Ольга Мастьянова
Трудовое воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Главная задача нравственного воспитания - формировать у ребенка нравственные стремления, потребности, мотивы поведения. Без этого знание нравственных норм остается формальным. Спросите ребенка в раннем возрасте плохой он или хороший, он безусловно скажет: «хороший». Каждому из нас важно знать, что он кому-то нужен, что в нем заинтересованы бескорыстно что его поступки одобряют. В начале пути — это близкие ему люди - семья, потом сверстники и т. д.
Публикация «Трудовое воспитание дошкольников» размещена в разделах
Трудолюбие относится к нравственной категории. Чтобы ребенок был счастлив, он должен быть трудолюбивым.
Советский педагог А. С. Макаренко писал следующее: «Мы хорошо знаем, что от природы все люди обладают приблизительно одинаковыми трудовыми данными, но в жизни одни люди умеют работать, другие - хуже, одни способны только к самому простому труду, другие к труду более сложному и, следовательно, более ценному. Эти различные трудовые качества не даются человеком от природы, они воспитываются в нем в течение его жизни и в особенности в молодости».
Каждый труд должен быть творческим. Обучить творческому труду - особая задача для воспитателей.
Трудовое воспитание включает в себя следующие задачи:
1. Формирование трудовых навыков;
2. Воспитание личностных качеств:
а) привычка к трудовому усилию,
б) ответственности,
в) заботливости,
г) бережливости,
д) готовности трудиться.
3. Знакомство с трудом и воспитание уважения к труду взрослых.
Научить детей трудиться и воспитать у них интерес к труду - одна из важных задач педагогов, так как в процессе труда формируется личность ребенка, воспитывается самостоятельность, привычка к трудовому усилию.
Существуют недостатки в организации трудовой деятельности: взрослые делают за детей то, что они должны были выполнить самостоятельно, зачастую не проверяют как ребенок выполнил порученное ему задание. Это лишает детей возможности учиться труду, не воспитывается привычка трудиться, не формируется чувство ответственности за порученное задание.
Разностороннюю работу нужно проводить и с родителями, т. к. без поддержки семьи тяжело справиться такой важной задачей.
Радость от природных явлений, богатство красок, радость от итогов проделанной работы - все это воспитывает у детей любовь к природе. Прививая своим воспитанникам любовь к природе, нужно стремиться, чтобы дети участвовали в уходе за насаждениями, увлекались выращиванием растений.
В воспитании интереса к труду не малое значение имеет внешний вид оборудования. Этому стоит уделить особое внимание. Трудовое воспитание будет успешным, если труд детей систематический, а не от случая к случаю. При организации трудовой деятельности необходимо помнить о том, что ценность детского труда заключается в формировании навыка, а не объемах и качестве проделанной работы.
Не маловажную роль в воспитании у детей интереса к труду приобретает коллективная работа. Воспитатель при этом должен пристально наблюдать, как дети договариваются и распределяют работу. Инициативных детей стоит научить уступать, сдерживать свои желания и наоборот, пассивных детей побуждать к проявлению инициативы, помогать включиться в коллектив. Воспитатель разъясняет детям, что, когда все работают вместе, никто не должен отвлекаться, нужно стараться не подводить товарищей, не заставлять их ждать. Принимая законченную работу, необходимо давать оценку и выделять дружелюбие, помощь, пользу. Это способствует дружеским взаимоотношениям.
Как уже было сказано, одной их задач трудового воспитания детей является знакомство с трудом взрослых и уважения к нему.
Важнейшей задачей педагогов является воспитание у детей уважения к чужому труду, чувство гордости за труженика. Показать детям важность труда в повседневной жизни, целенаправленность, общественную значимость, коллективность, труда на благо и счастье других людей, а особенно себя.
Для воспитания эмоционального отношения к труду необходимо просвещать детей о разных видах труда взрослых, о роли труда в жизни людей, об отношениях, которые складываются в процессе труда, о мотивах, которые движут людьми.
Начинать можно с малого: не запрещайте ребенку помогать вам в быту, приучайте убирать за собой игрушки и вещи, поддерживать порядок в комнате, стараться предлагать свою помощь родителям. Не злитесь, если у ребенка сразу не все получается идеально, подсказывайте, направляйте и никогда не прекращайте его трудовую деятельность если ребенок делает что-то не так.
Существует несколько методов ознакомления детей с трудом взрослых. Первый - это демонстрация детям разнообразного труда взрослых и объяснение его значения.
Второй - непосредственная организация (в той мере, в которой позволяют условия детского сада) совместной деятельности взрослых и детей.
Ознакомление с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о труде и воспитывать уважение к труду взрослых, научить ценить его, возбудить интерес и любовь к труду.