Получи документы

Повышение творческой активности в художественно-эстетическом развитии ребенка посредством овладения техникой «оригами»

Елена Зуева
Повышение творческой активности в художественно-эстетическом развитии ребенка посредством овладения техникой «оригами»
▼ Скачать + Заказать документы

Что будет делать человек, если дать ему в руки листок бумаги? Правильно – складывать ее. Совершенно бессознательно и не подозревая, что занимается древним японским искусством – искусством оригами. Слово “Оригами” в переводе означает – “сложенная бумага”, а также искусство складывания из бумаги, создание различных фигурок и декоративных композиций. Издавна считается, что искусство оригами возникло в Японии после прихода в страну технологии изготовления бумаги. Некоторые историки полагают, что искусство оригами было и в других странах. Но только в Японии это искусство проникло почти во все сферы жизни человека, именно в оригами японцы смогли воплотить чувство красоты, характерное для культуры этой страны.

Публикация «Повышение творческой активности в художественно-эстетическом развитии ребенка посредством овладения техникой „оригами“» размещена в разделах

Несмотря на то, что складывание фигурок из бумаги совсем недавно вошло в практику детского сада, этот вид изобразительной деятельности стал популярным и любимым педагогами и дошкольниками. Секрет огромной популярности оригами очень прост – несложные приёмы работы с бумагой и фантазия позволяют создавать увлекательный, ни на что не похожий мир.

Хочу вас познакомить с этим видом творчества, которым мы занимаемся в нашем детском саду. Занятие с детьми оригами подойдет для любого возраста. Искусство оригами для детей трех – четырех лет выходит на уровень несложных фигур и животных.

Исходя из специфики учебно-воспитательного процесса в детском саду и склонностей самих педагогов, занятия по оригами могут организовываться как самостоятельные, входящие в основную сетку, так и в форму кружковой работы.

Опираясь на программу «Конструирование и художественный труд в детском саду» Л. В. Куцаковой, мы проводим занятия по оригами с целью : знакомства младших дошкольников с техникой оригами, различными приемами и способами действия с бумагой.

Добиваемся решения следующих задач:

а) развивать творческие способности, воображение, художественный вкус в результате изготовления поделок в технике оригами;

б) развивать уверенность в своих силах и способностях, творческое воображение за счет использования дополнительных деталей;

в) обучать навыкам самостоятельного складывания наиболее распространенных и простых в изготовлении моделей оригами;

г) развивать память, внимание, активизацию мыслительных процессов.

С целью развития творческой активности и самостоятельности детей на занятиях оригами мы соблюдаем следующие необходимые условия: создание пооперационных карт-схем; место в группе для работы – «уголок оригами»; возможность демонстрации детских работ; материал для работы: цветная бумага, ножницы, клей; литература, иллюстрации.

В своей работе мы придерживаемся следующих принципов:

1. Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.

2. Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно.

3. Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.

4. Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам.

5. Принцип личностно-ориентированного общения. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.

Методы работы, используемые нами в работе:

1. Наглядные: рассматривание образцов, схем; демонстрация иллюстраций по теме занятия; наблюдение.

2. Словесные: чтение художественной литературы; беседы; объяснение и обсуждение хода работы; подбор стихотворений по различным темам.

3. Практические : индивидуальная работа детей; совместная деятельность взрослого и детей; опора на личный опыт детей.

При проведении занятий оригами большая роль отводится совместной деятельности педагога с детьми. Мы используем дидактические, театрализованные игры с детьми, которые помогают, опираясь на основной вид детской деятельности – игровую, формировать у детей соответствующие программным задачам знания и навыки. Не оставляем без внимания прослушивание литературных и музыкальных произведений, так как наиболее эффективное воздействие оказывают на детей средства эстетического воспитания. Все занятия с детьми дошкольного возраста по оригами мы выстраиваем «от простого к сложному». Следует помнить, что у детей сразу не получиться большая, сложная игрушка, но постепенно они научатся складывать фигуры, сначала простые, а потом все более сложные.

Обучая приемами многократного складывания и сгибания бумаги, дети получают свою игрушку – самоделку. Игрушки – самоделки имеют большие педагогические возможности. Они развивают фантазию и творчество, конструктивное мышление и сообразительность, расширяют игровой опыт, дают знания об окружающем мире, обогащают словарь детей, формируют умение общаться друг с другом. Кроме того, в процессе труда руки ребёнка становятся более ловкими, что положительно сказывается на его развитии.

В своей педагогической деятельности, мы стараемся, чтобы практически всю работу ребенок делал сам при минимальной помощи и поддержке взрослого. Такая деятельность имеет большое значение в развитие творческого воображения ребёнка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умение бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, активно стремится к получению положительного результата, содержать в порядке рабочее место. Особенно привлекает моих воспитанников возможность самим создать такие поделки из бумаги, которые затем будут использованы в играх, инсценировках, оформлении уголка, участка детского сада или подарены на день рождения, к празднику своим родителям, воспитателям, друзьям.

На своих занятиях мы стараемся соединить игру, труд и обучение, что помогает обеспечить единство решения познавательных, практических и игровых задач при ведущей роли последних. Так, например, при конструировании игрушек полезно использовать игровые приёмы, загадки, считалки, скороговорки, вопросы, музыкальные сопровождения, фантазировать вместе с детьми. Для меня очень важно, когда ребенок в процессе выполнения поделки произносит: «Я сам!»

Таким, образом, складывание из бумаги это не просто забавы. Это близкое и доступное детям искусство. Дети сталкиваются с чем-то обычным и прекрасным. Оригами помогает развивать художественный вкус и логику, эффективно способствует формированию пространственного воображения. Оно развивает память, способствует концентрации внимания и самодисциплины, активирует мыслительные процессы. Кроме того, у детей совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, развивается глазомер, рука хорошо подготавливается к письму.

Список литературы

1. Мусиенко С. И., Бутылкина Т. В. Оригами в детском саду. Из– во: ШКОЛЬНАЯ ПРЕССА. 2005 г. С. 84

2. Тарабарина Т. И. Лучшие модели для детского сада. Академия развития : Харвест. 2007. С. 59

3. Соколова С. В. Оригами для дошкольников. Методическое пособие для воспитателей ДОУ. «Детство-пресс», СПб. 2001г. С. 120.

Публикации по теме:

Изготовление цифр в технике оригами.Изготовление цифр в технике оригами. Уже на протяжении нескольких лет увлекаюсь искусством оригами (складывание фигурок из бумаги). Оригами - интригующая загадка и она манит.

Мое хобби — оригамиМое хобби — оригами Мое хобби оригами, я по образовании математик и мне нравится сгибать бумагу по линии, но больше всего я люблю модульное оригами. Слово оригами,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Повышение творческой активности в художественно-эстетическом развитии ребенка посредством овладения техникой «оригами»
Опубликовано: 12 июня 2014 в 20:48
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Повышение творческой активности в художественно-эстетическом развитии ребенка посредством овладения техникой «оригами»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Зуева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД