы поведения, качества личности, формируются умения и навыки. Совместное проживание, родительская любовь, общие заботы по дому – всё это способствует выполнению семьёй главной задачи – воспитание детей. Однако количество семей, о которых можно с уверенностью утверждать, что они благополучны, с каждым годом уменьшается.
Публикация «Творческий отчёт по теме „Нетрадиционные формы работы с родителями“» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Темочки
Среди проблем современных семей можно выделить:
— безответственный подход к планированию семьи, рождение нежеланных детей;
— большая забота родителей о заработке, обеспечивающем физическое выживание, чем о воспитании детей;
— снижение количества времени, уделяемого родителями общению с ребенком, преобладание в общении наставлений, запретов, упреков, окриков, которые либо подавляют его инициативу, либо вызывают протестное поведение;
— изменения в структуре семьи (отец перестает быть главой семьи; дети живут с одним родителем, не имеют братьев и сестер; бабушки и дедушки живут отдельно или дистанцируются от внуков; молодые родители не хотят перенимать опыт воспитания детей от старшего поколения);
— отсутствие готовности быть родителем и специальных социальных институтов, которые ее формируют.
В связи с вышеизложенным мне стало ясно, что работа с родителями приобретает особое значение и становится актуальной проблемой. Ведь семья стоит у истоков воспитания. Она является основным социальным институтом в формировании личности ребенка.
Семья сегодня переживает громадные экономические и духовные трудности; отчуждение между родителями и детьми выросло настолько, что стало подлинной национальной проблемой. Ведь далеко не все родители имеют достаточный уровень общей культуры и педагогические знания, необходимые для воспитания ребенка. Вот почему главные усилия педагогов и всего педагогического коллектива дошкольных учреждений я считаю должны быть направлены на улучшение семейного микроклимата; формирование положительных взаимоотношений в семье; повышение педагогической культуры родителей путем их активного просвещения; формирование совместными усилиями полноценной личности ребенка, подготовку его к школе.
Моей главной целью в работе с родителями стало : вовлечение родителей в образовательное единое пространство «Детский сад-семья»
Мною были разработаны основные задачи :
1. Организация системного подхода по информированности родителей в вопросах обучения и воспитания детей.
2. Обогащение процессов общения между детьми и взрослыми и родителями и воспитателями.
3. Сохранение физического и психологического здоровья детей
4. Формирование у родителей воспитанников детского сада и других взрослых членов семьи глубокого убеждения в огромной роли семьи в деле воспитания ребенка и возможности каждой семьи участвовать в воспитании детей;
Проведенное социальное анкетирование в младшей группе на предмет взаимодействия педагогов детского сада и родителей показало, что:
— 62% опрошенных родителей считают, что педагоги могут помочь советом, а действовать должны они сами;
— 27% опрошенных родителей ответственность за воспитание детей в равной степени возлагают на себя и педагогов ДОУ;
— 11% опрошенных родителей заботу о воспитании ребенка возлагают на педагогов.
При этом большинство родителей не спешат обращаться к педагогам ДОУ за помощью, поскольку:
— 84% из них не придают особого значения трудностям воспитания и образования ребенка;
— 81% считают это неудобным, так как, по их мнению, подобные консультации не входят в обязанности педагогов;
— 37% полагают, что с имеющимися проблемами справятся сами.
Результаты исследования потребовали пересмотра привычных форм работы с родителями в детском саду. Я пришла к выводу, что необходимо осуществлять постоянное взаимодействие с родителями; и не только в виде психолого-педагогической помощи конкретным семьям, но и путем активного вовлечения родителей в жизнь детского сада, участие их в развивающей образовательной работе с детьми. Моя задача - заинтересовать родителей, предлагая им как традиционные, так и новые формы взаимодействия. Это нетрадиционные встречи педагогов и родителей, совместные мероприятия педагогов, родителей, детей.
Я использую дифференцированный подход при организации работы с родителями, который является необходимым звеном в системе мер, направленных на повышение их педагогических знаний и умений. Для осуществления дифференцированного подхода необходимо соблюдение как общепедагогических, так и специфических условий. Таковыми являются:
- взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогом и родителями;
- соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям;
- учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания;
- сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями группы;
- взаимосвязь разных форм работы с родителями;
- одновременное влияние на родителей и детей;
- обеспечение в работе с родителями определенной последовательности, системы.
- использование различной дидактической литературы и наглядную информацию.
Такая дифференциация помогает найти мне нужный контакт, обеспечить индивидуальный подход к каждой семье.
Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи носит в нашей группе системный характер.
На мой взгляд, целесообразно выделить в существующем многообразии форм работы с семьями воспитанников центральную — родительское собрание, которое становится отправной точкой для годового планирования педагогом других подчиненных по отношению к нему форм взаимодействия с родителями.
Технология взаимодействия всех воспитывающих ребенка взрослых имеет циклический характер. Ее центральный момент — планирование работы педагогов с родителями.
Планирование этой работы начинается с определения ее цели и задач. Цели данной работы могут носить как общий, так и частный характер.
