Мария Гутникова
Проект «Тропинка в природу»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования №24»
ПРОЕКТ
«Тропинка в природу» (экологическая) на участке группы «Солнышко»
Воспитатель высшей квалификационной категории
Гутникова Мария Петровна
Тула, июнь 2016
"Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы.
А человеку нужна Родина.
И охранять природу – значит охранять Родину".
Михаил Пришвин
Актуальность
«Любовь к Родине начинается с любви к природе».
Публикация «Проект „Тропинка в природу“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2016
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры
личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей
среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему,
формируются основы нравственно-экологических позиций личности.
«Большая экология» – та, от которой зависят судьбы обитателей планеты
Земля, – начинается с первых шагов маленьких ножек. Каким придет во
взрослую жизнь наш малыш? Братом всего сущего, остро ощущающим
чужую боль (даже если это сломанный кустик, способным снова и снова
пережить изумление и восторг перед чудесами природы, или черствым, отстраненным от равнозначного нам «прекрасного живого»?
Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Ребенок должен иметь возможность вдохнуть запах цветка, потрогать лист, кору, побегать босиком по траве, обнять дерево, самостоятельно открыть хотя бы одну тайну природы.
Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях и путей обновления содержания, технологий, построения новых моделей.
Особое внимание к исследованию проблем экологического образования детей дошкольного возраста можно объяснить двумя основными причинами:
1) необходимостью рассматривать экологическое образование как непрерывный и систематический процесс в течение всего периода детства;
2) актуальностью формирования элементарной экологической культуры в наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребенка с природой родного края.
Осуществить эту задачу можно, создав развивающую среду экологического направления, в котором ребенок мог бы познавать окружающий мир, самостоятельно выделять связи и зависимости, существующие в природе, наблюдая за объектами и активно взаимодействуя с ними. Именно тропинка в природу, позволяет понять общую связь живого организма с внешней средой, наблюдать жизнь в экосистемах, их взаимное влияние друг на друга. Считаю, что экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни.
Новизна проекта заключается в содержании и в форме организации экологической работы с детьми на природной тропинке.
Участники проекта:
Дошкольники старшего возраста, педагоги, родители
Цель:
Создание условий для формирования у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей среде и своему здоровью.
Задачи:
1. Создание экологически благоприятной среды на участке дошкольного учреждения – «тропинки в природу»
2. Разработка плана озеленения и благоустройства тропинки с использованием новым технологий.
3. Привлечение родителей для благоустройства и озеленения территории.
4. Повышение функциональности и привлекательности оборудования на игровой площадке тропинки.
5. Формирование экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения детей к живым объектам природы.
6. Расширение и углубление знаний дошкольников о природе Тульского края, привитие трудовых природоведческих навыков.
7. Сохранение и укрепление здоровья детей.
8. Организация природоохранной деятельности детей и родителей.
Объект исследования: тропинка в природу на участке детского сада.
Предмет исследования: благоустройство и озеленение тропинки в природу на участке детского сада в результате совместной деятельности детей, педагога и родителей.
Тип проекта: творческо-информационный
Продолжительность (апрель - июнь).
Гипотеза реализации проекта
Реализация проекта позволит повысить экологическую культуру детей, расширит их кругозор, привьет навыки труда в природе.
Ожидаемые результаты
Создание на участке экологически благоприятной среды, улучшение эстетического вида участка, обобщение знаний о декоративном оформлении и благоустройстве территории участка.
Расширение знаний и представлений детей о бережном, созидательном отношении к природе.
Формирование у детей гуманистической направленности поведения в окружающих природных условиях.
Активное включение родителей в мероприятия экспериментально-познавательного, трудового и экскурсионного характера.
Обогащение методической базы детского сада дидактическими материалами экологического направления.
Презентация проекта на методическом объединении.
