Бердикенова Луиза Рашитовна
Творческий образовательный проект «День пожилого человека»
▼ Скачать + Заказать документы
Творческий образовательный проект в старшей группе
«День пожилого человека
Информационная карта проекта
Полное название проекта : «День пожилого человека»
Автор проекта : Бердикенова Л. Р. — воспитатель,
Публикация «Творческий образовательный проект „День пожилого человека“» размещена в разделах
- День пожилых людей, День бабушек и дедушек
- День пожилых людей. Проекты
- Проекты
- Проекты творческие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2020
Участники проекта : Дети, воспитатели, родители.
Город, представивший проект : г. Саратов
Вид, тип проекта : Познавательно-творческий, комплексный
Цель, направление деятельности: формирование духовности, нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста по отношению к старшему поколению
Краткое содержание проекта : отмечать День пожилого человека в детском саду очень важно, ведь этот праздник – дополнительная возможность воспитать у детей любовь, уважение к старшему поколению. Через беседу, стихи, музыку, творчество, игры, посвященные любимым бабушкам и дедушкам, дети учатся эмоциональной отзывчивости; желанию радовать, заботиться о них.
Сроки проведения: 28.09.2020 - 02.10.2020 (1 неделя)
Количество участников проекта : Дети – 20 чел., родители – 20 чел.
Воспитатели – 2 чел.
Возраст детей: 5 лет
Форма проведения: Групповая
Ожидаемый результат: Для детей:
• Реализация данного проекта приведет к положительной динамике следующих показателей у детей: научатся проявлять заботу, толерантность, милосердие, доброту, отзывчивость и уважение к людям старшего поколения; получат представления о своей родословной и родственных связей.
Для педагогов:
• Сформируется психологическое благополучие и комфорт детей в группе; организует образовательные ситуации, совместную продуктивную деятельность, консультирование родителей.
Для родителей:
• Родители, бабушки и дедушки закрепляют полученные детьми знания на практике.
Направление развития: продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающим (к родным и близким, пожилым людям); совершенствовать навыки культуры поведения; воспитывать стремление радовать старших своими хорошими поступками.
Образовательная область : социально-нравственное развитие, игровая деятельность,
речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Творческий образовательный проект
«День пожилого человека»
Цель проекта : формирование духовности, нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста по отношению к старшему поколению.
Задачи проекта :
1. Формировать духовно – нравственные ценности.
2. Расширять представление детей о семье, укрепить связи между поколениями.
3. Развитие творческих способностей.
4. Продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающим (к родным и близким, пожилым людям); совершенствование навыков культуры поведения. Воспитывать стремление радовать старших своими хорошими поступками
5. Воспитывать любовь и уважение к старшему поколению.
Время осуществления проекта : 1 неделя (краткосрочный) 2020 года
Участники проекта : дети старшей группы «За!Знайки», воспитатели, родители.
Актуальность проекта : Отсутствие тесного контакта детей со страшим поколением семьи приводит к утрате семейных традиций, разрываются представления о преемственности поколений. Поэтому сегодня актуальным становится поиск путей и средств ценностного отношения к представителям старшего поколения, повышения их активности в вопросах воспитания.
План подготовки и реализации проекта
Этапы проекта Деятельность педагога Деятельность детей Деятельность родителей
Подготовительный этап Определение темы, формулировка цели и задач.
Подбор методической и художественной литературы, работа с родителями по составлению альбомов, атрибуты к сюжетно – ролевым и играм – драматизациям.
Разучивание стихов
про бабушек и дедушек.
Нарисовать портрет бабушки и дедушки»;
Аппликация «Букет для бабушки и дедушки» Провести с детьми беседу дома «Наши родные дедушка и бабушка», «Наша семья».
Практический этап Беседа на тему: «История
праздника - День пожилого человека».
Беседы на темы: «Моя семья», «Мои бабушки и дедушки», составление рассказов о своей семье.
Просмотр видео презентаций: «Бабушка рядышком с дедушкой», «Бабушка с дедушкой добрые волшебники».
Прослушивание песни «Самая добрая песенка про бабушку и дедушку», разучивание песен: «Бабушка и дедушка» текст песни С. Таратухина;
Чтение художественной литературы: чтение сказок «Надо дедушек любить, как без бабушек нам жить» Л. Зиминой и «Бабушкины руки» из кн. «В гости к празднику», «Волшебное слово» В. Осеевой. «Дедуля» Т. Боковой, «Бабушкины руки» Льва Квитко, «Бабушка» Агния Барто, «Бабушкин халат».
Ситуативные разговоры: Как мы вместе отдыхали? Как вы помогаете близким?
Разучивание пословиц: 1) «Не смейся над старым, и сам будешь стар».
2) «Юн – с игрушками, а стар – с подушками». и т. д.
Памятка для родителей. «Роль бабушек и дедушек в воспитании дошкольников». Игровая деятельность.