Общая цель работы с родителями — установление с ними сотруднических отношений.
Частная цель раскрывает, в чем именно будет состоять сотрудничество.
Для постановки частной цели необходимо установить связи между общей целью и — особенностями семей воспитанников, интересами и потребностями родителей, приоритетными направлениями работы ДОУ; темами самообразования педагогов, достижениями и трудностями в работе с семьями за прошлый год.
Следующим шагом становится определение последовательности тем и сроков проведения родительских собраний.
Отталкиваясь от тематики, последовательности и сроков проведения родительского собраний, я разрабатываю перспективный план работы с родителями на год, содержащий перечень и сроки проведения различных мероприятий.
Предшествующая работа направлена не только на подготовку родительского собрания, но и на изучение семьи, расширение и углубление представлений о ней. Полученные в процессе такого исследования данные учитываются мною при планировании методов проведения и содержания родительских собраний, а также определяют формы последующей работы и их наполнение.
Представление сетки плана.
В ходе последующей работы, так же как и в процессе предшествующей, могут уточняться сведения о семьях воспитанников. Кроме того, последующая работа, предполагает оценку эффективности проведения основных и предшествующих мероприятий по взаимодействию с семьями воспитанников.
Завершающий шаг составления годового плана работы с родителями — его анализ который можно проводится с опорой на следующие критерии:
— соответствие между целью и задачами взаимодействия с родителями, раскрытие достижения цели через решение ряда задач;
учет особенностей семей воспитанников, интересов и потребностей родителей, достижений и трудностей в работе с семьями за прошлый год при планировании форм, тематики и содержания мероприятий;
взаимосвязь предшествующей и последующей работы с центральной формой взаимодействия с родителями — родительским собранием;
разнообразие планируемых форм работы;
выявление успешного опыта семейного воспитания и распространения его внутри ДОУ;
включение в план оценки достижения цели и задач взаимодействия с родителями за год.
В дальнейшем осуществляется намеченная в плане система работы с родителями, в ходе которой происходит уточнение данных о семьях воспитанников, интересах и потребностях родителей.
Далее мною проводится анализ итогов работы за год, включающий оценку достижения цели и задач, выявление недостатков в работе с родителями и их причин. В ходе анализа итогов работы ещё раз возвращаюсь к анализу годового плана. Кроме того, результаты анализа итогов работы служат стимулом для продолжения изучения семей воспитанников.
Анализ итогов работы за год, возврат к анализу годового плана работы и продолжение изучения семей становятся основами планирования взаимодействия с родителями на следующий год.
Я считаю, что такой подход к планированию обеспечивает связь между всеми мероприятиями, позволяет избегать стихийности в работе. Однако описанная выше технология планирования не означает, что абсолютно все формы взаимодействия с семьями воспитанников должны быть подчинены тематике родительских собраний. Необходимо также предусмотреть возможность проведения мероприятий с другой тематикой, потребность в которых обусловлена задачами всестороннего развития личности каждого ребенка. Основные мероприятия и собрания, проводимые мною в нашей группе:
Родительское собрание в форме : беседы; семинара – практикума; вечер вопросов и ответов; интеллектуальной игры «Счастливый случай» (для любых возрастов детей); встреча – путешествие; «Круглый стол»; творческий отчёт и т. п.
Совместные мероприятия и конкурсы: поделки из природного материала; «Оригамская сказка»; «Строим снежный городок»; участок летом; конкурс «Новогодняя сказка»; создание «Музея семейного творчества»; «Родословная моей семьи»; создание и пополнение игротеки группы нетрадиционными играми и театром; «Мама, папа, я – спортивная семья!» и т. п.
Совместные выезды в музеи, зоосад, игровой городок, в театры, на выставки.
Заседание родительского клуба – 1 раз в месяц
К признакам, по которым я сужу о качестве организации своего взаимодействия с родителями воспитанников, можно отнести:
—понимание мною ведущей роли семьи в воспитании ребенка и своей роли как помощника родителей;
—организация работы с родителями на основе нормативно-правовых документов разного уровня;
—владение способами налаживания взаимодействия с членами семей воспитанников на каждом из этапов установления доверительно-деловых контактов с ними;
—достижение единства педагогов и родителей в определении цели и задач, требований, методов и приемов воспитания ребенка;
—определение цели, задач, форм и содержания взаимодействия с семьей на основе изучения их потребностей и интересов, особенностей семей воспитанников, достижений и трудностей в работе с семьями за прошлый год;
—технологичность планирования взаимодействия с родителями;
—разнообразие используемых форм и методов работы с семьями воспитанников;
—систематическое повышение мною своей общеобразовательной, предметной, методической и психолого-педагогической компетентности, позволяющей быть авторитетным в работе с родителями, качественно организовать взаимодействие с ними.
А самое главное моё достижение в работе - это то, в нашей группе царит доверительная атмосфера, воспитатели и родители сообща решают главную единую задачу: воспитание свободного, развитого, ответственного человека, готового для жизни в обществе и в социуме.