Папки-передвижки

ТРИЗ-технологии в развитии речи детей

Екатерина Каткова
ТРИЗ-технологии в развитии речи детей
▼ Скачать + Заказать документы

В современных условиях количество изменений в жизни, происходящих за небольшой отрезок времени, настоятельно требуют от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым нововведениям. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных перемен, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал.

На протяжении длительного периода воспитание в дошкольном учреждении ориентировалось на формирование, прежде всего знаний, умений и навыков, носило репродуктивный, информационный характер. В настоящее время происходит переориентация образования на развитие творческих качеств личности.

Темочки:

Задача развития творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности в процессе воспитания и обучения, поставленная в Федеральном законе «Об образовании Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ и Федеральным государственным образовательном стандартом, утвержденном приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, является одной из социально значимых приоритетов современного общества [1], [2].

Перед педагогами детского сада сегодня стоит непростая задача – совершенствовать педагогический процесс так, чтобы он соответствовал требованиям Федерального государственного образовательного стандарта и обеспечивал сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства. Внедрение инновационных технологий в ДОО – важное условие совершенствования системы дошкольного образования.

Среди инновационных технологий обучения детей творчески мыслить ведущее место, занимает технология Г. С. Альтшуллера - теория решения изобретательских задач (ТРИЗ, адаптированная к работе с дошкольниками Т. А. Сидорчук, С. В. Лелюх С. В., Н. Н. Хоменко Н. Н. и др. около 20 лет назад.

ТРИЗ для детей дошкольного возраста – это система игр, занятий и заданий, способная увеличить эффективность программы, разнообразить виды детской деятельности, развить у детей творческое мышление, технология позволяет осуществить естественным образом личностно-ориентированный подход, и принцип природосообразности, что особенно актуально в контексте ФГОС ДО.

«ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию», так считал основатель теории Г. С. Альтшуллер и его последователи]. ТРИЗ - технологии используются в непосредственной образовательной деятельности, в самостоятельной деятельности детей, в совместных со взрослым видах деятельности, в работе с родителями. ТРИЗ как универсальный инструментарий используется на занятиях из всех образовательных областей. Это позволяет формировать единую гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознании ребенка, осуществлять эвристическое обучение. Создается ситуация успеха, идет взаимообмен результатами, решение одного ребенка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие [6, с. 2].

Например, на занятиях по формированию элементарных математических представлений широко используются следующие игры: «Какое число потерялось?», «Где встречаем в жизни это число?», «Где встречаем эти линии?», «Где спрятались геометрические фигуры?», «Игры головоломки». Игры с применением игрового материала: (счетные палочки) «Измерить длину предмета»; «Выложить узор»; «Построение объектов по заданию»; (кубики) «Сравнение объектов по количеству кубиков…»; «строительство объектов».

Оптимальной формой овладения детьми методиками творчества является система творческих заданий, которые даются детям через игры, алгоритмы на занятиях и в течение дня, и практически воплощаются в творческой мысли: в рисунках, сочинениях, сказках, песнях, загадках, поделках, движениях.

Занятия с применением элементов ТРИЗ у детей снимают чувство скованности, преодолевается застенчивость, постепенно развивается фантазия, логика мышления, воображение.

ТРИЗ дает детям возможность проявлять свою индивидуальность, учит детей нестандартно мыслить.

ТРИЗ развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения.

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ.

Технология ТРИЗ помогает нам в развитии воображения у детей, в развитии логического мышления, в развитии умения ставить и решать проблему. Чтобы правильно организовать совместную деятельность с дошкольниками, педагог должен знать различные методы и приёмы, применяемые в ТРИЗ.

1. Алгоритм составления загадок

Для составления загадки по картине, необходимо выбрать объект

и перечислить его действия и признаки (цвет, форму, размер, части

и т. д.). Следует знать основные модели составления загадок [13]:

1) Модель «Какой? Что такое?»

С помощью педагога дети выделяют у объекта признак, отвеча-

ющий на вопрос «Какой?» и делают подборку объектов, у которых

данный признак ярко выражен. Например: «Репейник какой?

Колючий, как еж, кактус, елочка. Лохматый, как собачка, шуба,

медведь. Липкий, как жевательная резинка, смола».

Из предложенных объектов, выбирается наиболее удачный

вариант сравнения. Загадка может быть составлена на «завыше-

ние» или на «занижение» признаков объекта.

Содержание загадки строится следующим образом: не называя

загаданный объект, перечисляются признаки, которые путем связок

«как» или «но не» сравниваются с другими объектами. Например:

«Колючий, как еж;

лохматый, как собака;

липкий, но не смола». (Репейник.)

2) Модель «Что делает? Кто или что делает так же?»

С помощью педагога дети выделяют у объекта действия. Затем

перечисляют другие объекты, у которых данные действия ярко

выражены.

Например: «Лягушка что делает? Прыгает, как заяц или мяч.

Ныряет, как водолаз или утка. Плавает, как лодочка или рыба».

Из предложенных вариантов сравнений выбирают наиболее

удачные. Строится содержание загадки: не называя загаданный

объект, перечисляются действия, которые путем связок «как» или

«но не» сравниваются с другими объектами. Например:

«Прыгает, но не мяч;

ныряет, но не утка;

плавает, как лодочка». (Лягушка.)

3) Модель «На что это похоже? Чем отличается?»

К выбранному объекту подбирают похожие по внешнему

облику объекты; фиксируют их отличительные признаки. Напри-

мер: «Сандалии похожи на кораблики (по внешнему очертанию,

но они не плавают; они, как два братца, но не живые». Из предло-

женных вариантов сравнений выбирают наиболее удачные.

Обучение детей составлению загадок идет от полуактивного

этапа (воспитатель с детьми составляет общую загадку) к актив-

ному этапу (ребенок сам выбирает объект и модель загадки).

При этом ребенок может пользоваться смешанной моделью:

— первая строчка загадки по модели «Какой? Что такое же?»;

— вторая строчка по модели «Что делает? Кто или что делает

так же?»;

— третья — по модели «На что это похоже? Чем отличается?».

Пример загадки:

«Зеленая, но не лягушка;

растет, как грибок;

похожа на пирамидку, но ее не складывают». (Елка.)

Для обучения детей составлению загадок необходимо осваи-

вать модели в определенной последовательности.

Вместе с педагогом дети выбирают объект, изображенный на

картине. В таблице 1 обозначаются его признаки. Затем произво-

дится подбор объектов с такими же признаками. Из ответов детей

выбираются лучшие варианты сравнений и заполняются пустые

графы (графически или текстом):

2. "Круги Луллия"

Описание метода

Раймондо Луллий (14 век н. э.) создал приспособление, которое представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень (по типу пирамидки). В верхней части стержня устанавливается стрелка. Все круги были разделены на одинаковое количество секторов. Круги и стрелка подвижны. Свободное вращение всех частей приводит к тому, что под стрелкой оказываются определенные сектора на каждом из кругов. Раймондо Луллий на каждый сектор ставил свое обозначение. Это были и рисунки, и слова, и даже целые изречения. Любой желающий мог с помощью комбинаций получать какой-либо текст.

В дошкольном учреждении целесообразно использовать не более четырех кругов разного диаметра с количеством секторов от 4 до 8. К кругам на общий стержень добавляется стрелка, которая показывает соединение секторов.

Круги Луллия могут использоваться в работе с дошкольниками не только как метод развития воображения, но и в качестве приспособления для ознакомления с окружающим миром, развития речи, математике и др.

Цели:

• уточнять знания дошкольников в различных предметных областях;

• развивать вариативность воображаемых образов.

Технологическая цепочка проведения тренинга:

1. Обозначаются какие-либо объекты на всех кругах картинками или знаками.

