Приложение МААМ

Творческая работа «Мелкая моторика дошкольника»

Елена Чеснакова
Творческая работа «Мелкая моторика дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы

Работая много лет с детьми, я отметила, что год от года в группах очень много детей с плохой речью. Дети не только не выговаривают звуки, им трудно строить предложения, с трудом описывают игрушку или картину,а так же с трудом раскрашивают картинки. Я решила объединить эти проблемы и работать над ними с помощью развития мелкой моторики.

Целью моей работы была подготовка руки детей дошкольного возраста к письму и выявление практической значимости и путей улучшения развития мелкой моторики.

Так же были поставлены задачи:

Публикация «Творческая работа „Мелкая моторика дошкольника“» размещена в разделах

- формировать графические навыки (развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность,

- развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук,

-развивать психические процессы (произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память, речь детей,

- совершенствовать просветительскую работу с родителями,

-объединить с родителями усилия для развития и воспитания детей,

- обогащать содержание предметно – развивающей среды.

Актуальность моей работы :

Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Поэтому при поступлении ребенка в школу, недостаточное развитие мелкой моторики, трудности в овладении письмом могут привести к возникновению негативного отношения ребенка к школе, снижению учебной мотивации. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом.

В последнее время мы часто говорим о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?

Специалисты в области детской психологии, логопедии уже давно установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонкой моторики руки.

Сухомлинский говорил, что “Ум ребенка находится на кончиках его пальцев“.

Если движения пальцев развиваются «по плану», то и развитие речи также в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстает, отстает и развитие речи.

Почему же две эти составляющие так взаимосвязаны? Дело в том, что наши предки общались при помощи жестов, добавляя постепенно возгласы, выкрики. Движения пальцев постепенно совершенствовались. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в мозге человека. Речь развивалась параллельно. Примерно так же развивается речь и мелкая моторика у ребенка, то есть сначала начинают развиваться движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной тонкости, начинается развитие словесной речи. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев.

Как же лучше развивать мелкую моторику? С младенчества мамы используют игры с пальчиками: «Сорока, сорока».

Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики.

Приведу примеры наиболее простых и эффективных игр.

-Массаж пальцев рук.

-Упражнение с палочками «Добываем огонь».

С напряжением прокатывать палочку между соединенными ладонями.

- Упражнение с палочками «Растираем точки».

Растирать центр ладони концом палочки.

-Упражнение с мячиком.

Положить мячик между ладоней и катать его в разных направлениях.

-Упражнение со скрепками. Соединение 6 скрепок одна за другую по своему желанию.

-Пальчиковые игры.

-Разрывание бумаги.

Это упражнение подходит деткам с 7 месяцев. Дайте малышу несколько листов мягкой цветной бумаги. Он с удовольствием ощупает ее, начнет вертеть в руках и рвать. Это занятие доставит ему несказанное удовольствие.

В детском саду аппликация методом обрывания.

-Бусы. Нанизывание на леску, выкладывание конфетти «Бусы на елке».

-Вкладыши-мисочки

Из них можно строить башенки, вкладывать их друг в друга. Эта игра формирует у ребёнка понятие о размере предметов.

-Крупы.

В миску насыпьте любую крупу и дайте её малышу. Он будет трогать крупу рукой или просыпать её сквозь пальчики. Эта игра хорошо развивает мелкую моторику и тактильные ощущения.

Дидактическая игра «Золушка» перебрать крупы.

-Рисование на песке.

Насыпьте на поднос песок. Возьмите пальчик ребенка в свою руку и проведите им по песку. Начать можно с простых фигур – линий, прямоугольника, круга, постепенно усложняя задание.

-Застегивание, расстегивание и шнуровка.

Для этого упражнения не потребуется никаких дополнительных игрушек. Постепенно включайте ребенка в процесс одевания. Пусть сам застегивает и расстегивает себе пуговицы и молнии. Это не только разовьет движения рук, но и приучит ребенка к самостоятельности. Еще дайте ребенку какой-нибудь ненужный ботинок со шнуровкой, который станет прекрасным тренажером для рук.

- Лепка.

Лепка подходит для детей разного возраста. Для лепки подходят пластилин, глина, тесто. Когда собираетесь что-то испечь, обязательно позовите с собой ребенка. Ему очень понравится мять и раскатывать тесто. К тому же он будет горд, что помогает маме.

-Рисование и раскрашивание, штриховка.

Очень полезно обводить контур картинок, состоящий из пунктирных линий, а также раскрашивать объекты различной формы. Очень полезно рисовать на вертикальных поверхностях: стене, доске, зеркале. Поэтому желательно повесить малышу специальную доску, чтобы он рисовал.

-Собирание мозаик и пазлов.

Для детей до 3 лет выбирают пазлы и мозаики с крупными частями. Пазлы также тренируют воображение.

-Вырезание.

Купите малышу детские ножницы, клей-карандаш, цветную бумагу и картон. Научите его мастерить. Вырезайте картинки, приклеивайте их, делайте снежинки и т. п.

-Выкладывание из спичек, горохом, фасолью на пластилиновых дощечках.

Со старшей группы я вела с детьми работу в рабочей тетради. Знакомились с клеткой, выполняли штриховку, раскрашивали, дорисовывали. В этой работе развивалась не только мелкая моторика, но и глазомер, мышление, память, внимание, а также словарный запас.

При проведении всей этой работы было отмечено, что дети знают наизусть очень много потешек, четверостиший, гимнастик в стихах. Дети стали лучше раскрашивать, штриховать, лепить. В старшей группе почти все дети завязывали шнурки и банты.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

В настоящее время у большинства детей отмечается общее моторное отставание. Мелкая моторика и артикуляция звуков находятся в прямой зависимости. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Однако даже если речь ребенка в норме, это вовсе не значит, что он хорошо управляется со своими руками. Вот поэтому воспитателям в детском саду и родителям дома надо уделять время для игр по развитию мелкой моторики : нанизыванию бусин, лепке, аппликации и т. п.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных задач.

Рекомендации.

Упражнения по развитию мелкой моторики проводятся в комплексе, начиная с младшей группы. Проводить работу по развитию мелкой моторики надо регулярно, в соответствии с возрастом и учётом уровня физического развития детей. Сначала все движения взрослый выполняет руками малыша, а по мере освоения ребёнок начинает делать их самостоятельно.

Внимательно следить за тем, чтобы упражнения выполнялись ребёнком правильно. Если малыш затрудняется с выполнением какого-либо задания, сразу помогите ему: зафиксировать нужное положение пальцев и т. п. Чередуйте новые и старые игры и упражнения. После освоения ребёнком простых двигательных навыков переходите к освоению более сложных.

Публикации по теме:

Что надо знать родителям о закономерностях развития детской речи Трудно переоценить роль хорошо развитой речи в жизни ребенка. С помощью слов дети общаются с окружающими, познают мир, формируется личность.

Когда обращаться к логопеду? Когда обращаться к логопеду? Вашему ребенку 2-3 года, а он совсем не говорит? Вас это волнует? Ему уже 4 года, но его не понимают окружающие.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Творческая работа «Мелкая моторика дошкольника»
Опубликовано: 7 декабря 2014 в 12:43
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Творческая работа «Мелкая моторика дошкольника»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Чеснакова (УИ 263648) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД