Гребенщикова Ольга
Турнир среди воспитанников подготовительной к школе группы, посвященный Международному Дню родного языка
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
1. Познакомить детей с праздником "Международный день родного языка".
2. Дать понятие, что такое родной язык и почему его называют родным.
3. Развивать у детей любознательность и интерес к языкам.
4. Воспитать уважение и любовь к родному языку, а также к другим языкам.
5. Закрепить навыки и умения детей, полученные на логопедических занятиях по обучению грамоте.
Темочки:
6. Развивать умение логически мыслить, отвечать на вопросы полным предложением, развивать речь детей.
7. Воспитывать умение работать в команде; воспитывать чувство взаимопомощи, товарищества.
Ход мероприятия
1. Оргмомент.
Л: Ясу (Греция, Нихао (Китай, Конишуа (Япония, Бонжорно (Италия!
Л: Здравствуйте, ребята!
2. Основная часть.
Л: Ребята, скажите, почему вы меня не сразу поняли? (ответы детей)
Л: Правильно, ребята. Мы понимаем друг друга, общаемся на русском языке, на нашем родном. В мире насчитывается до 5 тысяч разных языков, и у каждого народа – свой. В Италии родным языком является - итальянский, в Греции - греческий, в Турции - турецкий, в Англии - английский, в России – русский. На родном языке говорят, пишут письма, стихи, поют песни. Каждый язык имеет свои особенности, свои собственные выражения, которые отражают обычаи, культуру и уникальность народа. Говорят «родной язык», потому что нас учили говорить на нём самые близкие и родные люди - это его родители. Значит и язык, на котором они говорят, называется родным. Правильно говорить и писать на родном языке значит уметь размышлять и выражать свои мысли. Поэтому родной язык надо знать и беречь.
Л: Наше сегодняшнее мероприятие посвящено Международному дню родного языка, который во всем мире отмечают 21 февраля!
Л: Наша Родина – Россия. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, всё в ней для нас родное, в ней говорят родным нам языком. Для нас, россиян, русский язык является родным языком.
Как он велик и необъятен,
Язык мой русский! Он родной,
Со всех сторон он мне приятен.
Он так могуч, такой живой!
О, как чудны его творенья,
Правописанье, говоренье!
Я с ним, как с воздухом, живу.
Без языка родного, мудрого
Ни дня прожить я не могу!
Со мной он всюду и везде,
Поможет в счастье и в беде.
Мой русский, мой родной язык,
Ты необъятен и велик!
Л: Сегодня я предлагаю вам посоревноваться в знании русского языка. Для этого нужно разделиться на две команды. Выбирайте из коробочки фишки: у кого синие фишки – это первая команда, и она будет называться «Звукарики», у кого красные фишки – вторая команда «Букварики». Выберите себе капитанов команды. Следить за конкурсами и подсчитывать баллы будет жюри. (Представление членов жюри). За каждый правильный ответ начисляется один балл. В конце соревнования подведем итоги и узнаем, какая же команда лучше знает русский язык.
Л: Итак, первый конкурс «Разминка». Отвечать надо быстро. Задание каждому представителю команды. За каждый правильный ответ вы получите 1 балл.
Вопросы 1-й команде: Закончи предложение то, что мы слышим и произносим, это… (звук) Назови последний звук в слове «дым» (М)
Назови первый зимний месяц (декабрь)
Какой сегодня день недели? (вторник)
Сколько слогов в слове «кошка»? (2)
Чем отличаются слова «мышка», «мишка»? (звуки «И», «Ы»)
Назови гласный звук в слове «танк»? (А)
Сколько дней в неделе? (семь)
Вопросы 2-й команде: Закончи предложение: то, что мы видим и пишем, это… (буква)
Назови первый звук в слове «сумка» (С)
Сколько слогов в слове «кот» (1)
Назови последний зимний месяц? (февраль)
Какой последний день недели? (воскресенье)
Назови гласный звук в слове «мост» (О)
Чем отличаются слова «день», «тень»? (согласные звуки Дь и ТЬ)
Сколько месяцев в году? (12)
2 конкурс «Загадки» :
Л: Команда, которая знает ответ, должна позвонить в звонок. Будьте внимательны, не подсказывайте. Иначе балл достанется другой команде.
1. Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык)
2. На странице букваря
Тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей. (Алфавит, буквы).
3. Слово делим мы на части.
Это ведь – большое счастье.
Сможет каждый грамотей
Сделать слово из частей. (Слог)
4. Не дерево, а с листами
Не рубашка, а сшита,
Не растение, а с корешком
Не человек, а с разумом. (Книга).
5. Звуки тянутся, поют,
Без преград они живут.
Цветом они красные,
Это звуки… (Гласные)
6. Такие буквы нелегко произнести,
Преграда — зубы и язык на их пути.
Их в алфавите 20 штук.