Формы реализации проекта
• Оформление карты экологической тропы
• Эксперименты, опыты, решение проблемных ситуаций
• Практическая деятельность
• Наблюдение за живой и неживой природой
• Ролевые, дидактические, подвижные, настольные экологические игры
• Чтение художественной литературы
• Прослушивание произведений из серии «Звуки природы»
• Беседы и составление знаков «Правила поведения в природе»
• Экологическая акция «Береги природу»
Формы и методы работы с детьми на экологической тропе
- экологические беседы;
- наблюдения в природе;
- экскурсии в природу;
- целевые прогулки;
- КВН, викторина, «Поле чудес»;
- экологические конкурсы;
- решение экологических ситуативных задач;
- чтение художественной литературы;
- обсуждение и проигрывание ситуаций;
- трудовой десант;
- труд в природе;
- «Красная книга природы»;
- коллекционирование;
- экологические развлечения, досуги, праздники;
- экологические игры (дидактические, имитационные, игры-путешествия, сюжетно-ролевые игры, соревновательные, подвижные);
- инсценировки, театрализации.
Формы и методы работы с родителями на тропинке- изготовление поделок, рисунков;
- субботники по облагораживанию территории детского сада;
- участие в конкурсах;
- участие в совместных экологических развлечениях, досугах, праздниках;
- фотовыставки;
- изготовление книжек-малышек (сочиняем экологические сказки)
Этапы создания и оформления тропинки
1-й этап - подготовительный
Обследование территории участка и выделение наиболее интересных объектов, которые там уже находились, постройка новых объектов на игровой площадке.
Распределение ответственных за оформление точек на экологической тропинке.
Разработка дизайна путеводителя и схемы передвижения по тропинке.
Создание дополнительных и улучшение имеющихся точек на тропинке.
2-й этап — исследовательский, практический
Составление паспорта всех точек тропинки.
Описание маршрута на тропинке
Видовые точки на тропинке
0. Хозяин тропинки
1. Ель
2. Цветник
3. Пряные растения
4. Птичий столб
5. Зона отдыха
6. Песочница
7. Поляна сказок
8. Дорожка здоровья
9. Береза
10. Огород
11. Растения-фитотерапевты
12. Растения-синоптики
13. Пень
14. Домик для игр
15. Террариум
Составлена картосхема тропинки с нанесением всех ее объектов в виде кружочков с цифрами
Знакомимся с объектами тропинки, правилами поведения на ней
Вместе с детьми выбрали сказочного персонажа – «Старичка – Лесовичка»
К Старичку-Лесовичку дети могут обратиться за советом, получить новые знания, ответы на трудные вопросы. За оказанную помощь, удачно выполненные задания, сказочный персонаж, периодически, оставляет на тропе сюрпризы на деревьях или в своём домике. Знакомя детей со схемой экологической тропинки, рассказываем, что пройдя по ней, ребята узнают много интересного о природе родного края, о том, как нужно беречь и охранять её. При составлении рассказа воспитатель должен помнить об основном назначении тропы — ее экологической направленности. Нужно выделять мысль, что для нормальной жизнедеятельности растениям нужны определенные условия - почва, свет, тепло, влага. Так, постепенно, дети подводятся к выводу об устойчивых взаимосвязях, существующих в окружающей среде между природой и человеком.
Точка №1. Ель
На этой точке созданы условия для наблюдения за ростом и развитием хвойных растений. Особое внимание обращаем на ель – почему медленный рост (почва – взаимосвязь) и объясняем, что ель не только очень важна в жизни человека, но и очень полезна как все хвойные деревья – воздух вблизи хвойных лесов особенно чист, так как хвоей выделяются особые летучие вещества, которые способны убивать многие болезнетворные микробы.
На следующей целевой прогулке рассказываем детям о том, что хвойные деревья так же, как и лиственные, сбрасывают свой покров. С наступлением холодов они не сбрасывают его целиком. Делают это незаметно, постепенно, в течение всего года. Поэтому мы этого не замечаем. Иголочки у елочки не меняются каждое лето, а только через 5 – 7 лет.
