Ольга Кондрашина
Консультация «Трудимся в удовольствие»
▼ Скачать + Заказать документы
Наверно все знают утверждение, что гений - это 1 % таланта и 99 % трудолюбия. Познавательные способности – это индивидуальные особенности ребенка, которые определяют его успешность и в дальнейшем обучении, и в жизни в целом. Развиваются они наилучшим образом в детской деятельности. Один из таких видов деятельности – труд в детском саду.
Именно в трудовой деятельности можно научить ребенка таким важным качествам, как умение доводить начатое дело до конца, контролировать правильность своих действий, действовать совместно и многому другому.
Публикация «Консультация „Трудимся в удовольствие“» размещена в разделах
Многие родители мечтают о трудолюбивом ребёнке. Такой и мусор не забудет вынести, и за младшим братом в садик зайдёт, и в своей комнате сам наведёт порядок. Всестороннее воспитание детей предполагает их физическое, умственное, нравственное, эстетическое развитие. Формирование каждой из этих сторон личности невозможно вне труда. Дети – дошкольники могут принимать участие в разных видах труда : хозяйственно-бытовом (наведение порядка, уход за одеждой и т. п., ручном (рукоделие, изготовление поделок). Современные детишки в большинстве своём работать не желают, от трудовых усилий всячески увиливают. Скажет мама «Толик, вынеси мусор», а Толик: «А почему я! Я вчера выносил!» И это обычная картина. А ведь никто специально не прививает детям отвращение к труду. Оно возникает само, незаметно для нас. Можно ли этого избежать? Сделать так, чтобы ребёнок всё таки полюбил труд? Работа вовсе не неприятна для них сама по себе. Как раз малыши – в гораздо большей степени, чем мы, взрослые, - способны с удовольствием делать что-то очень простое, нудное, примитивное, с нашей точки зрения, не интересное. Это МЫ внушаем детям отвращение к труду, сами того не замечая. Внушаем, когда упрашиваем, уговариваем или заставляем что-то сделать. А заставляют – значит, это что-то плохое, противное. Никто же никогда не принуждает есть конфеты или смотреть мультики. Что такое «работа»? Чем она отличается от игры? Прежде всего тем, что это надо сделать, а в игре имеет значение только хочу. Если это работа, то всё дело в результате; если игра – в самом процессе, который интересен, доставляет удовольствие. Но одно и тоже может быть и работой и игрой. Вспомните, как Том Сойер красил забор. Дети любят играть. Однако те же самые очень любят и работать тоже. Просто они ещё не догадываются об этом. То есть они могли бы полюбить труд но ведь взрослые никогда не упрашивают их играть, а работать заставляют. В этом всё и дело! Очень приятно сделать хорошую вещь для кого-то. Хотя сам процесс может быть и не так приятен, как в игре. Но мы представляем себе, каким будет результат, и потому работаем с удовольствием. Приохотить малыша к труду сложнее именно на таких видах деятельности, как уборка квартиры, мытьё посуды. Здесь нет материального результата, который и является главным стимулом. Ничего не получается в итоге. То, что это дела важные, понятно только взрослым. У детей иная точка зрения, и они имеют на неё право. Все дошкольники – мечтатели. А работа основана на умении мечтать. Она невозможна без планирования, предвкушения результата. Только мечта должна сбываться. Нельзя допускать, чтобы первые трудовые опыты были неудачными. Это может разочаровать ребёнка на всю жизнь.
Есть ошибки, которые часто допускаются родителями:
Во-первых, взрослые иногда оценивают труд ребёнка по качеству «продукта», не понимая того, что не всегда результат занимает главное место. Важно само отношение к труду. Если оно положительное, ребёнок в любом случае заслуживает похвалы.
Во-вторых, это неверная установка – думать, что дети должны делать то, что им интересно. В жизни немало рутинных дел. Без них не обойтись. И не стоит баловать детей, избавляя их от этого. Работа делается ради результата. Нужно уметь делать и скучное дело. Труд не должен превращаться в развлечение. А если малыш привык получать удовлетворение только от процесса, то выходит, он лишь играет и совсем не работает. Постепенно ребёнок должен научиться отличать труд от игры. Разовые поручения должны меняться на обязанности, которые бы они выполняли не зависимо от их желания. Например, держать в порядке свои книги и игрушки, поливать 2-3 растения на окне, застилать свою кроватку и т. п. Всё это посильно дошкольникам уже с 5 лет. Дети очень любят что-то делать вместе с родителями. Они склонны к подражанию, поэтому папа с мамой должны быть особенно требовательны к себе, поддерживать своих ребятишек. При этом необходимо большое терпение, доброжелательность, но и регулярность своих требований.
Ребё нку 5 лет вполне понятны и доступны следующие правила:
1. У всех есть дела, выполнение которых обязательно!
2. Старайся выполнить любое дело правильно и хорошо!
3. Не умеешь – попроси показать и объяснить!
4. Начатое дело не откладывай «на потом»!
5. Закончил трудиться – убери за собой!
Дети жаждут самоутверждения, страстно хотят доказать прежде всего самим себе: я могу, у меня получается! Вот на этом и можно сыграть. Отметим, что в зависимости от возраста детей и их индивидуальных предпочтений удельный вес каждого вида труда в их жизни может быть разным. Отношение ребенка к труду в значительной мере зависит от отношения к нему взрослых, что находятся рядом.