Татьяна Григорьева
Трудовое воспитание в семье и детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Трудовое воспитание дошкольников – целенаправленный процесс формирования у детей положительного отношения к труду, желания и умения трудиться, нравственно ценных качеств, уважения к труду взрослых.
Цель всей системы трудового воспитания – нравственно-психологическая и практическая подготовка детей к добросовестному труду на общую пользу и формирование начал трудолюбия.
Условия организации труда детей.
Темочки:
1. Систематическое включение каждого ребенка в труд на правах партнера.
2. Подбор оборудования для труда.
3. Создание эмоционально-положительной обстановки в процессе труда.
4. Создание мотивации трудовой деятельности.
5. Демонстрация заинтересованности педагога.
6. Поощрения в процессе и по результатам труда.
7. Создание в группе трудовой атмосферы, постоянной занятости, стремления к полезным делам.
8. Учет нагрузки, состояния здоровья, интересов, способностей детей.
Виды труда.
Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание. Различают четыре основных вида детского труда : самообслуживание, хозяйственно - бытовой труд, труд в природе и ручной труд.
• Самообслуживание направленно на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т. п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено прежде всего в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживание прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.
• Хозяйственно - бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети научаются замечать любое нарушения порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно - бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам.
• Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию.
• Ручной труд - развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность за нее, справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее).
В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки работы некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям. Дети на опыте усваивают элементарные представления о свойствах различных материалов: материал подвергается различным превращениям, из него можно делать разнообразные вещи. Так обучаясь изготовлению полезных предметов из плотной бумаги, дети узнают, что ее можно складывать, резать, склеивать. Дерево можно пилить, строгать, резать, сверлить, склеивать. Работая с деревом, ребята пользуются молотком, пилой, клещами. Они приучаются сравнивать детали путем наложения, на глаз, при помощи линейки. Работа с природным материалом - листьями, желудями, соломой, корой и т. д. - дает воспитателю возможность знакомить детей с разнообразием его качеств: цветом, формой, твердостью.
Формы организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста.
Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах: в форме поручений, дежурств, коллективной трудовой деятельности.
Поручения – это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их психофизиологические, возрастные и индивидуальные особенности, наличие опыта, а также воспитательные задачи. Поручения могут быть кратковременными или длительными, индивидуальными или общими, простыми (содержащими в себе одно несложное конкретное действие) или более сложными, включающими в себя целую цепь последовательных действий. Выполнение трудовых поручений способствует формированию у детей интереса к труду, чувства ответственности за порученное дело. Ребенок должен сосредоточить внимание, проявить волевое усилие, чтобы довести дело до конца и сообщить воспитателю о выполнении поручения.
Содержание поручений определяется в соответствии с видами труда, во многом зависит от возраста детей, от условий,в которых находится группа (наличие живого уголка, огорода,расположение мебели в комнате и т. п.).
Дежурства – форма организации труда детей, предполагающая обязательное выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дети поочередно включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участия в труде. Назначение и смена дежурных происходят ежедневно.
Дежурства имеют большое воспитательное значение. Они ставят ребенка в условия обязательного выполнения определенных дел,нужных для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех.
В процессе коллективного труда воспитатель уделяет большое внимание характеру взаимоотношений, складывающихся между детьми, способствует проявлению заботы, дружбы, подсказывает, как надо поступить, учитывая складывающиеся ситуации («Посмотри, как Коле неудобно одному нести стол, предложи свою помощь», «Наташа очень хорошо стирает, но у нее оказалось больше дела, чем у других. Пойди, помоги ей», «Посоветуй Грише, как удобнее сгребать мусор из-под кустов, покажи» и т. п.).
По окончании работы педагог подчеркивает преимущество коллективного труда («Каждый потрудился немножко, а вместе весь участок убрали», хвалит тех, кто трудился добросовестно. Систематическое участие детей в общем труде позволяет сформировать у них умение дружно трудиться в коллективе, приходить по собственной инициативе на помощь товарищам. Для того чтобы
дети могли выполнять трудовые поручения, выполнять обязанности дежурных, включаться в коллективный труд, они должны овладеть необходимыми умениями.
Задачи трудового воспитания.
1 Обучение трудовым умениям, их дальнейшее совершенствование.
2 Ознакомление с трудом взрослых, стремление оказывать посильную помощь.
3 Воспитание интереса к труду, трудолюбия, самостоятельности.
4 Формирование взаимоотношений и социального опыта.
Единство детского сада и семьи в решении задач трудового воспитания.
Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях тесного сотрудничества семьи и дошкольного учреждения. Как известно семья является первым и важнейшим институтом социализации ребенка. Влияние семейного воспитания на формирование личности ребенка играет значительную роль. Если требования в детском саду и семье, не согласованны, то воспитание полезных навыков и привычек будет затруднено. Дошкольных учреждения должны превратиться в открытый социально – педагогический комплекс с широким участием родителей в его работе. Это взаимодействие в интересах детей.
Трудовое воспитание в семье и в дошкольных учреждениях преследует единые цели и задачи, однако содержание и методы решения этих задач различаются, так как труд детей в семье имеет свою специфику. Атмосфера сердечной привязанности, взаимной любви детей и родителей создает положительное эмоциональное отношение ребенка к труду, побуждает его сделать что-либо приятное близким. В этом заключается особенность мотивации детского труда в семье. Дома труд взрослых не удален от ребенка, который ежедневно наблюдает, различные его виды и помогает взрослым.
Трудовые обязанности и поручения у ребенка в семье по своему содержанию многообразны, чем в детском саду. Дети помогают родителям убирать урожай, ухаживать за животными, стирать белье, мыть посуду, готовить пищу, учатся вязать, ремонтировать бытовые приборы и т. д. Процесс труда в семье более продолжителен. Дома необходимость, обязательность труда ощущается ребенком очень убедительно, ему нередко приходится сдерживать свои желания, считаться с занятостью родителей той или иной работой. В семье чаще, чем в детском саду, практикуется совместная трудовая деятельность взрослых и детей и свободное индивидуальное общение их с взрослыми.
Совместная трудовая деятельность невозможна без общения, в процессе которого и решаются воспитательные задачи. Ребенок стремиться выяснить нравственный смысл своих действий и действий окружающих, оценить поступки и личные качества родителей. Совместный труд требует согласования действий ребенка с действиями других работающих, так как результаты его зависят от усилий всех, в том числе и ребенка, и пользоваться ими будет не только ребенок, но и другие члены семьи.
Поручения которые дети могут выполнять дома.
1 Убирать на место свои игрушки.
2 Помогать в приготовлении пищи.
3 Ухаживать за домашними питомцами и растениями.
4 Помогать мыть посуду и уборку.
5 Помогать накрывать на стол.
В условиях детского сада трудовое воспитание осуществляется по научно обоснованной программе с применением специально разработанных методов руководства. Педагоги учитывают и специфику семейного трудового воспитания для более эффективной работы с детьми.
Таким образом, ребенок, получая первичную социализацию в семье, приобретает в дошкольном учреждении опыт: общения со сверстниками, сотрудничество с другими детьми и взрослыми, самостоятельной деятельности. Возможность развиваться творчески с помощью воспитателей. Воспитание в семье и работа педагогов в дошкольном учреждении дополняют друг друга, в результате чего ребенок получает гармоничное развитие.