ПР. : на первом круге - объекты растительного мира (деревья: сосна, яблоня, и др.); на втором - места произрастания каких-либо растений (поле, лес, болото и т. д., на третьем– плоды (апельсины, сливы и т. д.).

2. Ставится задача тренинга.

ПР. : выбрать объект растительного мира и объяснить, как он может расти, в каком-либо месте и какие давать такие плоды. Достаточно достоверно объяснить полезность данного фантастического преобразования.

3. Раскручиваются круги, ставится стрелочка над пересечением трех секторов и обозначается словом получившиеся сочетания.

ПР. : береза – болото - апельсины.

4. Составляется рассказ на основе фантастического преобразования.

ПР. : доказывается, как хорошо иметь такую чудесную березу в унылой болотной местности и каким обитателям леса особенно нравится, что на ней есть апельсины.

5. Организуется практическое занятие по итогам преобразования.

Методические рекомендации (слайд)

Круги Луллия представляются детям дошкольного возраста как чудесные кольца или загадочные круги. Впервые используются в работе с детьми четвертого года жизни. В этом возрасте целесообразнее брать только 2 круга разных диаметров на одном стержне с четырьмя секторами.

Для детей 5 года жизни можно добавить третий круг.

К 7 годам дети вполне справляются с тренингами, в основе которых лежат 4 круга с восьмью секторами на каждом.

Тренинги на основе кругов Луллия целесообразнее проводить вне занятий в качестве игровых упражнений индивидуально или с подгруппами детей.

Сами круги желательно изготовить из пластика (толстого картона) и располагать горизонтально по отношению к столу, чтобы педагог и дети могли легко поменять картинки в секторах. Картинки крепятся с помощью мастики или скотча.

Тренинги с Кольцами Луллия должны состоять как бы из 2 частей: 1 – уточнение имеющихся знаний в определенных областях, 2 – тренинг на развитие воображения.

Для детей 4 года жизни

На малом круге воспитатель располагает картинки с изображением представителей животного мира (собака, курица, лиса и т. д., на большом круге – детенышей этих животных. Воспитатель дает задание вначале:

Найди маму детенышу (ребенок должен сопоставить изображения взрослого животного и его детеныша).

Далее предлагается раскрутить круги и посмотреть, каково будет их произвольное пересечение (собака – цыпленок). Воспитатель дает задание:

- Подумайте и скажите, каким образом мама - собачка будет ухаживать за одиноким цыпленком (кормить, согревать, гулять и т. д.)

Для детей 5 года жизни

На малом круге – изображения объектов окружающего мира (веточка вишни, портфель, автомобиль и т. д., на среднем круге – эталоны геометрических форм (треугольник, овал, круг и т. д., на большом круге – цифры.

Реальные задания: выбери объект (веточка вишни, подбери геометрическую форму (круг, которой он соответствует, и количество рассматриваемых объектов (две вишни).

Задания на развитие воображения: на веточке - вишни треугольной формы в количестве 8 штук. Практическая значимость: такие плоды удобно укладывать в ящик, треугольник к треугольнику.

Для детей 6 - 7 лет

1 круг - образцы материалов (металл, ткань, стекло и т. д.).

2 круг - изображения каких-либо рукотворных объектов (стул, телефон, пылесос и т. д.).

3 круг - изображения различного местонахождения объектов (квартира, улица, космических корабль).

4 круг - образцы цветов (малиновый, голубой и т. д.)

Задание на уточнение знаний: выбери какой-либо объект, подбери материал, из которого он изготовлен, уточни цвет и определи место его нахождения (телефон - пластмасса - квартира - фиолетовый).

Фантастическое задание: наугад выбери по одному показателю с каждого круга и объясни практическую значимость данного объекта. Под стрелкой оказались следующие сектора: стекло, стул, космический корабль, малиновый цвет. Обсуждается ситуация: на космическом корабле остро необходим стеклянный стул малинового цвета, потому что … (ответы детей).