На одной из прогулок ведем наблюдение за лиственницей. Листики – хвоинки этого дерева осенью желтеют и осыпаются, совсем как у лиственных деревьев. Вероятно, поэтому это дерево и получило такое название.
Точка № 2 «Цветник»
Цель: обогащать представление детей о цветниках, о разнообразии цветущих растений, их названиях, строении, способах ухода и условиях роста; учить видеть и воспринимать красоту растущих цветов на клумбе, беречь прекрасные творения природы, украшающие наши города; приучать детей бережно относиться к цветам как к части природы, источнику красоты, радости людей; формировать желание участвовать в совместной трудовой деятельности; развивать познавательные способности (умение наблюдать, описывать, находить и выстраивать причинно – следственные связи, речь.
Это территория, на которой выращиваются различные декоративные растения и цветы. Цветник предназначен для украшения и улучшения вида территории детского сада.
На нашей клумбе высажены самые разные культурные растения, которые могут жить, потому что за ними ухаживает человек. Рассаду нескольких растений мы готовили несколько месяцев (сажали семена, поливали, подкармливали).
«Цветник» - самая большая точка по площади на тропинке. Растения подобраны так, чтобы клумба была цветущей с весны до глубокой осени:
- многолетники – лилии, фиалки розовые, фиалки белые, ирисы, пионы,
тюльпаны, хризантемы;
- кустарники – можжевельник Репанда, туя, барбарис;
- растения – двулетники – виолы, гвоздики;
- растения – однолетники – астры, настурции, васильки, примула, колокольчики, петуньи, вербена, вьюнки, цинии, бархатцы
Рекомендации по организации работы с детьми:
1. Беседы о роли человека в жизни растений. Проведение исследований о взаимосвязи цветов с окружающей средой.
2. Игра «Определи запах, какого цветка во флаконе?
3. «Сказочные цветочные названия»
- Из чего было сделано одеяльце Дюймовочки? (из лепестков розы)
- Как звали девочку из сказки «Цветик – семицветик»? (Женя)
- Как называется город, в котором живет Незнайка со своими друзьями? (Цветочный город)
- В какой сказке купец привез своей любимой дочери необычный подарок? («Аленький цветочек»)
4. «Защити цветок».
Природа всемогуща! Но она требует защиты. Мы все любим реки, леса, луга. Но этого мало. Чтобы любоваться такой красотой, нужно постараться ее сохранить. Цветы рвать нельзя ни на газонах, ни на клумбах. Для букетов цветы специально выращивают в оранжереях.
Цветы
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все: и я, и ты –
Если мы сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья и кусты -
И не будет красоты.
Наш цветник
Точка №3 «Пряные растения»
Цель: заинтересовать детей перспективой выращивания «зеленых витаминов», познакомить с понятием «декоративный огород», дать представление об условиях, необходимых для наиболее быстрого прорастания посевов; формировать навыки труда в природе.
На этой точке выращиваем высокорослые растения укроп и базилик в центре грядки. Базилик не только пряное растение, но и декоративное: у него листва бордового цвета, сиреневатые цветочки. Так что базилик еще и украсил наш «декоративный огород». От центра по нижнему ярусу расположились другие растения – тимьян, мята, душица, мелисса, лаванда, розмарин, майорам, шалфей, петрушка. По контуру посадили бархатцы, которые не только красивы как цветы, но еще и съедобны. На Кавказе их используют как приправу, кладут, например, в суп «харчо». Значит, бархатцы – это тоже пряное растение?
Точка №4 «Птичий дом»
Цель: знакомить детей с разновидностью птиц, учить отличать зимующих от перелетных птиц; воспитывать любовь к птицам и формировать заботливое отношение к пернатым; учить выделять взаимосвязь в природе.
Мы разместили деревянные кормушки с крышами на невысокие столбы для того, чтобы обеспечить удобный подход детям.
Ребята с удовольствием приходят в птичью столовую, приносят с собой хлебные крошки, оставшиеся с обеда, семечки, специально принесенные из дома.
В зимнее время года дети подкармливают птиц, весной – обновляют и ремонтируют вместе с родителями скворечники, наблюдают за повадками птиц, ежегодно проводят праздник птиц.
В беседе закрепляли знания детей о пользе птиц: скворцы уничтожают майских жуков, слизней; грачи спасают деревья от гусениц; воробьи уничтожают вредителей парков и лесов; синица истребляет личинки насекомых вредных для леса; дятел истребляет насекомых и других вредителей.
Точка №5 Зона отдыха – веранда
На веранде дети не только отдыхают, делятся впечатлениями, пьют воду, но и рисуют, лепят, изготавливают поделки из природного материала.
Точка № 6 Песочница
Цель: развивать любознательность, исследовательские способности, желание познавать окружающий мир.
Экспериментирование с песком, водой, почвой, глиной, воздухом.
Точка №7 «Поляна сказок»
Цель: развитие творческих способностей детей, воспитание эстетической культуры.
На этой точке расположились различные сказочные персонажи (Кикимора, Волк и три поросенка, Маша и медведь, Буратино, Чебурашка и крокодил, Колобок и лиса, герои сказки «Репка». В тени высоких берез рассказываем сказки, обыгрываем различные сценки из знакомых сказок.
Точка № 8 «Дорожка здоровья»
На этой точке дети ходят босиком по траве, по камешкам, по песочку, по стружкам, по ребристой доске.
Точка №9 «Береза»
Цель: продолжать обогащать и уточнять представление детей об окружающем мире, в том числе о видах деревьев; познакомить детей со строением березы; учить детей беречь деревья, вступаться за них, когда кто-либо причиняет им вред; учить любить русскую природу.
На этой точке наблюдаем за березой. Ствол у березы гладкий, белый, с темными черточками «чечевичками», через которые дышит дерево. Внизу ствол темный, кора шершавая. Тонкие веточки опускаются красиво к земле. На веточках растут желтые листочки и длинные сережки. Осенью сережки осыпаются на семена. Березы растут обычно на полянах, где много солнца. Хороши и чисты березовые светлые рощи. Они украшают улицы и дворы. Все деревья, в том числе и береза, очищают воздух от грязи и пыли, уменьшают скорость ветров, дают прохладу и тень. В старину береза была доброй помощницей крестьянам. Избы освещала березовая лучина. Она горела долго и не коптила. Когда строили дома, потолок сверху покрывали листьями тонкой березовой коры – бересты. Она не пропускала влагу. А еще из бересты делали ведра – туеса для хранения воды и молока. В настоящее время русский человек парится в бане веником из березы, потому что в листьях много полезных веществ. Весной люди собирают березовый сок, делая надрезы. На этой точке знакомим детей с тем, что под березами растут грибы подберезовики. Дерево дарит грибам готовую пищу – сахар. Его выделяют корни березы. А грибы снабжают дерево полезными веществами, находящимися в почве.
Рекомендации по организации работы с детьми:- рассматривание и наблюдение за деревом в разное время года;
- сравнение с другими деревьями;
- забота человека о деревьях;
- чтение стихов о березе;
- хоровод «Мы вокруг березки»;
- закрепление знака «Не повреждай кору деревьев»;
- дидактическая игра «Подарки для березы»;
Ребята приносят коробку с подарками.
1. Я дарю тебе солнце. Оно будет ярко светить, согревать листики, и помогать им расти.
2. Я дарю тебе мешочек с землей, чтобы твои корни крепко росли в земле.
3. Я дарю тебе капельку, чтобы вода напоила тебя.
4. Я дарю тебе кормушку с птичкой, чтобы прилетало к тебе много друзей.
Также ребята посадили саженец – молодую березку и завязали красный бант на веточках. А вокруг саженца укрепили заборчик, чтобы никто не вытаптывал землю вокруг ствола.
Точка №10 Огород
Эта видовая точка представляет собой овощной огород на открытом, хорошо освещенном пространстве, где произрастают культуры, неприхотливые к условиям обитания, привлекательные для проведения наблюдений.
Важно сочетать ознакомление детей с яркими объектами растительного и животного мира, сезонными явлениями и видами труда в природе. В этом помогает остановка «Огород».
К посадке моркови на огороде дети готовились заранее. Зимой они посадили морковь в большой горшок, наблюдали за ее ростом, а когда пришла весна, поспешили пересадить его в настоящий огород.
Летом, когда лук поспел, дети собрали его и отдали поварам детского сада, чтобы они сварили полезный обед малышам. Так интересно и ненавязчиво дошкольники получают практические знания о выращивании овощей и их пользе.
На огороде мы не просто выращиваем овощи (лук, морковь, свеклу, капусту, помидоры, перец, фасоль, но и наблюдаем за стадиями прорастания семян, устанавливаем причинно-следственные связи: поливаешь – растение растет, не поливаешь – гибнет, и не выживает даже после того, как начинаешь снова его поливать
На нашем огороде растут разные овощи. С ранней весны до окончания лета ребята вместе с воспитателями занимаются выращиванием различных культурных растений.
На огороде для малышей высаживаются быстро растущие, рано созревающие овощи, которые можно употреблять в пищу и весной, и летом. Кроме того, семена луковицы таких растений должны быть крупными, тогда дети сами смогут посадить их самостоятельно (например, лук, горох бобы, редис). Воспитанники старших групп сажают на огородах для малышей морковь, укроп, репу, салат. Ребята средней группы выращивают те же огородные культуры, что и малыши. Однако для формирования представлений о разнообразии растений, их особенностях набор должен быть дополнен разными сортами лука, салата, моркови, редиса, кабачков, баклажанов, арбузов.
Интересно прошла дидактическая игра «Ярмарка корнеплодов». Дети познакомились с разными корнеплодами, их полезными свойствами.
Точка №11 Растения-фитотерапевты
Цель: расширять и закреплять знания детей о лекарственных растениях; развивать умения рационального использования лекарственных растений для здорового образа жизни; учить собирать и сушить лекарственные растения для оздоровительных мероприятий в холодное время года.
Показать разнообразие лекарственных растений, их биологические особенности (лечебные свойства, учить распознавать части растений, исследовать форму, цвет, размер, запах листьев и цветков, проводить тактильные обследования (листья шершавые, гладкие, ворсистые и т. п.);
На данной видовой точке посажены следующие растения: ромашки, крапива, ландыши, подорожник, череда, календула, мать – мачеха.
Мероприятия на этой точке:
Целевая прогулка:» Следы белого человека». Это все о подорожнике.
Календула. Наблюдение за ростом растения и уход за ним.
«Зеленая аптека» - изготовление тары для лекарственных растений, сбор листьев мать-и-мачехи.
«Жила-была мать-и-мачеха» - конкурс сказок, рассказов, загадок, придуманных детьми и их родителями.
Точка № 12 Растения – синоптики
Цель: продолжать знакомить детей с растениями – синоптиками; вызвать желание наблюдать за ними; воспитывать любовь к природе.
Рассказ о растениях, обладающих способностью предугадывать погоду. Если бы они ею не обладали, то, вероятно, многих из них уже не было бы на планете Земля. Например, еще не ударили первые капли дождя, а нежные фиалки уже согнули свои прозрачные тонкие стебельки и опустили голубые «глаза» к земле, так им легче переносить удары дождевых капель.
Клевер тоже боится темной тучи. Он собирает свои нежные листья и соцветия в «горстки», чтобы их не побило дождем.
В ясные весенние дни цветы мать и мачехи горят золотыми звездочками, но стоит показаться дождевой тучке, как цветочки закрываются, звездочки гаснут.
Полевой вьюнок в ведро широко раскрыт, а к дождю плотно закрывается.
Запах цветов тоже может подсказывать наблюдательному человеку, какой будет погода. Если сильно запахли гроздья акации, то жди дождя. Сильно пахнут перед дождем одуванчики. Хвойные деревья перед дождем опускают свои ветки, а в ясную погоду поднимают их.
Точка №13 ПеньНа данной точке знакомим детей со средой обитания насекомых - жуков, червей, улиток и других, подводим детей к выводу о взаимосвязи между живой и неживой природой, между природой и человеком, его трудовой деятельностью (растения – насекомые – вредители – муравьи – необходимость охраны).
Рекомендации по организации работы с детьми:
1 Наблюдения за пнем. Дети рассматривают его поверхность при помощи луп после чтения и обсуждения сказки Н. А. Рыжовой «Как Медведь пень потерял»
2 Разговор с детьми об охране деревьев, от чего дерево может заболеть (тля, оголение корневой системы, засуха, кто лечит больное дерево, что делают со старым деревом. Показать, как определять живое дерево или нет (что на них растет и кто живет – дупла).
3. Слушание пения птиц.
4. Чтения стихотворения «Дедушка – дерево».
5. Чтение фенологических рассказов «О муравье», «Жук на дереве», «Бабочка».
6. Рассматривание мха и древесных грибов.
Точка № 14 Домик для игр, Точка №15 Террариум Искусственный водоем с обитателями (рыбки, жучки, лебеди) дает возможность организации сюжетно-ролевых игр, познавательной и исследовательской деятельности
Третий этап проекта – заключительный
Было проведено анкетирование родителей.
Анкеты для родителей «Экологическое образование в семье».
Предварительная диагностика
Анкетирование родителей. №1
Цель анкетирования: выявить отношение родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду и его реального осуществления в семье.
1. Есть ли у вас дома животные (кошки, рыбки, собака, хомячок и др.).
2. Есть ли комнатные растения? Какие?
3. Кто ухаживает за животными ли растениями?
4. Что делает при этом ребенок (кормит, гуляет с ним, поливает или ничего не делает? Подчеркнуть или дописать
5. Есть ли у ребенка уголок природного материала?
6. Бываете ли с ребенком на природе?
7. Если да, то где?
8. С какой целью?
9. Снимаете ли вы фотографии на тему «природа»?
10. Как вы относитесь к приобщению ребенка к природе в детском саду?
11. Считаете ли вы необходимым экологическое образование детей?
12. Считаете ли вы необходимым экологическое образование взрослых?
13. Ваши предложения по организации экологического образования в детском саду?
Итоговая диагностика
Анкетирование №2
Цель: выявить уровень активности участия родителей и воспитанников в эколого-образовательском пространстве дошкольного учреждения
1. Как вы относитесь к работе экологического клуба «Друзья природы»?
2. Какие темы вам были более интересны?
3. Изменилось ли ваше отношение к экологическому воспитанию?
4. Какую, на ваш взгляд, функцию должна выполнять территория дошкольного учреждения? Оздоровительную? Рекреационную? Учебно-просветительскую?
5. Ваши предложения по организации экологического образования в детском саду.
Анализ проведенной совместной детской-взрослой деятельности позволил сделать следующие выводы.
1. Участие детей в проектной деятельности стало для них способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей.
2. Ценностно-ориентированная деятельность помогла детям осознать многостороннее значение природы, получить практикум просветительской и природоохранной деятельности. Дети получили не только новые знания, но и приобрели навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру.
3. Совместная проектная деятельность помогла родителям освоить некоторые педагогические приемы, необходимые в семейном воспитании; объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнерами.
4. Цели, поставленные в начале проекта, были достигнуты.
Литература
Голицын М. Сокровища Земли. Я познаю мир
Плешаков А. А. От земли до неба
Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду
Рыжова Н. А. Почва – живая земля
Николаева С. Н. Юный эколог