Татьяна Федюнина
Твои помощники
▼ Скачать + Заказать документы
МКДОУ «детский сад №16 комбинированного вида»
Конспект
непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе
Интегрированное занятие по теме: «Твои помощники»
Воспитатель: Федюнина Т. П.
г. Ефремов
Цель: дать детям элементарные представления о важнейших органах чувств - слухе и осязании.
Программное содержание: продолжать знакомить детей с организмом человека. Уточнить сведения о назначении осязания, функции уха и органе слуха.
Учить через опытно - экспериментальную деятельность:
- Угадывать знакомые предметы, называя их признаки;
Публикация «Твои помощники» размещена в разделах
- Различать силу, высоту, тембр звуков;
-Упражнять в развитии тактильной чувствительности, слуха; развивать образную память на звуки и ощущения от прикосновений.
Продолжать знакомить с элементарными приемами релаксации.
Продолжать обучать элементам самомассажа, выполнению пальчиковых игр, упражнений. Развивать коммуникативные способности детей, внимание, память.
Совершенствовать конструктивные способности.
Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Интеграция: игра, познание, коммуникация, художественная литература, художественное творчество.
Оборудование и материалы:
Ткань, камень, ракушка, игрушки - мягкая, пластмассовая, резиновая; бутылочки, мишка; круглые и предметы с углами. Таблицы, счетные палочки; гусли; Бумажные трубочки; Музыкальные инструменты; Игра по валеологии.
Ход образовательной деятельности
1. Организационный момент.
Дети, как вы думаете: «Что ни за какие деньги не купить?»
Правильно, здоровье.
А что нужно сделать, чтобы расти здоровым (Делать зарядку, есть полезную пищу, много гулять, соблюдать личную гигиену, быть в хорошем настроении).
- Молодцы! И, конечно, заботиться о своих помощниках.
А о каких - нам поможем вспомнить :
Игра: «Я друг».
У меня есть лоб, И у тебя есть лоб. У меня есть ухо, И у тебя есть ухо. У меня есть нос, И у тебя есть нос. У меня есть брови, И у тебя есть брови. У меня есть глаза, И у тебя есть глаза. У меня гладкие - гладят щеки, И у тебя гладкие. У меня сладкие (прикасаются к уголку рта, И у тебя сладкие. Я друг, и ты друг. Нам хорошо (обнимаются).
Дети сначала показывают названное у себя, затем у товарища.
Мы с вами показали своих помощников, а теперь давайте о них расскажем. Нос - это обоняние; глаза - это зрение; рот - это вкус; уши - это слух. А про пятого помощника мы забыли. А чтобы узнать про какого, отгадайте загадку.
Загадка; «У двух матерей по пять сыновей. Пятерка братьев неразлучна, Им вместе никогда не скучно, Они работают пером, Пилою, ложкой, топором (две руки, пальцы).
Молодцы! А теперь давайте вспомним и расскажем, как зовут наши пальцы.
Пальчиковая игра «Сливы»
Этот палец толстый и большой в сад за сливами пошел. Указательный с порога указал ему дорогу. Средний палец очень мелкий, он сбивает сливы с ветки. Безымянный поедает, а мизинчик - господинчик в землю косточки сажает.
Наши пальцы покрыты кожей - это наше осязание. То есть пятый наш помощник.
Кожа представляет собой общий покров тела человека, который выполняет четыре основные функции. Наша кожа предназначена для защиты организма от холодного ветра, слишком сухого или влажного воздуха, горячих солнечных лучей. Также кожа не пускает внутрь организма вредных микробов, инфекций. Через поры кожи выделяются из организма продукты обмена веществ, вот почему пот соленый. Третья функция кожи - это терморегуляция. То есть, когда нам жарко, мы потеем, и пот охлаждает нашу кожу.
И наконец, четвертая функция кожи - это состояние, которое позволяет получать информацию от окружающего мира узнавать предметы на ощупь. Вот сейчас мы с вами и поиграем. Проверим, как помогают нам наши пальчики. Но сначала вспомним игру «Наоборот».
Я вам буду называть свойства предметов, а вы будете называть антонимы этих слов. Начнем! Игра «Наоборот»
Твердый – мягкий, Длинный – короткий.
Молодцы! Хорошо, все были внимательны.
А теперь узнайте предмет на ощупь, не глядя. Узнайте и опишите свойства этого предмета. Какой он мягкий - твердый, сухой - мокрый и т. д.
Игра «Чудесный мешочек»
Молодцы! Хорошо! А хотите узнать, почему вы справились с заданием?
В нашем мозге хранится информация, необходимая для распознавания предметов. Мы часто можем опознать предмет, не глядя на него, а только благодаря осязанию. Информация о предмете, полученная особым кожными рецепторами, передается мозгу по нервам и обрабатывается. Вот поэтому вы и узнали правильно все предметы.
Руки нам помогают конструировать из счетных палочек.
Перед вами таблицы, глядя на них, выберите что вы будете конструировать
Конструирование из счетных палочек.
Вот видите какие хорошие помощники наши руки. А как же надо заботиться о коже наших рук? (Мыть, беречь от холода, от ожогов, уметь оказывать первую помощь.)
Да, ребята, кожа человека это природная одежда всего организма и рук в частности, т. е. наше осязание.
Какое у нас сейчас время года?
Правило, осень.
Но если только захотеть, можно очутиться на теплом юге, на море.
Релаксация
Вот мы заходим в море. Волны бегут навстречу, пахнет соленой водой. Брызги падают на щеки. Ветер развивает волосы. Ножками приятно, прохладно. Водичка такая чистая, что видны камешки, ракушки на дне. Вот лежит удивительная ракушка. Если ее приложить к уху, то можно услышать песни моря, его шум.
Природа подарила, морю такое украшение. Как она удивительно закручена (Дети открывают глаза) и похожа. Как вы думаете на что? (Уши) А зачем они нам нужны? (ответы)
А что можно услышать?
Правильно, мы слышим звуки. Они могут быть громкими и сильными, тихими, еле слышными. Звуковые волны проходят через воздух и воду, через твердые предметы, двери, стены. Вот и сейчас вы слышите посторонние звуки.
Игра «Кто что слышит»
Хотите узнать что такое звук? Давайте проведем опыт. Слушайте и смотрите. (Опыт со струной). Видите, как дрожит струна? Оттого, что дрожит струна, появляется звук. Сейчас мы, проверим так ли это? Возьмите бумажную трубочку и подуйте в нее. (Дети поют)
Что вы чувствуете?
Бумажная трубочка дрожит. Это дрожать ее заставляет звук.
Почувствовали? Теперь давайте прислушаемся к своему телу. Поднесите ладони к горлу, обхватите его, произнесите свое имя.
Опыт
А теперь давайте послушаем как наш голос по-разному звучит. Мы сами можем менять наш голос, сделать его тихим и громким, глухим и звонким, низким и высоким.
Игра «Скажем разным голосом» (Дети произносят одну и ту же силу, высоту, интонацию голоса). И с этим заданием справились хорошо. А сумеете ли вы определить инструмент по звучанию.
Игра «Узнай по звучанию» Благодаря чему мы слышим самые разные звуки? (ответы) А сколько ушей у человека? (ответ) Нет, на самом деле не два, а шесть! Только два видимых, а четыре спрятаны внутри. Наружные уши - это ушные раковины. Посередине ушной раковины - маленькое отверстие слуховой проход. А еще дальше прячется среднее ухо, а за ним внутреннее, которое похожа на улитку. Видите, какой сложный механизм, придумала природа? Чтобы слух был хороший, я научу вас делать самомассаж уха.
«Самомассаж уха»
Загибание вперед ушных раковин: быстро загнуть вперед всеми пальцами, прижать, резко отпустить.
Оттягивание ушных раковин; кончиками указательного и большого пальцев потянуть обе мочки ушей 5-6 раз,
Массаж козелка: захватить большим и указательным пальцами козелок. Сдавливать, поворачивать его во все стороны в течение 20- 30 секунд.
Растирание ушей руками.
Ребята, а иногда люди не слышат. Как мы называем таких людей? (Ответы).
Давайте закроем уши плотно руками (Дети выполняют).
Понравилось вам ничего не слышать?
Да, очень неприятно жить без слуха. Слух для человека это большая ценность. И мы должны его беречь, так как он очень нежный и ранимый. Чтобы уши не болели и слух оставался хорошим, нужно знать и выполнять основные правила. Давайте расскажем о них. (Дети отвечают, я им помогаю).
Правила ухода за ушами.
- Не ковырять в ушах разными предметами;
- Не допускать попадания воды в уши;
- Защищать уши от сильного ветра, мороза, шума;
- Не сморкаться очень сильно.
Молодцы. Хорошо! И в конце нашего разговора мне хотелось подвести итог.
Анализ
- игра «Здоровая кожа - Больная кожа»; «Здоровые уши - Больные уши. Таблица пять твоих помощников»
Рефлексия
Сегодня мы не только узнали еще о наших двух помощниках. Каких? (осязание, слух, но и поговорили о том, как надо беречь слух и нашу кожу. То есть заботиться о своем здоровье, которое ни за какие деньги не купишь.
Литература:
«Комплексные занятия для детей 6-7 лет» Т. А. Третьякова, С. Б. Суровцева, О. В. Кирьянова.
Издательство: «Учитель», 2013г