Они все разные,
А называются они… (Согласные)
3 конкурс
Игра «Скажи по-другому»
Л: В русском языке есть слова с одним и тем же значением, например: плакать – по-другому можно сказать «реветь, хныкать, рыдать». Ваша задача: назвать как можно больше слов, схожих по значению. За каждое правильное слово вы получите один балл. (Слова предлагаются по очереди каждой команде).
Красивый – прекрасный, превосходный, восхитительный
Смелый – храбрый, мужественный, отважный, бесстрашный
Улыбаться – радоваться, смеяться, хохотать
Грустный – скучный, печальный, хмурый
Игра «Скажи наоборот»
Л: Сейчас вам нужно будет назвать слова с противоположным значением, например: холодно - тепло.
Широкий - узкий,
толстый - худой,
густой — редкий,
сердитый — ласковый
полный — пустой.
длинный – короткий.
4 Конкурс капитанов
Л: Конкурс капитанов состоит из 3-х мини конкурсов:
1) Игра с буквами «Угадай на ощупь»
В игре используются обычные пластмассовые буквы из набора "Алфавит". Капитану предлагается выбрать одну букву из мешочка и на ощупь определить, что это за буква.
2) Игра «Кто больше»
Л: Ваша задача – назвать как можно больше слов на букву К. На это задание вам дается 3 минуты. (Называют по очереди, за каждый правильный ответ – 1 балл).
3) «Определи сколько»
Капитанам предлагается по три слова, необходимо определить количество слогов в слове и показать нужную цифру.
Буква, снегопад, танк.
Кот, слово, капитан.
Физкультминутка:
Мы пойдем направо — раз, два, три.
А потом налево — раз, два, три.
А потом мы дружно топнем — раз, два, три.
А потом в ладоши хлопнем — раз, два, три.
А потом мы повернемся — раз, два, три.
Дружно за руки возьмемся — раз, два, три.
И опять пойдем направо— раз, два, три.
И подпрыгнем высоко мы — раз, два, три.
А потом присядем дружно — раз, два, три.
А теперь похлопать нужно— раз, два, три.
А теперь пойдем налево— раз, два, три.
И игру продолжим смело— раз, два, три.
5 конкурс «Путешествие по сказкам».
Л: Сейчас мы проверим, насколько хорошо вы знаете сказки. Я буду задавать вопросы по сказкам. Первым отвечает тот, кто быстрее зазвонит звонок. Если ответ неправильный, право ответа переходит другой команде.
1. В дом хозяева вошли — беспорядок там нашли. (Три медведя)
2. Мышка к ним пришла на помощь, вместе вытянули овощ. (Репка)
3. Лечит разных малышей, лечит птичек и зверей. (Доктор Айболит)
4. Помогла нам яблонька, помогла нам печка. (Гуси – лебеди)
5. Нам не страшен серый волк. (Три поросенка)
6. Сяду на пенёк, съем пирожок. (Маша и медведь)
7. И сбежали от грязнули и чулки и башмаки. (Мойдодыр)
8. Дёрни за верёвочку, дверь и откроется. (Красная шапочка)
9. Кого первым встречает героиня сказки "Гуси-лебеди", отправившаяся на поиски брата? (Печку)
10. Из-за чего заснула Белоснежка? (Из-за отравленного яблока)
11. Что продал Буратино, чтобы попасть в театр? (Азбуку)
12. Во что превратилась карета Золушки в полночь? (В тыкву)
13. Как мышка разбила золотое яичко? (Махнув хвостом)
14. Что попросил старик у золотой рыбки? (Корыто)
15. Что нашла лиса по дороге? (Скалочку)
Л: Молодцы. Хорошо справились с заданием.
6 конкурс «Прочитай по первым буквам»
Л: Молодцы! Наша соревновательная программа подошла к концу. И пока жюри подводит итоги, давайте поиграем.
Игра «Один – много»
Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.
Педагог бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе.
Стол – столы стул – стулья
Гора – горы лист – листья
Дом – дома носок – носки
Глаз – глаза кусок – куски
День – дни прыжок – прыжки
Сон – сны гусёнок – гусята
Лоб – лбы тигрёнок – тигрята
«Что бывает?»
Цель: расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти.
– что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко)
– что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка)
– что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф)
– что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока)
Л: А теперь давайте узнаем, кто же выиграл. Слово предоставляется жюри.
(Подводится итог. Командам вручаются медали за I и II место).
3. Итог.
Л: Любите русский язык, в нем наше прошлое, настоящее и будущее! Для этого нам необходимо обучаться грамоте, уметь правильно говорить и писать. И всегда живите в мире и согласии с людьми другой национальности и помните, что наша страна многонациональная. Люди между собой говорят на родном языке, а русский язык нас всех объединяет и сближает. Любите свою родину свой язык и свой народ!
Есть у каждого язык,
Что родной навеки,
Без родного языка
Нету человека!
Мы поем им, говорим,
С самого рожденья,
И к родному языку
Есть большое рвенье!
С Днем родного языка
Мы вас поздравляем,
Констатируем тот факт,
Что язык мы знаем! (произносят все дети хором)