Ванифатова Нина Александровна
Трудовое воспитание дошкольников
▼ Скачать
Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования воспитательно-образовательного процесса.
В последнее время современные родители уделяют большое внимание интеллектуальному и умственному развитию детей, подготовке их обучению в школе и не задумываются о том, что в основе всех учебных умений лежат трудовые умения и навыки, которые не только воспитывают прилежание, целеустремлённость, самостоятельность, но и ребёнку легче адаптироваться в социальном окружении.
Публикация «Трудовое воспитание дошкольников» размещена в разделах
В соответствии с ФГОС ДО, трудовое воспитание – одно из важнейших направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач:
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
- воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам, воспитание личности ребёнка в аспекте труда и творчества;
- развитие творческой инициативы, способности самостоятельно реализовывать себя в различных видах труда и творчества.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. В соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, ориентированная на создание условий для формирования духовно-нравственной личности, интеграции личности в национальную и мировую культуру, формирования человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества (п. 2, ст. 14 Закона РФ «Об образовании»). В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направлений в социально-коммуникативном развитии -это формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе (ФГОС 2.6). Для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - ряд видов деятельности реализовывается в самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице, конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал. (ФГОС 2.7)
Для успешного решения задач, предусмотренных программой по формированию у детей дошкольного возраста позитивных установок различным видам труда и творчества, первостепенное значение имеет создание необходимых условий. Только при хорошей организации ребёнок испытывает радость от труда.
Формирование системных знаний о труде взрослых предполагает ознакомление дошкольников с конкретными трудовыми процессами, раскрытие центральной системообразующей связи понятия – преобразование человеком предмета труда (исходного материала) в продукт (результат труд, удовлетворяющий потребности человека.
Освоение знаний о направленности трудового процесса и его составе – сложная задача для дошкольника. Даже в старшей и подготовительной к школе группах, более половины детей не вычленяют результаты труда, трудовые действия и не осознают такие компоненты, как постановка цели и отбор материала.
В процессе труда у детей формируются привычка к трудовому усилию, умение довести дело до конца, а также настойчивость, самостоятельность, инициативность и другие личностные качества. Согласованность и точность движения в труде, полученный результат формирует умение создавать, ценить, беречь, то есть обеспечивают нравственное и эстетическое развитие дошкольника.
В процессе трудовой деятельности используются ранее полученные знания, что приводит к умению применять их на практике.
Существует тесная связь между игрой и трудом. В младшем дошкольном возрасте труд чаще всего возникает в труде, подражание трудовым действиям взрослых становится содержанием детской игры. Детей влечёт процесс, а не достижение результатов, но подражание трудовым действиям способствует возникновению трудовой деятельности.
К старшему дошкольному возрасту в игре дети отражают самые различные знания о профессиях, реальные трудовые процессы, моделируют отношения взрослых.
Мы готовим ребёнка к тому, чтобы он смог смело вступить в самостоятельную жизнь;
- понимал, что труд, работа занимают в жизни людей важное место;
- познакомился бы с тем, что представляют собой разные профессии;
- уважал всех, кто трудится, и ценил плоды их труда;
- учился бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудился бы, принося пользу людям, и развивал бы свои трудовые способности.
Теоретическая база опыта.
1. Буре Р. С., Загик Л. В. и др. Воспитание детей дошкольного возраста в труде. - 3-е изд., испр., доп. - М., 1983.
2. Буре Р. С. Организация труда детей и методика руководства // Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. - М. : Просвещение, 1987.
3. Година Г. Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А. М. Виноградовой. М. : Просвещение, 1998.
4. Интернет - ресурсы
5. Сергеева, Д. В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. / Д. В. Сергеева. М. : Просвещение, 1987. - 96с.
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.
Для того, чтобы ребёнок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения; с профессиями родителей и людей, хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день.
Мной проводится работа по следующим направлениям деятельности, а именно:
Работа в процессе непрерывной непосредственной образовательной деятельности детей (беседы о профессиях, проведение Дней профессий в группах, чтение художественной литературы по теме, создание тематических уголков, включающих в себя картотеку сюжетно-ролевых игр и дидактические игры; проведение конкурсов детского творчества на профориентационную тематику, проведение экскурсий в самом дошкольном учреждении по кабинетам);
Взаимодействие с родителями (анкетирование, подготовка презентаций, мини-проектов, изготовление атрибутов, помощь в организации экскурсий, организация фотовыставок «Мой папа работает…», «Моя мама работает…»);
Работа с партнёрскими организациями (экскурсии, проведение совместных тематических мероприятий, встречи с интересными людьми);
Использование информационно-коммуникационных технологий (просмотр и обсуждение с детьми документальных фильмов, мультфильмов, сказок о профессиях; самостоятельная игровая деятельность детей в Интернете, просмотр журналов и прочей печатной продукции по теме, просмотр мультимедийных презентаций);
Анализ результативности:
- созданы организационно-педагогические условия для развития представлений дошкольников о мире профессий;
- расширена развивающая предметно-пространственная среда;
- активно вовлечены родители (законные представители) в работу по данной теме;
- созданы условия для успешной социализации дошкольников.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
Существует ряд проблем и трудностей, связанных с приучением ребенка к самообслуживанию.
• Низкая мотивация родителей, позиция полной опеки, сложившийся стереотип отношений. (Родителям проще все делать самим, и они не видят смысла в обучении навыкам самообслуживания)
• Низкая мотивация ребенка.
• Предъявление в семье к ребенку разных требований по вопросу обучения навыкам.
Новые требования СанПиН 2.4.1.3049-13 сделали почти невозможным труд и в природе. Исходя из их требований, дети могут лишь поливать растения. Тогда возникает вопрос, как воспитывать бережное отношение к животному и растительному миру? Не у всех родителей городских детей есть деревни или дачи, и дети не смогут увидеть, как растут овощи и фрукты.
Адресные рекомендации по использованию опыта.
Данный опыт адресован педагогам дошкольных организаций и родителям дошкольников.