Благова Ольга Николаевна
Формирование познавательных интересов дошкольников посредством развивающей предметно-пространственной среды
▼ Скачать + Заказать документы
Творческая разработка: Формирование познавательных интересов дошкольников посредством развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной группе.
Введение
С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования одним из актуальных вопросов стала организация развивающей предметно-пространственной среды ДОО.
Публикация «Формирование познавательных интересов дошкольников посредством развивающей предметно-пространственной среды» размещена в разделах
Организация развивающей среды должна обеспечивать возможность педагогам ДОО эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.
Понятие «развивающая предметно-пространственная среда» определяется С. Л. Новосёловой как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития».
Каждому педагогу дошкольной образовательной организации приходится создавать эффективную развивающую среду, которая будет стимулировать развитие познавательных интересов у детей. Познание – это воспроизведение в сознании (индивидуальном и коллективном) характеристик объективной реальности. Познание носит социально и культурно опосредованный исторический характер и в большинстве случаев предполагает более или менее ярко выраженное осознание используемых средств и способов познавательной деятельности.
Перед нами встала проблема, которая заключается в том, чтобы правильно построить предметно-пространственную развивающую среду с учетом особенностей восприятия мира детьми старшего дошкольного возраста. При этом необходимо сделать так, чтобы развивающая среда эстетично выглядела и была направлена на развитие самостоятельной деятельности детей.
Дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы. Среди разнообразных мотивов дошкольников особое место занимает познавательный мотив, который является одним из наиболее специфичных для старшего дошкольного возраста. В то же время, очевидно, что познавательная активность не является прямым следствием возраста, и далеко не все современные дошкольники обладают этим ценным качеством. Педагоги и родители, как правило, озабочены развитием знаний и умений ребенка, а не формированием у него интереса к познанию окружающей действительности.
Цель нашей работы – рассмотрение вопроса организации предметно-пространственной среды для развития познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Проанализировать актуальность и значимость развития познавательных интересов у дошкольников;
2. Выявить особенности и принципы организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОО в соответствии с ФГОС;
3. Представить модель развивающей предметно-пространственной среды для развития познавательных интересов у старших дошкольников.
Требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде
Организация развивающей среды в ДОО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Образовательное пространство дошкольной организации - это не изолированный мир, в который на некоторое время приходит ребенок. Пространство ДОО - это реальная жизнь для каждого, кто в ней находится. А значит, в ней должны измениться и содержание воспитательно-образовательного процесса и развивающая предметно-пространственная среда, ее организация, и управление ею.
Функция ДОО в подобных условиях - это роль, которую выполняет детский сад, удовлетворяя потребности личности, общества и государства, расширения образовательного пространства для всестороннего развития воспитанников с учётом их возможностей, познавательных интересов и склонностей.
Развивающая среда создает благоприятные условия для обучения ребенка в процессе его самостоятельной деятельности: ребенок осваивает свойства и признаки предметов (цвет, форма, фактура, овладевает пространственными отношениями; постигает социальные отношения между людьми; узнает о человеке, животном и растительном мире, временах года и т. д. Среда развития ребенка, обеспечивающая разные виды его активности (умственной, игровой, физической и др., становится основой для самостоятельной деятельности, условием для своеобразной формы самообразования маленького ребенка. При этом развивается любознательность и творческое воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки, происходит развитие личности.
ФГОС указывает, что построение развивающей среды в дошкольной организации должно определяться особенностями личностно – ориентированной модели воспитания, нацеленной на содействие становлению ребенка как личности.
Для этого необходимо опираться на следующие принципы:
1. Принцип содержательной насыщенности среды реализуется через такую организацию образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря, которые обеспечивают:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными материалами (в том числе с песком и водой);
- двигательную активность (в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением, возможность самовыражения детей.
2. Принцип полифункциональности материалов предполагает :
- возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д. ;
-наличие в группе полифункциональных (не обладающих закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в различных видах детской активности в качестве предметов-заместителей в детской игре.
3. Трансформируемость пространства подразумевает изменения предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Все части пространства, в зависимости от конкретных задач момента, должны обладать возможностью изменяться по объему – сжиматься и расширяться, то есть иметь подвижные, трансформируемые границы.
4. Принцип вариативности среды предполагает :
- наличие различных пространств (для игры, уединения, конструирования и пр., наличие материалов, оборудования, инвентаря, игр, игрушек для развития детских видов деятельности;
- периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5. Принцип доступности предполагает :
- открытость для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений ДОО, где осуществляется образовательный процесс;
- свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих ДОО (группу) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
6. Принцип безопасности направлен на обеспечение безопасности жизни детей в группе, способствует укреплению здоровья, т. е. соответствует требованиям по обеспечению надежности и безопасности. Все материалы и оборудование должны иметь сертификат качества, отвечать санитарно-гигиеническим требованиям.
Создавая предметно-пространственную среду в группе необходимо помнить:
1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
3. Форма и дизайн предметов должны быть ориентированы на безопасность и возраст детей.