Дидактические игры «Собери бабушкины бусы»;
«Похвали бабушку, дедушку», «Скажи наоборот», «Назови ласково. игровые ситуации: вежливый разговор по телефону с бабушкой или дедушкой; игра на развитие мелкой моторики рук «Поможем бабушке» (наматывание ниток в клубок).
Подвижные игры: «Мы весёлые ребята», «Баба сеяла горох;
Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «День рождения у бабушке», «Гости»;
Игры с персонажами кукольного театра к русским народным сказкам «Колобок», «Репка»
Просмотр мультфильмов: По мотивам русских народных сказок: «Репка», «Колобок», «Как у бабушки козёл», «Самое дорогое», «Курочка ряба», «Бабушка Метелица». «Было у бабушки сорок внучат» - А. Барто., «Дед Мазай и зайцы» - Н. Некрасов. «Встречайте бабушку» - А. Курляндский.
Конструирование из кубиков, Лего «Дом для бабушки и дедушки» просмотр семейных фотоальбомов, подготовка фотографий, рисунков «Мои бабушка и дедушка».
Подготовить рассказ «В гости к бабушке и дедушке»
Спросить у бабушке и у дедушки, в какие игры они играли в детстве, какая любимая игрушка была у них.
Заключи-тельный этап Поздравление пожилых людей и вручение подарков.
Видеоролик. Изготовление подарков для бабушек и дедушек. Родители, бабушки и дедушки закрепляют полученные детьми знания на практике; участвуют в выставке совместно с детьми к празднику «День пожилого человека»
Результаты проекта :
• Дети знают и называют имена и отчества своих дедушек и бабушек.
• Проявляют интерес к истории своей семьи и ее традициям.
• Проявляют уважительное отношение к пожилым людям, помогают им.
• Понимают, что бабушка и дедушка – это родители мамы и папы, прабабушки и прадедушки – это родители дедушки и бабушки.
В заключении хочется отметить, что все поставленные задачи успешно решены, дети, родители, дедушки и бабушки приняли активное участие в реализации проекта. Результат достигнут.
Приложение 1
Стихотворения для бабушке и дедушке
1. У мамы- работа,
У папы - работа.
У них для меня остается суббота.
А бабушка дома всегда.
Она не ругает меня никогда!
Усадит, накормит: "Да ты не спеши!
Ну, что там стряслось у тебя, расскажи?"
Я говорю, а бабушка не перебивает.
По крупинкам гречку сидит перебирает.
Нам хорошо вот так, вдвоем
И Дом без бабушки- не дом.
2. Мой дедушка любимый,
Ты в жизни мои кумир
Таким же буду умным,
Прочту тьму книг до дыр!
Когда же стану старше
И вырасту большой,
Наверно, стану важный
И бизнесмен крутой!
Быть на тебя похожим
Хочу и всех любить!
Для внуков своих тоже
Хочу кумиром быть!
3. Ходит наша бабушка, палочкой стуча,
Говорю я бабушке: «Позову врача,
От его лекарства станешь ты здорова,
Будет чуть-чуть горько, что же тут такого.
Ты потерпишь чуточку, а уедет врач,
Мы с тобою, бабушка, поиграем в мяч.
Будем бегать, бабушка, прыгать высоко,
Видишь, как я прыгаю, это так легко».
Улыбнулась бабушка: «Что мне доктора,
Я не заболела, просто я стара,
Просто очень старая, волосы седые,
Где-то потеряла я годы молодые.
Где-то за огромными, за лесами темными,
За горой высокой, за рекой глубокой.
Как туда добраться, людям неизвестно».
Говорю я бабушке: «Вспомни это место!
Я туда поеду, поплыву, пойду,
Годы молодые я твои найду!»
Приложение 2
Беседа в старшей группе «День пожилых людей»
Цель: Воспитание уважительного отношения к людям старшего поколения.
Задачи:
- Расширять знания детей о таких понятиях, как «старость», «пожилой человек»;
- Учить объяснять смысл пословиц, рассуждать, аргументировать свою точку зрения;
- Познакомить детей с традицией празднования Дня пожилого человека;
- Развивать социальные чувства (эмоции) : сочувствие, сопереживание к близким людям, осознанные доброжелательные отношения; мыслительную активность, культуру речи: ясно и грамотно излагать свои мысли;
- Способствовать развитию связной речи детей;
- Воспитывать нравственные основы, культуру общения, дружеские взаимоотношения, желание поддержать пожилых людей, заботиться о них;
- Воспитывать любовь к бабушке и дедушке, к их повседневному труду, оказывать помощь в делах, уметь своими поступками приносить радость;
- Учить понимать, что старый человек требует заботливого к себе отношения.
Воспитатель: Дети отгадайте мои загадки.
1. Кто любить не устаёт,
Пироги для нас печёт,
Вкусные оладушки?
Это наша (бабушка)
2. Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед
Мой родной, любимый…. (дед)
Воспитатель: Как вы уже догадались, сегодня мы поговорим о ваших любимых бабушках и дедушках. Бабушки и дедушки – это наши добрые друзья, члены нашей семьи. Они в семье старше вас, старше ваших мам и пап. Мы их называем пожилыми людьми.
1 октября отмечается Международный праздник День пожилых людей. Второе название этого дня – день добра и уважения. Продолжить нашу с вами беседу я хочу басней Л. Толстого «Старый дед и внучек»
Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И, когда он ел, у него текло назад изо рта.
Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел её подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он всё им в доме портит и чашки бьёт, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке.
Старик только вздохнул и ничего не сказал.
Сидят раз муж с женой и смотрят – их сынишка на полу с дощечками играет – что – то сложивает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матерью стары будете, чтоб вас из этой лоханки кормить».
Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то,
что так обижали старика. И с тех пор сажать его за стол стали и ухаживать за ним.
Вопросы к детям:
- Как обидели деда в семье?
- Как ответил на жестокость родителей сын?
- Почему заплакали отец с матерью?
- Как надо относиться к старшим и слабым?
- В чём особенно нуждаются пожилые люди?
- Что мы можем сделать с вами, чтобы пожилые люди не чувствовали себя одинокими?
Пальчиковая гимнастика «Моя семья».
У меня семья большая:
Мама Нина, баба Рая,
Папу Александром звать,
Он бабуле просто – зять!
Ну а я бабуле – внучка.
И ещё собачка Жучка
С нами вместе проживает,
Дом бабулин охраняет!
Кто в большой семье хозяин?
Ну конечно, баба Рая –
Здесь сомненья быть не может:
Всем подскажет и поможет,
У неё большой талант
Завязать красивый бант,
Маму с папой помирить
И красиво стол накрыть,
Приласкать, поцеловать,
На ночь сказку рассказать!
Воспитатель: Ребята, у кого есть бабушка? Как её зовут?
- У кого есть дедушка? Как его зовут?
(дети рассказывают о своих дедушках и бабушках.)
Воспитатель: Я знаю, каждый из вас очень любит своих бабушек и дедушек.
А теперь, мы немножко поиграем.
Дидактическая игра «Скажи наоборот».
Молодой дедушка - …. (старый.);
Весёлая бабушка - …
Быстрый дедушка - ….
Добрая бабушка - ….
Высокий дедушка - …
Любимая бабушка - …
Воспитатель: Молодцы, ребята, все справились.
Воспитатель: Пословицы – это народная мудрость. Послушайте внимательно пословицы и скажите, что они обозначают:
«Не смейся над старым, и сам будешь стар».
«Где дедушка, да бабушка – там и оладушка».
«У кого есть бабушка и дед, тот не ведает бед».
Старость не радость, не красные дни».
Сам стар, а душа молода».
«Молодой на службу, старый - на совет».
Игра- загадка «Доскажи словечко».
Кто стирает, варит, шьёт,
На работе устаёт,
Просыпается так рано? –
Лишь заботливая (мама)
Кто научит гвоздь забить,
Даст машину порулить
И подскажет, как быть смелым,
Сильным, ловким и умелым?
Все вы знаете, ребята, -
Это наш любимый (папа)
Кто любить не устаёт,
Пироги для нас печёт,
Вкусные оладушки?
Это наша (бабушка)
Кто всю жизнь работал,
Окружал заботой
Внуков, бабушку, детей,
Уважал простых людей?
Нестареющий наш. (дед)
На пенсии уж много лет
Бабушке – солнышко, дедушке – стих,
Много здоровья им на двоих!
Счастья желаем ещё на два века,
С Днём пожилого вас. (человека)
Дедушка и бабушка
Были молодыми,
А когда состарились –
Стали….(пожилыми)
С моей бабушкой вдвоём
Мы и спляшем и споём,
Праздник всем друзьям устроим –
С пирогами стол накроем!
Когда гостей мы встретим с ней?
В Праздник….(пожилых людей)
Воспитатель: День пожилого человека для россиян особый праздник.
С детства впитываем мы от людей старшего поколения народные традиции и мудрость, основы культуры и родной речи. Из бабушкиных сказок, из рассказов деда рождается наша первая любовь к родной земле и её жителям. Никогда не забудем мы того, что сделано руками людей старшего поколения. Они возводили фабрики и заводы, воевали на фронтах, добросовестно трудились в мирное время, воспитывали нас, своих детей и внуков.
Время не стоит на месте. Всё быстрее ритм нашей жизни, всё больше с годами волнений, неотложных дел. Но забота о наших стариках, пожилых людях – то, о чём нельзя забывать ни на минуту. Поддержать, обустроить быт, оказать реальную помощь – вот одна из важнейших задач сегодняшнего дня. Но и это лишь небольшая частичка нашего неоплатного долга перед людьми старшего поколения. Большое складывается из мелочей. Уступить место в автобусе, помочь перейти дорогу, выразить простое человеческое внимание – и разглаживаются морщинки у глаз, светлее становится взгляд, теплее на сердце пожилого человека. Они помогают нам и тогда, когда мы становимся взрослыми. В их добрых и сильных сердцах черпаем мы поддержку и понимание, терпение и любовь, энергию и вдохновение. Огромное спасибо им за это!