Гурова Елена
Конспект урока по ИЗО в 4 классе «Образ труда в народной культуре. Воспевание труда в произведениях русских художников»
▼ Скачать + Заказать документы
Урок ИЗО в 4 классе по теме : «Образ труда в народной культуре. Воспевание труда в произведениях русских художников».
Цели: ознакомление с изображением красоты труда в произведениях, ознакомление с творчеством А. Венецианова, И. Репина, Т. Яблонской, воспитание уважения к своему и чужому труду.
Ход УРОКА
1. Организация класса.
Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке :
1. На уроке будь старательным,
Темочки:
- Домоводство, СБО, труд
- ИЗО в школе
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- ОРКСЭ. Основы религиозных культур и светской этики
- Русская народная культура, фольклор
- Русская народная культура. Конспекты
- Чтение, детская литература
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2020
Будь спокойным и … внимательным.
2. Всё пиши, не отставая,
Слушай, … не перебивая.
3. Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё … понятно.
4. Если хочешь отвечать –
Надо … руку поднимать.
В стране родного языка
Не всё известно нам пока,
Но путешествовать начнём
И сами до всего дойдём.
Урок я хочу начать с высказывания ФИЛОСОФА Демокрита: Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться.
Как понимаете это высказывание?
2. Беседа по теме урока.
Загадки о сельскохозяйственных орудиях, земле, труде и др.
Не море, а волнуется (Нива, поле)
Железный нос в землю врос,
Роет, копает, землю разрыхляет. (Плуг)
Зубастый крокодил все поле взбороздил. (Борона)
Овсом не кормят, кнутом не гонят,
А как пашет – пять плугов тащит. (Трактор)
Согнут в дугу,
Летом на лугу,
Зимой на крюку. (Серп)
Зубы имеют, а зубной боли не знают. (Грабли)
Кто ест сено тремя зубами? (Вилы)
Я землю копала, ничуть не устала,
а кто мной копал тот и устал. (Лопата)
Щука ныряет весь - лес валит и поднимает. (Коса)
это все орудия труда
Где они применяются?К какой отрасли экономики можно отнести все отгадки?
Как понимаете сельское хозяйство? (отрасль экономики, направленная на обеспечение населения продовольствием (пищей, едой) и получение сырья для ряда отраслей промышленности. Отрасль является одной из важнейших, представленной практически во всех странах. В мировом сельском хозяйстве занято около 1 млрд человек)
Что нужно делать чтобы получить какую либо продукцию н-р хлеб (трудиться) как понимаете слово труд?
Труд сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей своих и общества. В процессе этой деятельности человек при помощи орудий труда осваивает, изменяет и приспосабливает к своим целям предметы природы, использует механические, физические и химические свойства предметов и явлений природы и заставляет их взаимно влиять друг на друга для достижения заранее намеченной цели
О чем пойдет речь на уроке?
Только труд может сделать человека счастливым, приводя его душу в ясность, гармонию и довольство самим собою. Труд облагораживает человека.
В. Белинский
Групповая работа. Цель: дать описание картинам. Для этого у вас будут картины и слова помощники с планом. Командиры получите задание.
Познакомимся с картиной А. Венецианова «Весна». Молодая крестьянка в русском сарафане и кокошнике ведёт двух лошадей по пашне. Лошади тащат за собой борону. В правом нижнем углу полотна изображён играющий на траве ребёнок. Легко ступая босыми ногами по земле, женщина с мягкой улыбкой смотрит на младенца. Рядом с поломанным деревом молодая поросль. Художник передает не только весну как время года, но и весну жизни человека. А. Венецианов создал образ не конкретной крестьянки, а образ Весны, которая ступает по земле.
Беседа по картине Т. Яблонской «Хлеб».
На картине запечатлён большой урожай зерна. Люди работают у молотилок, веялок, насыпают зерно в мешки, грузят на машины. Изображён колхозный ток. Хорошо передан ритм радостного дружного труда. В центре картины изображена фигура молодой колхозницы, сильным жестом она засучивает рукава, ноги её утопают в золотистом зерне. Картина выражает радость мирного труда.
И. Репина «Бурлаки на Волге». Картина Ильи Ефимовича Репина "Бурлаки на Волге" является настоящим шедевром русской живописи. Она написана в реалистическом стиле. Когда мы смотрим на картину, то кажется, что мы стоим на берегу Волги и бурлаки продвигаются прямо к нам. Баржи и другие суда спускались по Волге с грузом по течению без труда, а вот назад, против течения, их возвращали бурлаки. Эти люди впрягались в лямки и тянули канаты, закрепленные на барже. Они шли по берегу, а баржа плыла по воде.
На картине изображена группа бурлаков за работой. Берег Волги, летний зной, глинистый песок под ногами. Почти все основное пространство картины занимают фигуры людей, мы почти не видим воду реки. Линия горизонта делит полотно пополам, наверху - голубое небо с облаками, внизу - желтый песок и желтоватая из-за отражения песка вода. На этом фоне хорошо прорисованы фигуры людей. Это бурлаки, которые тянут судно вверх по реке. Этот тяжелый подневольный труд не сделал бурлаков рабами, несмотря на тяжелые условия труда, герои картины не выглядят жалкими, убогими. Это люди, которым под силу то, что не под силу другим. Они живут и работают дружно, справляются со стихией и свободны в душе. Лица работников выписаны художником с большой любовью. Все персонажи картины - в действительности встреченные живописцем люди, выражения лиц, которых он подробно изучил. Вот почему лица на картине выглядят так живо, убедительно. Репин хорошо знал бурлацкую жизнь, несколько раз ездил на Волгу, провел немало времени с артелью бурлаков, наблюдая за людьми, узнавая их характеры, делая зарисовки и эскизы. Несмотря на то, что герои картины - конкретные люди, вместе они представляют собирательный образ русского народа. Сам художник очень любил эту свою картину
Просмотрите еще несколько картин.
В искусстве художники стремятся передать красоту труда.
Уважение народа к трудящемуся человеку, восхищение плодами его труда отражено в изобразительном искусстве, в народных песнях, в фольклоре.
Ответь на вопросы:
Почему народ уважал человека труда, а ленивых не уважал?
Какие качества ценились в женщине?
Что считали главным достоинством мужчины?
Какие орудия труда использовались на Руси?
Как вы понимаете выражение «красота труда»?
• Какие картины произвели на вас большее впечатление? Что вы будете рисовать? Ваша цель изобразить сцену труда.
3) самостоятельная работа учащихся над изображением сцены труда, работы в поле. Учащиеся изображают гуашью на больших листах бумаги различные трудовые
процессы – пахоту, сенокос или уборку урожая.
– Подумайте, что в композиции главное, как лучше выделить это главное
(величиной, цветом).
– Какое настроение должна передавать ваша работа? Какие будете
использовать средства художественной выразительности?
С помощью плакатов и набросков на классный доске учитель объясняет
последовательность движений рук, ног, туловища, всей фигуры человека во
время ходьбы, бега, спортивных занятий, трудовой деятельности. Сравнивая эти
позы, учащиеся повторяют динамику движения человеческой фигуры,
пространственное отношение ее частей, пропорции фигуры человека и различные
положения тела человека в движении.
4) Итог урока. Экспресс – выставка лучших работ.