Наталья Диковская
Трудовое воспитание мальчиков. Конспект совместной трудовой деятельности «Смастерим Копатычу лопату для уборки снега»
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время проблема трудового воспитания зазвучала особенно, ведь мир вещей кардинально изменился. В современном мире ребёнок живёт среди вещей, от-вечающих требованиям современной эстетики. В связи с этим многие дошкольные учреждения и родители все чаще ориентируются на формирование у дошкольников знаний о людях таких профессий как дизайнер, банкир, ювелир. С одной стороны, это верно, а с другой - у девочек не формируются навыки домоводства, у мальчиков навыки практических действий, так необходимые в повседневной жизни.
Публикация «Трудовое воспитание мальчиков, Конспект совместной трудовой деятельности „Смастерим Копатычу лопату для уборки снега“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
И другое наблюдение: педагоги - практики не всегда учитывают пол как важную характеристику ребёнка. Таким образом, детский сад недостаточно готовит ребёнка к жизни в современном мире, труд детей носит искусственный характер. Значимость посильной и интересной для ребёнка трудовой деятельности в его личностном развитии открывает новые возможности для вхождения в реальные трудовые связи с взрослыми и сверстниками.
Возможно, все дело в том, что педагоги не достаточно компетентны в вопросах так называемого «мужского домашнего труда», либо им не интересна эта тема.
Возьмём, к примеру, труд столяра. Как познакомить с данной профессией, как сформировать первоначальные трудовые навыки, да так, чтобы было интересно и посильно. Кроме того, необходимо учитывать, что в иерархии мотивов, общественный мотив у дошкольника формируется после личностного и игрового. Как привлечь ребёнка к работе с деревом, если важнейшим педагогическим условием успешной организацией кружковой работы, является ориентация на своеобразие интересов и склонностей детей.
Работа по изготовлению игрушек из дерева - это вид деятельности ребёнка, основным содержанием которой является созидание. Дети, создавая поделки, отражают в них свои представления об окружающем мире. Как правило, выбор ребёнком вида трудовой деятельности обуславливается половыми предпочтениями.
Совместная трудовая деятельность с деревом требует высокого уровня педагогического мастерства, гибкой тактики педагогического сопровождения трудовой деятельности дошкольников. Позиция воспитателя постепенно меняется: от активной обучающей – к позиции партнёра по совместной деятельности, а затем в большей степени к позиции создателя условий для самостоятельной детской деятельности по интересам, где ребёнок занимает активную позицию субъекта.
Смастерим Копатычу лопату для уборки снега
(конспект совместной трудовой деятельности)
Задачи.
1. Создать условия для приобретения старшими дошкольниками опыта сборки лопа-ты.
2. Способствовать формированию первоначального умения работы со струбциной, отвёрткой, познакомить с шуруповёртом.
3. Развивать умение использовать операционную карту, сверять результаты своей деятельности с образцом, вносить в изделение элементы новизны, оригинальности.
Оборудование: компьютер с презентацией занятия, фартуки, тиски, струбцины, шу-рупы, аккумуляторная дрель, образец снеговой лопаты, пооперационная карта «По-следовательность сборки лопаты для уборки снега»
Материал. Детали лопаты (фанерный совок, основание, пластиковый черенок, на тарелочке шурупы разной длинны, шайба).
Предварительная работа:
• Беседа о деревьях и о древесине, рассматривание книг и иллюстраций, рассматри-вание готовых изделий из дерева.
• Ознакомление с окружающим; Просмотр презентаций Д. Родари «Чем пахнут ре-мёсла», «Инструменты 1, 2,3», мультфильм «Кем быть?», «Снеговик – Почтовик», презентация «Загадки про Смешариков», загадки «Орудия труда, инструменты».
• Чтение художественной литературы А. Мартынов «Здравствуй, мастер!», сказка «Жил да был….» Э. Шим «Деревянная книга»,
• Сюжетно-ролевые игры «Столяры», «Дома ремонт».
• Экскурсия в столярную мастерскую школы.
Методы и приёмы: введение сказочного персонажа Смешарика Копатыча, загадки об инструментах, вопросы, решение проблемной ситуации, использование пооперационной карты «Последовательность сборки лопаты для уборки снега»
Словарная работа и активизация словаря: столяр, струбцина, аккумуляторная дрель, черенок, фанерный совок, основа, шурупы, шайба).
Ход совместной трудовой деятельности.
Воспитатель. Ребята, мы с вами снова попали в столярную мастерскую «Весёлый ма-стер»
Мимо столярной идёшь мастерской
Стружкою пахнет, и свежей доской
Воспитатель. Где мы сегодня будем с вами работать?
Дети. Мы сегодня будем работать в столярной мастерской.
Воспитатель. Ребята отгадайте загадку:
Кто с пилою и рубанком
Мастерит ребятам санки,
Чтоб зимой катились с горки
Миша, Аня и Егорка?
Воспитатель. Как называют человека, работающего в столярной мастерской?
Дети. Человека, работающего в столярной мастерской, называют столяром.
Воспитатель. Сейчас вы внимательно послушайте звуки и угадайте, каким инстру-ментом работает столяр.
Звучат по очереди аудиозаписи «Молоток», «Пила». Дети дают ответы.
После правильных ответов показ слайдов: «Столяр в столярной мастерской работает молотком. Столяр в столярной мастерской работает пилой»
Воспитатель. Послушайте стихотворение и скажите, какой инструмент лишний.
Плотник с полки спозаранок -
Для работы взял рубанок.
Да зубастую пилу,
Молоток взял и иглу.
А потом сказал: «Момент!
Взял я лишний инструмент!»
Дети дают ответы.
Воспитатель. Правильно лишний инструмент игла, почему вы так думаете?
Дети. Потому что, пилой, рубанком, молотком работает столяр, а иглой работает портной.
Воспитатель. А вы знаете другие загадки про инструменты, можете загадать свои за-гадки.
Дети дают свои варианты загадок.
Воспитатель. Молодцы, вы хорошо справились с заданием. А сейчас мы рассмотрим те инструменты, которыми мы работали для подготовки деталей будущей лопаты, и те инструменты будем сегодня работать: тиски, фиксатор, шурупы, отвёртка.
А кто из вас знает, какой инструмент может заменить отвёртку?
Проблемная ситуация
Воспитатель. Мальчику Степану при сборке моста надо закрутить 35 шурупов, он закрутил 10 шурупов, и у него на ладонях появились мозоли от отвёртки. Есть ли такой инструмент, который может заменить отвёртку и быстро закрутить шурупы. Какой инструмент вы ему предложите? Может этот инструмент есть у вашего папы дома.
Дети дают ответы.
Рассматривание аккумуляторной дрели.
Воспитатель. Электроприборы окружают нас повсюду, они как добрые волшебники помогают нашим папам при ремонте и сборки мебели. Сегодня мы с вами познако-мимся с нашим помощником – аккумуляторной дрелью. Инструмент подходит для безударного сверления таких материалов как древесина, металл, пластик. Но основное назначение заворачивание крепежа. Универсальность применения обеспечивает мощный двигатель, все соединения затягиваются равномерно, и подходят для работ с шурупами средней длинны. Отпадает необходимость в применении отвёртки.
Воспитатель. Ребята на экране что-то появилось.
В этом доме пахнет мёдом
Вокруг дома огород
Незнакомый с гололёдом танцор Диско в нем живёт.
Лучше нету землеведа
Он талантлив там и тут.
Добродушного медведя все (Копатычем) зовут.
Воспитатель. Да, это Копатыч.
Копатыч обращается с экрана с просьбой, изготовить лопату.
Воспитатель. Ребята вы знаете, какие бывают лопаты…
Воспитатель. Штыковая лопата — плоская, заострённой формы. Применяется в сель-ском хозяйстве и землекопных работах. Сверху имеет отогнутые площадки, наступы. Совковая лопата — квадратная, с закраинами. Предназначена для работы с сыпучими грузами (песок, зерно, гравий, уголь). Лопата для уборки снега — разновидность совковой лопаты с широким совком. Часто изготавливается из фанеры, пластика или алюминия. Этими лопатами пользуются взрослые люди, а скажите, какие ещё бывают лопаты?
Дети дают ответы.
Воспитатель. Ребята, мы сегодня будем делать фанерную лопату. Как вы думаете, из чего делают фанеру. Фанеру делают из древесины, склеивая несколько тонких листов.
Для изготовления лопаты мы возьмём фанеру из древесины берёзы. Рассмотрим де-тали, которые понадобятся для изготовления лопаты (черенок, фанерный совок, ос-нова с просверленными отверстиями для крепления черенка и совка, шурупы разных размеров, шайба)
Воспитатель объясняет последовательность работы по карте:
1 Образец лопаты для уборки снега.
2. Детали и инструменты.
3. Закрутить в центр основания шуруп. (Чтобы закрепить фанеру на основании)
4. Закрепить струбциной правый и левый край фанеры с основой под углом.
5. Закрутить шурупы в намеченные места по всему левому и правому краю.
6. Приложить черенок в центр основания и закрепить с помощью шурупа.
7. Прикрепить конец черенка к фанерному совку, усилить с помощью железной шайбы (все этапы показываются в рисунках для запоминания)
Воспитатель. Сейчас мы наденем фартуки, и подойдём к рабочему столу, на них ле-жат все детали лопаты, в коробке шурупы разной величины, отвёртка помощник отвёртки (стрелка). Для удобства работы объединимся в пары.
Дети в парах договариваются о распределении работ.
Воспитатель. Для удобства сборки лопаты все отверстия в деталях лопаты просвер-лены, вы будете наживлять шурупы, а основную работу по стягиванию выполнят струбцины и аккумуляторная дрель.
Дети выполняют сборку. Воспитатель постоянно следит за выполнением детьми правил техники безопасности.
Воспитатель уточняет последовательность сборки лопаты при помощи вопросов:
- Какие детали ты использовал при сборке?
- Что сделал сначала, что потом (можно пользоваться пооперационной картой).
Педагог рассматривает лопаты, вместе с детьми оценивает качество сборки и расставляют лопаты в ряд.
Воспитатель. Ваши предложения, что можно добавить лопате, чтобы она отличалась от остальных.
Дети выдвигают свои идеи.
Подводится итог с помощью вопросов:
-Где мы сегодня с вами работали?
-Что мы сделали в столярной мастерской?
-Кто к нам приходил в гости?
Ребята, но Копатыч с нами не прощается, он решил поблагодарить вас и вручить благодарность всем ребятам.