Ожидаемые результаты

Самостоятельное придумывание заданий как реального, так и фантастического плана. Заполнение секторов на кругах разного диаметра карточками с изображением объектов, под созданную задачу. Составление рассказов о практической значимости объекта с необычными признаками и их значениями.

3. Типовые приемы фантазирования

Типовые приемы фантазирования (далее ТПФ) созданы Г. С. Альтшуллером в семидесятых годах ХХ века для активизации мыслительной деятельности людей, занимающихся изобретательством.

В основе ТПФ лежат мыслительные операции представления объектов посредством игнорирования фундаментальных законов природы. Основным механизмом ТПФ является доведение до крайней степени проявление какого-либо признака или его полное уничтожение.

Приемы типового фантазирования адаптированы для работы с дошкольниками. Каждый из них представлен в отдельном разделе параграфа:

• Прием "Увеличение - уменьшение".

• Прием "Деление - объединение".

• Прием "Преобразование признаков времени".

• Прием "Оживление - окаменение".

• Прием "Специализация – универсализация".

• Прием "Наоборот".

Для лучшего понимания детьми фантастических преобразований, названия приемам даны в виде имен волшебников с различными возможностями.

Общая цель ТПФ

Научить ребенка делать фантастические преобразования объекта по какому - либо признаку.

5.1. Прием "Увеличение - уменьшение"

Описание приема

Суть приема увеличения – уменьшения заключается в изменении по убывающей или возрастающей любого признака объекта.

ПР. : увеличение – уменьшение признака размера (Великан – Лилипут); увеличение – уменьшение признака количества (неисчислимое множество солдат Урфина Джуса или один на целом свете Маленький Принц); увеличение – уменьшение специфического признака (волшебный голос Джельсомино, который разрушает стены из-за увеличения силы звука).

Технологическая цепочка построения тренинга

1. Предложить детям выбрать объект (стол).

2. Перечислить признаки выбранного объекта.

ПР. : стол имеет размер, части, место нахождения, цвет и т. д.

3. Пригласить в группу Волшебника Увеличения Размера (Уменьшения Размера) по желанию детей. Провести преобразование размера объекта в сторону увеличения или уменьшения. Обсудить практическое применение полученного объекта.

ПР. : Волшебник Увеличения Размера коснулся стола. Что с ним стало, зачем нам в группе непомерно огромный стол?

4. Провести преобразование части объекта по размеру. Обсудить проблемную ситуацию.

ПР. : Волшебник Увеличения Размера коснулся ножки (подсистемы) стола. Что произойдет, как человеку использовать стол с огромной ножкой (устроить из него горку в группе?

Юмористическая направленность обсуждения и решения ситуаций.

5. Провести преобразование места существования (функционирования) объекта по размеру. Обсудить проблемную ситуацию.

ПР. : Волшебник Увеличения Размера коснулся помещения, где обычно стоят столы. Как детям добираться до своих столов во время обеда, если комната стала величиной с город и расстояние между столами огромное, до двери в групповую комнату за полдня не дойти.

6. Провести преобразование признака объекта или его значения по степени выраженности цвета. Обсудить проблемную ситуацию.

ПР. : Волшебник Обесцвечивания коснулся стола. Что произойдет, если стол постепенно станет прозрачным? Игра «Хорошо – плохо».

7. Организовать разнообразными средствами практическое занятие для детей:

• сочинение сказки и запись ее содержания с помощью схем;

• решение проблемных ситуаций и их моделирование;

• рисования, аппликация, лепка по теме занятия.

4. Основные виды классификационных игр «Да – Нет»

Главным механизмом формирования умения классифицировать объекты по определенным признакам в зависимости от решаемой задачи являются мыслительные операции сужения поля поиска, при которых ребенок самостоятельно группирует какие – либо предметы по определенному признаку. Малыш постепенно осваивает правила классификации на доступном для его возраста уровне.

