Зинаида Коковина
Туризм как средство формирования здорового образа жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из основных задач физического воспитания дошкольников является использование разнообразных форм работы с детьми, которые способствуют функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делают его стойким и выносливым, обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды.
Одной из таких форм оздоровления и физического развития детей дошкольного возраста является туризм. Большая значимость простейших туристических походов для физического развития дошкольников отмечены во многих исследованиях Л. В. Карманюка, Н. И. Бочарова.
Темочки:
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для педагогов
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Туризм. Туристическая деятельность
- Темочки
Туристические походы оказывают ни с чем не сравнимый оздоровительный эффект, получаемый в результате воздействия на организм природных факторов: солнца, воздуха, воды и разнообразной двигательной деятельности. Доказано, что продолжительное выполнение умеренной нагрузки в виде циклических упражнений (ходьбы, бега, передвижений на велосипеде, на лыжах) способствует совершенствованию такого ценного оздоровительного качества, как выносливость. Кроме того, современные походы способствуют укреплению семьи, формируют у детей важнейшие нравственные качества, развивают любознательность, приобщают к удивительному миру природы, воспитывая к ней бережное отношение. Походы расширяют кругозор ребенка, формируют первичные представления об истории родного края, традициях и культуре народа. Именно в совместных походах возникает тот духовный контакт между родителями и детьми, о котором многие родители только мечтают. У дошкольников формируются первоначальные навыки выживания в природной среде (умение разжечь и потушить костер, разбить лагерь, приготовить еду). У детей воспитывается самостоятельность, организованность, развивается воля.
Туристические походы могут быть организованы в разные времена года. В зависимости от времени года определяются цель и задачи похода. При разработке маршрута необходимо учитывать индивидуальные возможности детей. При этом учитываются естественные препятствия, преодолеваемые в пути, необходимо также предусмотреть физкультурный инвентарь, который нужно взять с собой (мячи, обручи, скакалки) и мелкий инвентарь (мешочки, флажки, платочки, который будет использоваться на остановках.
Туристические походы могут включать в себя следующие составляющие:
- ходьба по грунтовой дороге,
-ходьба по «лесной тропинке»,
-подъем в гору
-спуск с горы
-перешагивание через естественные препятствия
-тренировка различных видов равновесия (на бревне, на пне, перешагивание преград)
-перелезание через бревно, прыжки: спрыгивание с предметов, перепрыгивание (лужи, ямки, канавки,
-наблюдения в природе и сбор природного материала,
-беседа о лесе с использованием художественной литературы,
-самостоятельные игры (на привале,
-выполнение имитационных движений (подражание действиям птиц, зверей, насекомых,
-традиционные и народные подвижные игры.
Тематика походов может быть примерно следующей: «Веселые туристы», «К Бабе Яге – на лесную поляну», «В гости к деду Морозу», «В лес за приключениями», «Путешествие по лесной тропе». В соответствии с тематикой похода подбираются традиционные народные подвижные игры, которые проводят сказочные персонажи. Например: «Баба Яга – костяная нога», «Заморожу», «Два Мороза», «У медведя во бору», «Лиса в курятнике». Такие игры создают у детей особы эмоциональный настрой, закаливают и оздоравливают детский организм. В процессе походов у детей формируется картина мира, также походы способствуют гармонизации духовных и физических сил детского организма.