Юлия Серебренникова
Трудовое воспитание дошкольника.
▼ Скачать + Заказать документы
Трудовое воспитание дошкольника
В каждой семье свой уклад жизни, свой стиль отношений родителей и детей, который влияет на развитие основ личности дошкольника. Чем лучше воспитатель изучит особенности детей, черты их характера, поведения, тем легче найти подход к каждому ребенку. Воспитатель замечает, кто из детей с удовольствием выполняет трудовые поручения, а кто старается избежать просьб о том, чтобы помочь.
Публикация «Трудовое воспитание дошкольника,» размещена в разделах
Бывая в семье Олега, увидела, что здесь все участвуют в домашних делах. Когда мама Олега задерживается на работе и приходит позже, её ждет на столе ужин. А заботливое «давай помогу тебе» то и дело слышит она от сына, и это понятно – перед ребенком пример отца.
Наташа с удовольствием сервирует стол в детском саду, из разговоров с родителями, выяснилось, что это ее обязанность по дому.
Подобных рассказов и наблюдений множество. Пример взрослых – важный метод воспитания. Дети замечают, как трудятся их родные, как относятся к труду, поэтому родители должны быть примером для своих детей и тогда у ребенка будет прививаться желание трудиться. Но одного наблюдения за трудом взрослых недостаточно, необходимо постоянно привлекать детей к совместной работе, объяснять, показывать, как и что делать. Мы были очень рады, когда родители откликнулись на наше предложение сделать совместно со своим ребенком выставку поделок из овощей и фруктов: «Дары осени». Сколько интересных рассказов и поделок получилось.
Самообслуживание в повседневной жизни - это начало трудового воспитания. При поступлении в детский сад дети нередко оказываются беспомощными в самообслуживании. Чаще это является результатом семейного воспитания, у большинства детей физическая ослабленность, моторная неловкость, медлительность побуждает взрослых к подмене доступного по возрасту труда ребенка собственным. Никогда не надо делать за домочадца то, что он может сделать сам. Ребенок умывается, одевается, чистит зубы. Туалетные принадлежности надо расположить так, чтобы сынок или дочка могли самостоятельно взять мыло, полотенце, расческу. Регулярно родителям необходимо привлекать детей к уборке постели и в дальнейшем постоянно следить и напоминать, чтобы он сам приводил ее в порядок. Конечно, в первое время на это будет уходить много времени, но родители и педагоги должны понимать, что с предоставления самостоятельности у ребенка формируется потребность к трудовым усилиям. Приучая детей к труду необходимо, прежде всего, быть требовательным и последовательным к себе. Постоянный пример аккуратности и трудолюбия позволит вам быть требовательным к ребенку.
Уже в младших группах детского сада педагоги начинают приучать воспитанников помогать старшим, накрывать на стол: разложить ложки, вилки, поставить хлебницы, тарелки, чашки и т. д. требуем, чтобы дети поддерживали порядок в игровом уголке, убирали игрушки после игры на свои места, бережно относились к игрушкам, готовили материалы к занятиям.
Шестилетки проявляют большой интерес к труду взрослых. Из телепередач, радио, книг они узнают о людях разных профессий. Дети и сами часто говорят, кем они хотят стать, когда вырастут. В процессе ознакомления с трудом взрослых воспитатель формирует у них положительное отношение к их труду и бережное отношение к результатам этого труда, стремление оказывать посильную помощь взрослым. Вовлекая детей в трудовую деятельность, мы формируем трудовые навыки, готовность участвовать в труде, формируем положительные взаимоотношения между одногруппниками, ответственность.
Наиболее сложной формой организации труда детей является коллективный труд. Он широко используется со старшими дошкольниками, когда трудовые навыки становятся более устойчивыми, а результаты труда имеют практическую и общественную значимость. Дети к этому возрасту уже имеют достаточный опыт в выполнении трудовых поручений.
Используется такая форма объединения ребятишек, как общий труд, когда воспитанники получают задание, общее на всех и когда в конце работы подводится общий итог. При этом дети должны договориться о предстоящей работе и выполнить работу в определенный срок. Дети привлекаются к уборке участка, устройство огорода на участке, подготовка к празднику, моют игрушки, строительный материал, кукольную посуду, стирают кукольное белье.
Дошкольники участвуют в труде с удовольствием, если этот труд хорошо организуется и поощряется. Дошколятам необходимо выполнять разнообразную работу, которая под силу им. Поручения имеют конкретную цель и это дает ребятишкам полезные знания, содействует выработке нужных в жизни навыков и умений. Привлекая детей к труду, необходимо учитывать возраст. Также необходимо заинтересовать ребенка и следить за качеством работы. Со временем систематически трудясь, дошкольники работают охотно и добросовестно.
Интерес к труду взрослые должны закреплять и поощрять за хорошо выполненную работу, проявленную инициативу. День ребенка в детском саду наполнен различными делами и событиями. Педагог поощряет малейшее проявление трудолюбия. «Порадовали вы сегодня меня, - весело говорит воспитатель, обращаясь к ребятишкам, - быстро и дружно оделись на прогулку, молодцы!».
Нельзя разделять труд на мужской и женский. Надо, чтобы мальчики и девочки одинаково учились делать все необходимое по дому и в детском саду.
Нередко допускаются ошибки в трудовом воспитании. Главная ошибка заключается в том, что необходимо приучать детей к систематическому труду. Если ребята помогают от случая к случаю, когда попросят, у них не вырабатывается устойчивой трудовой привычки.
Ребенку кроме отдельных поручений необходимо давать постоянные задания, за выполнения которых воспитанник будет постоянно отвечать. Но прежде чем требовать результат, детям необходимо объяснить, показать, убедиться, что они справляется с поставленной задачей.
Чем теснее контакт между дошкольным учреждением и семьей, тем успешнее будет приучение детей к труду. Надо помнить, что привитие любви к труду способствует и нравственному развитию ребенка, т. к. нравственное развитие человека невозможно без воспитания у него любви к труду.