4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы.
7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
9. Предметно-пространственная среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, требований образовательной программы.
Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
Предметно - развивающее пространство следует организовать таким образом, чтобы каждый ребёнок имел возможность упражняться в умении наблюдать, сравнивать, добиваться поставленной цели под наблюдением воспитателя.
При создании развивающего пространства в групповом помещении, необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии дошкольников. Это обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного воспитания.
Предметную среду необходимо проектировать в соответствии с программой образовательной организации. Создавая среду, воспитатель должен учитывать индивидуальные особенности развития каждого своего воспитанника, знать группу в целом, чтобы не задерживать дальнейшее развитие детей и вместе с тем не ставить перед ними непосильные задачи (такие задачи могут погасить у ребенка желание даже попробовать их разрешить, сдерживают развитие познавательного интереса).
Помимо этого на сегодняшний день довольно высоки требования не только к содержанию развивающей предметно-пространственной среды, но и к педагогу дошкольной образовательной организации, который эту среду насыщает. Необходимым условием, обеспечивающим успех в работе педагога, является творческое отношение воспитателя в формировании различных знаний и представлений у детей, варьирование игровых действий и приемов, индивидуализация требований к детям с учетом их индивидуальных возможностей.
Мастерство воспитателей в современном детском саду должно возбуждать, укреплять и развивать познавательные интересы дошкольников в процессе обучения, а также состоит в умении сделать содержание различных образовательных областей богатым, глубоким, привлекательным и доступным детям с учетом их индивидуальных возможностей, а способы познавательной деятельности дошкольников разнообразными, творческими, продуктивными.
Работа педагога в подобных условиях – это постоянная готовность к саморазвитию, рефлексии своей деятельности.
Таким образом, современный детский сад с созданной в нем развивающей предметно-пространственной средой – это организация со смешанным контингентом воспитанников. Она создает условия для развития каждого ребенка, для формирования свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, ориентированной на высокие культурные ценности.
Формирование познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста
Согласно введенному Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, одной из 5 образовательных областей является познавательное развитие.
В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие - это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения, которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность.
Содержание и методы обучения старших дошкольников должны быть направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам.
Очень важно развитие интереса к окружающему миру, к труду и к жизни людей. Интерес побуждает к поиску новых знаний, новых умений, новых способов работы; он делает человека более деятельным, энергичным и стойким в этих исканиях. Интерес помогает расширить и углубить знания, повысить качество работы, он способствует творческому подходу человека к своей деятельности.
К познавательным процессам детей дошкольного возраста относятся : восприятие, внимание, память, воображение, мышление, а так же речь (устная и письменная).
Компонент информации включает в себя : собственно информацию, источники информации. Собственно информация состоит из отдельных сведений, фактов, событий окружающего мира. К источникам информации мы относим : непосредственное восприятие самого человека, другого человека, книги, телевидение, радио, компьютеры и т. п. в зависимости от целей и возможностей используется информация того или иного источника.
Компонент «отношения к информации» представляет работе педагога наибольшую сложность, поскольку занимает первостепенное место в формировании познания детей дошкольного возраста. Если у взрослых «информация» первична, а «отношение» к ней вторично, то у малышей наблюдается обратная картина. Для них, как правило, «отношение к информации» первично, а сама «информация» вторична.
Неразрывность и взаимосвязанность компонентов «информация» и «отношение к информации» очевидна.
Интерес возникает лишь в ходе правильно организованной деятельности.
I. Подготовка почвы для интереса :
а) подготовка внешней почвы для воспитания интереса : организация жизни и создание благоприятных условий, способствующих возникновению потребности в данном объекте или в данной деятельности у данной личности;
б) подготовка внутренней почвы предполагает усвоение известных знаний, умений, наличной общей опознавательной направленности.
II. Создание положительного отношения к предмету и к деятельности и перевод смысло-образующих, отдаленных мотивов в более близкие, реально действующие.
III. Организация систематической поисковой деятельности, в недрах которой формируется подлинный интерес, характеризуемый появление познавательного отношения и внутренней мотивации, связанных с выполнением данной деятельности.
IV. Построение деятельности с таким расчетом, чтобы в процессе работы возникали все новые вопросы и ставились все новые задачи, которые становились бы неисчерпаемыми на данном занятии.
В процессе формирования познавательных интересов необходимо опираться на следующие принципы организации работы и основные направления.
Принципы:
1. Ориентация на зону ближайшего развития ребенка.
2. Принцип активного соучастия детей в процессе отбора информации.
3. Включение детей в различные формы организации деятельности общения со взрослым.
4. Принцип обеспечения успеха организуемой познавательной деятельности.
5. Принцип стимуляции потребностей детей в коммуникации со взрослым.
6. Принцип тесного взаимодействия воспитателя с логопедом при построении работы.
Основные направления:
1. Формирование положительной мотивации к познавательной деятельности в целом.
2. Развитие личностных характеристик (самооценки и самосознания).