В зависимости от загаданного объекта материального мира, все множество игр можно разделить на два больших раздела:

Игры «Да – Нет» на загаданный объект природного мира.

Игры «Да – Нет» на загаданный объект рукотворного мира.

Объекты материального мира воспринимаются пятью органами чувств человека. Это зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. (Приложение № 1)

Объекты нематериального мира непосредственно органами чувств не воспринимаются. Это могут быть понятия, явления, объекты мира искусства, науки и т. д. Признаки этих объектов другие. Игры проводятся при специальной подготовке ребенка, у которого должен быть большой информационный фонд.

Основные правила классификационной игры «Да – Нет»

При проведении игры «Да – Нет» с детьми есть определенные правила:

Загаданный объект должен быть из материального мира.

Объявляется о том, что загадан какой-либо объект. Дается задание с помощью вопросов найти загаданный объект.

Дети должны задавать вопросы по известным им признакам, не перечисляя конкретные объекты и конкретные значения признаков.

Загадывающим принимаются вопросы, сужающие поле поиска.

Загадывающий имеет право отвечать на вопросы, давать следующие ответы: "Да", "Нет", "И да, и нет» (Ответы такого рода фактически указывают на подвижность признака или его значения у загаданного объекта). "Это не существенно". (Такой вариант ответа указывает на бесполезность продолжения решения задачи в данном направлении). "Об этом нет информации" (Информация по данному вопросу неизвестна ведущему, либо он хочет усложнить задачу).

Результатами игры являются:

найден объект за наименьшее количество вопросов;

проведен анализ хода игры;

найден признак и его значение, который сыграл решающую роль при отгадывании объекта.

«Угадай, где находится игрушка в комнате»

Правило игры: все играющие должны стоять в середине комнаты, глядя в одну сторону; задавать вопросы, которые отсекали часть комнаты.

Оборудование: кукла, спрятанная в шкафу, находящемся в комнате.

Игровое действие: отгадать, где в комнате спрятана игрушка с помощь сужения поля поиска (кукла, расположена в левом углу на верхней полке шкафа, который стоит в комнате в правом заднем углу от играющего).

Вопросы, на которые загадывающий отвечают «да»:

Эта игрушка находится в комнате сзади нас?

Эта игрушка находится сзади нас в правом углу?

Она спрятана в шкафу? - Отгадав примерное местонахождение игрушки, шкаф объявляется «черным ящиком». Не открывая шкафа, ребенок должен представить стороны, углы внутри шкафа и задать соответствующие вопросы.

Эта игрушка находится в верхней части шкафа?

Она находится на верхней полке?

Она находится в левом углу верхней полки?

Результат: открывается шкаф и достается кукла, проговаривается ее местонахождение. Закрепляются правила поиска объекта в объемном пространстве.

Публикации по теме:

Использование технологии «мнемотехника» в развитии речи у детей младшего возрастаИспользование технологии «мнемотехника» в развитии речи у детей младшего возраста «Использование технологии мнемотехника в развитии речи у детей младшего возраста» В современных условиях при широком внедрении новых информационных.

Читательская грамотность. Применение технологии «скрайбинг» в развитии речи детей дошкольного возраста Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного.

Использование приёмов ТРИЗ в развитии связной речи дошкольника 1 слайд Актуальность Приёмы ТРИЗ позволяют наилучшим образом быстро и качественно решать проблемы речевого развития. Играя со словом дети.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
ТРИЗ-технологии в развитии речи детей
Опубликовано: 29 декабря 2024 в 21:01
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «ТРИЗ-технологии в развитии речи детей» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Каткова (УИ 388174) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
02 января 2025 четверг
2025 год объявлен Президентом РФ Годом 80-летия Победы в Великой Отечественной войне, Годом мира и единства в борьбе с нацизмом
03 января 2025 пятница



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД