Ольга Зимзина
Трудовое воспитание дошкольников в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Трудовое воспитание дошкольников
«Дайте детям радость труда. Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим». В. А. Сухомлинский
Трудовое воспитание – является одним из важных направлений в работе дошкольных организаций. Его главная цель это - формирование положительного отношения к труду через игру, творчество, помощь взрослым и своим товарищам; воспитание уважения к собственному труду, труду других людей и его результатам; развитие творческой инициативы, способности самостоятельно реализовать себя в различных видах труда и творчества.
Публикация «Трудовое воспитание дошкольников в ДОУ» размещена в разделах
Виды труда в ДОУ :
Самообслуживание: одевание, раздевание, прием пищи, уборка постели, игрушек, подготовка рабочего места, гигиенические процедуры, т. е., ребенку прививается умение обслуживать самого себя.
Хозяйственно-бытовой труд : поддержание чистоты и порядка в помещении и участке, помощь взрослым в организации режимных моментов.
Труд в природе : уход за растениями, животными, выращивание овощей на огороде и растений в уголке природы, в цветнике, на участке.
Ручной труд - это удовлетворение эстетических потребностей человека, развивает творческие способности детей.
Принципы воспитания у детей позитивного отношения к труду :
Одним из главных принципов трудового воспитания является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений.
Необходимость учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.
Соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития детей.
Принцип развивающего образования - системность и последовательность.
Принцип новизны - использование новейших информационных технологий.
Принцип интеграции - взаимное совмещение различных задач и образовательных технологий.
Компоненты трудовой деятельности :
1. Планирование - это умение предвидеть предстоящую работу.
2. Нужно найти мотив побуждающий к трудовой деятельности, заинтересовать ребенка.
3. Определяем цель- то, к чему надо стремиться, что нужно получить в процессе трудовой деятельности.
4. Трудовые действия – это то, при помощи чего достигается результат.
5. Результат - это показатель завершения работы, фактор который помогает воспитывать у детей интерес к труду.
Задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста по группам :
1-я младшая группа- основной вид труда в этом возрасте самообслуживание. Дети начинают приобщение к трудовой деятельности.
2-я младшая группа - продолжается формирование у детей элементарных трудовых навыков, желания к посильному труду.
Средняя группа - дети более активно овладевают различными трудовыми навыками хозяйственно - бытового труда и самообслуживания, приемами труда в природе,.
Старшая группа - делается упор на формирование всех доступных детям умений, навыков в различных видах труда. Формируется осознанное отношение и интерес к трудовой деятельности, умение достигать положительного результата.
Подготовительная группа - сформированные трудовые навыки и умения совершенствуются.
Виды детского труда
Самообслуживание:
— раздевание;
— одевание;
— забота о порядке в костюме;
— уборка постели;
— подготовка рабочего места;
— умывание;
— забота о чистоте тела;
— соблюдение гигиенических правил;
Хозяйственно — бытовой труд
— помогать взрослым при организации режимных процессов;
— устранять непорядок по собственной инициативе;
— поддерживать чистоту и порядок в помещении и на участке;
—содержать в порядке свои игрушки, настольные игры;
— мыть некоторые игрушки;
—помогать взрослым протирать мебель;
— накрывать на стол, убирать посуду после еды;
— подметать веником пол в комнате, небольшой метлой дорожку во дворе, помогать пылесосить;
— помогать взрослым в приготовлении пищи: чистить вареные овощи; мыть свежие овощи и фрукты; собирать ягоды; помогать в приготовлении печенья, пирожков; смешивать ингредиенты.
— оказывать посильную помощь в разных хозяйственных делах: помочь нести сумку с покупками, покупать хлеб; принести, отнести вещь; поднять упавшую и т. д.
— проявлять заботу о младших брате, сестре (помогать одеваться, гулять, спеть песенку, прочитать наизусть стихотворение, поиграть с малышом);
— оказывать внимание и помощь бабушке, дедушке, маме и папе, пожилым людям.
Труд в природе
— уход за растениями и животными;
— выращивание растений в уголке природы, на огороде, на клумбе;
- полив растений.
Ручной труд
— изготовление предметов из различных материалов;
— изготовление игрушек.
Формы труда :
— поручение;
— дежурство;
— коллективный труд.
Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе самообслуживания
Младший возраст - дети ежедневно выполняют элементарные трудовые поручения, приучающие их к систематическому труду, формируется привычка к аккуратности и опрятности.
Средний возраст -воспитательные задачи усложняются. Это выражается в повышении требований к качеству действий, организованному поведению в процессе ухода за собой, к времени, затраченному на это, к последовательности выполняемых действий, к результату.
Старший дошкольный возраст : приобретаются навыки самообслуживания – дети самостоятельно и аккуратно едят, тщательно пережевывают пищу с закрытым ртом; пользуются ложкой, вилкой, салфеткой; самостоятельно моют руки и лицо, засучивая рукава, не разбрызгивая воду, пользуются мылом, сухо вытираются полотенцем; самостоятельно одеваются и раздеваются, аккуратно складывают и вешают одежду, замечают неопрятность в одежде и исправляют ее.
Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе хозяйственно-бытового труда
Младший возраст – дети убрать игрушки, книги, помогают воспитателю в уборке игровой комнаты. При подготовке к еде дети выполняют отдельные трудовые поручения.
Средний возраст - дети помогают мыть игрушки, стирать и развешивать кукольное белье, дежурят по столовой и занятиям, помогают протирать пыль. Помогают воспитателям вынести игрушки на участок и принести их обратно.
Старший дошкольный возраст - старшие дошкольники помогают помощнику воспитателя разложить мыло в мыльницы, повесить полотенца. На участке помогают поддерживают порядок: подметают дорожки, поливают цветы, собирают опавшие листья, сгребают снег. Дети включаются в дежурство по уголку природы, самостоятельно убирают групповую комнату, наводят порядок в шкафу с материалами и пособиями, протирают мебель.
Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе труда в природе
Младший возраст – с помощью взрослых малыши поливают комнатные растения, сеют крупные семена, высаживают луковицы. Принимают участие в сборе урожая со своего огорода, подкармливают зимующих птиц.
Средний возраст- дети уже самостоятельно поливают растения, учатся определять потребность растений во влаге, выращивать овощи. Помогают воспитателям кормить птиц (насыпать корм в кормушки).
Старший дошкольный возраст - труд становится систематичным, его объем увеличивается. Дети самостоятельно ухаживают за растениями, опрыскивают их из пульверизатора. На участке сметают листья и снег, собирают семена. Трудятся вместе с взрослыми в цветнике и на огороде (сеют семена, поливают растения, собирают урожай). С интересом наблюдают за жизнью растений и животных.
Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе ручного труда
В младшем возрасте дети знакомятся с материалами для ручного труда, способами работы с ними.
Старшая группа - в процессе работы дети знакомятся со свойствами материалов, способами их обработки, соединением в единое целое. Детей принимают участие в заготовке природного и бросового материала (шишки, желуди, каштаны, листья, солома, скорлупа грецких орехов, спичечные коробки и др.). Изготавливают простые игрушки-самоделки для игры, счетный материал, подарки родителям, украшения к праздникам.
Подготовительная группа - самостоятельно выполняют простой ремонт игрушек. Сортируют природный материал, подготавливают его к работе. Под руководством воспитателя изготавливают мелкий счетный материал, пособия для занятий. Делают заготовки для дальнейшей художественной деятельности (приготовление папье-маше, оклеивание коробок, вырезание элементов из пластиковых бутылок и пр.).