Ирина Матвеева
Творческая мастерская как средство взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи
▼ Скачать + Заказать документы
Родители, бабушки, дедушки — это те главные люди, которые находятся с малышом в начале его жизненного пути. Ребенок растет и развивается благодаря их поддержке, любви и заботе. Эта связь с семьей не должна ослабевать и с приходом ребенка в детский сад. Кроме того, для его полноценного развития крайне важно участие родителей в образовательном процессе ДОО, что также продиктовано современными требованиями.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами.
Публикация «Творческая мастерская как средство взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи» размещена в разделах
Так, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее — ФГОС ДО, для реализации образовательной программы в ДОО должна быть создана образовательная среда, которая обеспечит, кроме всего прочего, открытость дошкольного образования, создаст условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
Одним из основных принципов ФГОС ДО является личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей, педагогических и иных работников ДОО) и детей.
Принципами дошкольного образования, в свою очередь, являются:
• содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
• сотрудничество ДОО с семьей;
• приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
ФГОС ДО решает ряд важных задач, в число которых включены:
• объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
• обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Многолетняя практика по работе с родителями, учёт современных требований и изменение их культурного уровня побуждает нас использовать новые формы и методы общения с ними.
Одной из эффективных форм сотрудничества с семьями воспитанников, являются занятия в творческих мастерских, организованных на базе ДОО.
Мастерская – это открытая система поиска и выбора пути познания, свободного взаимодействия, общения и обмена информацией.
Цель творческой мастерской – обеспечение максимально комфортных условий для благоприятного взаимодействия, личностного роста и развития детей на основе создания единого пространственного общения.
Творческая мастерская подразумевает определенный алгоритм проведения.
1. Мухина И. А. выделяет следующие принципы и правила ведения мастерской :
1. Ценностно-смысловое равенство всех участников, включая мастера-руководителя.
2. Право каждого участника на ошибку. Самостоятельное преодоление трудностей и исправление ошибок - путь к истине.
3. Безоценочность, отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской создает условия эмоционального комфорта и творческой раскованности, реализуя принципы «педагогического успеха». Оценка заменяется в данном случае самооценкой и самокоррекцией.
4. Предоставление свободы в рамках принятых правил, что дает ощущение внутренней свободы:
• право выбора на разных этапах мастерской (обеспечивается руководителем);
• право самостоятельности действий (без дополнительных разъяснений руководителя);
• право не участвовать на этапе предъявления результата.
5. Большой элемент неопределенности (даже загадочности, что стимулирует творческий процесс. Неопределенность рождает, с одной стороны, интерес, а с другой стороны – психологический дискомфорт, желание выйти из него и таким образом стимулирует творческий процесс. Так же, как право выбора, обеспечивает ощущение внутренней свободы;
6. Диалог как главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества :
• диалоги участников мастерской;
• диалоги отдельных групп;
• диалог с самим собой;
• диалог с научным или художественным авторитетом.
7. Организация и перестройка реального пространства, в котором происходит мастерская, в зависимости от задачи каждого этапа. Это может быть круг всех участников, отдельные места для индивидуальной работы, возможность быстрого представления творческого «продукта» каждого или целой группы, пространство для импровизации, пантомим и т. д., что так же содействует появлению чувства свободы.
8. Решительное ограничение участия, практической деятельности мастера-руководителя как авторитета на всех этапах мастерской. Задача его состоит в некоторой фиксации достигнутого участниками. В ряде случаев он может включаться в работу на «равных» с учащимися.
В ходе мастерской происходит постоянное чередование бессознательной деятельности и ее последующего осознания, что позволяет достигнуть максимального приближение к реальному опыту истинно научного или художественного постижения мира, потому что каждый ее участник движется в свободной деятельности от осознания личного опыта к опыту национальной и общечеловеческой культуры.
Общий алгоритм проведения мастерских включает следующие элементы:
1. «Индуктор» - это создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого учащегося, создание личностного отношения к предмету обсуждения. В качестве индуктора может выступать задание вокруг образа, предмета, слова, рисунка, воспоминания, фрагмента литературного или музыкального произведения, фильма.
2. Работа с материалом:
а) «Самоконструкция» - индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта;
б) «Социоконструкция» - построение всех этих элементов группой;
в) «Социализация» - всё, что сделано индивидуально, в паре, группе должно быть обнародовано, обсуждено, все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены;
г) «Афиширование»- вывешивание «произведений» - работ участников мастерской и мастера в аудитории и ознакомление с ними других участников мастерской;
д) «Разрыв» - внутреннее осознание участниками мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов, к сопоставлению нового знания с литературным источником;
3. «Рефлексия» - самоанализ, то есть анализ движения собственной мысли, чувства, знания, мироощущения.
Данный алгоритм наиболее полно и ёмко отражает основные принципы организации мастерской.
Сочетание индивидуальной и коллективной работы создает атмосферу сотрудничества, взаимопонимания, способствует повышению уровня коммуникативной культуры, даёт реальное понятие о диалогичной сущности общения. Мастерская обеспечивает атмосферу для сотрудничества участников данной технологии.
Применение данной технологии творческих мастерских в работе с родителями позволяет решить следующие задачи:
- обогащение детско-родительских отношений опытом диалогического, эмоцинально-насыщенного общения;
- формирование единого воспитательно пространства для творчества каждого ребенка на основе личностного подхода;
- взаимовлияние личностей взрослых и детей, предполагающее сотрудничество педагогов – детей – родителей через совместные творческие дела;
- укрепление престижа семьи и ее роли в обществе.
Почему все-таки семейная творческая мастерская? Потому что необходимо начинать сближение с родителями воспитанников не с собрания, а со сближения души и разума людей, сопричастных жизни ребенка. А творческая мастерская как раз и дает такую возможность. Сама творческая атмосфера встреч побуждает раскрыться, поделиться своими знаниями и учиться у других, а так же познать своего ребенка, его способности, дает возможность гордиться им.
Что может послужить для такого сближения? Только сам ребенок. Сотворчество родителя и ребенка, их тесное общение в творческой атмосфере, где раскрываются их таланты, где они учатся друг у друга, дают возможность взглянуть на взаимоотношения со своим ребенком по-новому.
Творческие мастерские организовываются в музыкальном зале ДОО один раз в квартал. Тема каждой предстоящей встречи, особенности работы сообщаются родителям посредством афиш-приглашений, которые раздаются в группе. В среднем встреча длится от 40 до 60 мин.
Как правило, встречи в творческих мастерских требуют предварительной подготовки, которая предусматривает проведение воспитателями бесед с детьми, рассматривание иллюстраций, выполнение воспитанниками совместно с родителями домашних заданий (подготовка выступления, материала и т. д.).
При подготовке к творческим мастерским также необходимо организовать рабочее пространство так, чтобы все участники имели свободный доступ ко всем основным и вспомогательным материалам, необходимым для создания выразительного образа будущей поделки.
И, конечно, непременным условием организации творческих мастерских является создание положительной эмоциональной атмосферы, когда дети и родители чувствуют себя свободно, раскрепощенно, комфортно и могут творить. Присутствие мамы или папы рядом с ребенком помогает ему чувствовать себя уверенно и спокойно, что особенно важно в период дошкольного детства.
Работа творческих мастерских организуется так, чтобы не просто научить родителей определенным навыкам, но и дать возможность раскрыть творческие способности каждого участника, испытать чувство удовлетворения от выполненной работы.
Каждая встреча решает не только практические, но и воспитательные, и образовательные задачи, что позволяет всесторонне развивать личность ребенка.
Перед началом практической деятельности педагог знакомит участников встречи с историей и возможностями техники, в которой предстоит работать. Затем он показывает и рассказывает об этапах работы.
Традиционно творческие мастерские сопровождаются красочной презентацией, которая иллюстрирует слова педагога. После этого обсуждаются предстоящая работа, возможные сложности, трудности и пути их преодоления.
Следующий этап — непосредственно совместная детско-родительская деятельность. В процессе взаимодействия педагог оказывает индивидуальную помощь: помогает с определением основной идеи поделки, напоминает технологию ее изготовления.
На заключительном этапе подводятся итоги и проводится рефлексия. Положительные эмоции от творческих мастерских подкрепляются дополнительными подарками — это может быть, например, буклет, в котором рассказывается о технике, изучаемой на данной встрече, а также представлены новые идеи или выполненная поделка.
Такая форма вовлечения семей воспитанников в образовательный процесс ДОО способствует установлению партнерских отношений между педагогами и родителями, позволяет объединить их усилия в вопросах воспитания детей, создать атмосферу общности интересов, активизировать воспитательные умения родителей.
Организовать подобные встречи с участием воспитанников и их родителей можно на любую тему.
На современном этапе развития общества отмечен рост национального самосознания, стремление познать историю и культуру своего народа. В связи с этим проблема учета национально-региональных факторов в воспитании детей, сохранение и возрождение национально-культурного наследия представляется актуальной, что подчеркивается и принятыми Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования (ФГОС ДО). В качестве принципов дошкольного образования в ФГОС ДО выделены : «учет этнокультурной ситуации развития детей» и «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства». Учет этнокультурности и социокультурности в воспитании дошкольников, предполагает, в первую очередь, приобщение детей к национальной культуре.
Мир народной культуры – довольно обширное пространство, о глубине
которого и говорить не приходится. Значительное место в нем занимает замечательное
культурное наследие – русская народная кукла. Подобно русской
народной сказке, песне, она проверена временем, детской игрой и детской
любовью – кукла тысячелетия воспитывала ребенка.
Учитывая эти факторы темой, для наших творческих встреч мы выбрали изготовление русских народных обрядовых кукол и кукол-оберегов.
Знакомя с традициями игрушечного ремесла, на занятиях в творческих мастерских мы учим родителей и детей мастерить обрядовые куклы «Куватки», «Мировое древо», куклы-обереги «Домашнюю масленицу», «Вербницу». Родители с интересом знакомятся
с обычаями и традициями, связанные с историей куклы и е назначением, у детей появляются новые темы для игр с куклами.
Содержание Творческих мастерских потребовало тщательного отбора. Особую ценность представляют куклы, которые знакомят с жизнеустройством наших предков, организовывают и дисциплинируют, показывают пример трудолюбия, нацеливают на созидательную деятельность, воспитывают детей приемами народной педагогики, основанной на жизненном опыте, мировидении, мудрости многих
поколений.
Тщательно был изучен исторический, краеведческий и культурологический материал, уточнены методы и приемы, используемые при изготовлении различных кукол, организована развивающая среда, изготовлены модели кукол. На основе этого был составлен перспективный план работы творческих мастерских.
Примерный алгоритм подготовки и проведения
творческих мастерских в ДОУ
I. Предварительная работа
1. Подготовка презентации, которая сопровождает ход творческих мастерских, иллюстрирует их содержание.
2. Оформление буклета, схемы этапов работы и т. д.
3. Выполнение домашнего задания (по необходимости) — знакомство с историей и традициями какого-либо праздника, сбор и подготовка природных материалов и др.
4. Чтение литературных произведений, рассматривание иллюстраций и др.
5. Подготовка и организация рабочего пространства и необходимых материалов.
II. Проведение творческих мастерских
1. Знакомство участников встречи с историей и возможностями техники, в которой предстоит работать.
2. Показ и объяснение этапов работы с материалами.
3. Обсуждение предстоящей деятельности, возможных сложностей, трудностей и путей их преодоления.
4. Непосредственно совместная детско-родительская деятельность.
5. Заключительный этап: подведение итогов; проведение рефлексии; обмен подарками.
III. Освещение итогов работы творческих мастерских на сайте ДОО, других электронных СМИ