3. Организация поисковой деятельности в разных формах ее проявления (наблюдения, игры) как метода развития речевой и познавательной активности.
Модель развивающей предметно-пространственной среды способствующей развитию познавательных интересов и у детей в подготовительной группе.
Развивающая предметно-пространственная среда – это комфортность и безопасность обстановки, обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности, обеспечение возможностей для исследования, обеспечение возможности укрепления физического и психического здоровья детей.
Развивающая среда в ДОО создается с учетом возрастных возможностей детей, зарождающихся половых склонностей и оформляется таким образом, чтобы ребенок в течение дня в детском саду мог найти для себя увлекательное дело, чувствовал себя комфортно. Размещение оборудования по центрам развития позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам : конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность : развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.
Необходимы материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п. ; мальчикам - детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Важно иметь большое количество «подручных» материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек, которые творчески используются для решения различных игровых проблем. В подготовительной группе необходимы различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу.
Также необходимыми в оборудовании подготовительной группы являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.
Групповое помещение в подготовительной к школе группе рекомендуется поделить на центры:
1. Зона для игры мальчиков и зона для игры девочек предполагают реализацию гендерного принципа организации предметно-развивающей среды. Зона совместной деятельности для реализации образовательной деятельности совместно педагогом и детьми. Зона самостоятельной деятельности предполагает особым образом оборудованное пространство, в котором созданы условия для деятельности, организованной детьми самостоятельно.
2. Центр конструирования и строительных игр. Оборудование: мозаики крупные, средние и мелкие, конструкторы типа “Лего” крупные и мелкие, кубики различных размеров, строительные наборы, содержащие элементы для конструирования архитектурных форм (арки, призмы, параллепипеды, конусы, дидактические игры, связанные с ориентированием в пространстве, приемами моделирования, транспортные игрушки, альбомы с алгоритмами и схемами создания построек.
3. Центр математики. Оборудование: дидактические игры на ознакомление с понятиями времени, количества, числа, размера, на развитие логики и аналитико-синтетического мышления, игры на развитие классификации, счетный и сенсорный материал, пирамидки и вкладыши, пособия «Блоки Дьенеша», «Палочки Кьюзинера», игры «Уникуб», «Танграм», «Сложи узор», «Собери картинку».
4. Центр речевого творчества. Оборудование: Детские книги, картины (тематика может меняться в соответствии с лексической темой, русские народные сказки, различные виды детских театров (пальчиковый, перчаточный, конусный, ширма, маски, костюмы и атрибуты для ряжения, дидактические игры на развитие речи, словотворчества.
5. Центр художественного творчества. Оборудование: бумага разных размеров и форм, картон белый и цветной, наклейки, ножницы, карандаши, восковые мелки, гуашь, штампики, краски, кисти, стаканчики для воды, пластилин, трафареты, раскраски, альбомы с произведениями разных жанров для рассматривания, дидактические игры по ознакомлению с различными жанрами живописи, направлениями архитектуры, видами народных промыслов, изделия народных промыслов и народные игрушки, алгоритмы и схемы поэтапной лепки и поэтапного рисования.
6. Центр экологии. Оборудование: комнатные растения, алгоритмы ухода за ними, лейки, совочки для рыхления, дидактические игры о домашних и диких животных, среде их обитания, временах года и природных явлениях, модели строения животных, рыб, насекомых и среды их обитания, наборы антропоморфных домашних и диких животных различных климатических зон, вымерших животных, познавательная энциклопедическая литература, природный материал.
7. Центр науки и экспериментирования. Оборудование: перышки, бумага различных видов, металл, дерево, песок, глина, пипетки, линейки, нитки, краски, бусины, мерные емкости, стаканчики, контейнеры, лупы, алгоритмы проведения опытов, картотеки опытов и экспериментов, познавательная литература, энциклопедии, дидактические игры о свойствах предметов, их использовании, атласы, карты, глобус, весы, приспособления для сравнения по величине, весу (эталоны).
8. Центр физической активности. Оборудование: ленты, мячики, скакалки, обручи, кольцебросы, кегли, моталки, дидактические игры о здоровом образе жизни, игры валеологической направленности, видах спорта, картотеки утренней гимнастики, гимнастики после сна, подвижных игр, динамических пауз.
9. Центр музыки. Оборудование: музыкальные инструменты (металлофон, погремушки, маракасы, бубенчики, барабан, дудки, портреты композиторов, комплект дисков с фоновой музыкой (активизирующая, успокаивающая, музыка для рефлексии и т. д., комплект дисков для слушания с тематическим репертуаром согласно тематическому планированию.
10. Центр родного края. Оборудование: символика страны и края (герб, флаг, портреты президента и губернатора, открытки для рассматривания с видами столицы нашей Родины, родного города, городов России, дидактические игры на ознакомление с жизнью различных наций нашего государства, жизнью русского народа, альбомы для рассматривания с архитектурными памятниками родного города.
Заключение.
Насыщенная развивающая предметно-пространственная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста, формированию познавательного интереса.