Светлана Титаренко
Опыт использования метода Галигузовой Л. Н «Три пробы на застенчивость»
▼ Скачать + Заказать документы
«Пробы на застенчивость», предложенные Галигузовой Л. Н., представляют собой экспериментальные ситуации, в которых по определённым признакам мы можем выявить застенчивых детей.
1 проба – «Подзывание». Надо отметить, что эта проба выделена Галигузовой Л. Н. как предварительная, в ходе которой создавалась ситуация, в которой незнакомый ребёнку взрослый просил подойти к нему. Проба проводилась во время свободной игры детей в группе детского сада. В этой ситуации фиксировались следующие особенности поведения: локомоции, в которых отражается борьба двух противоположных тенденций приближения – удаления, чаще всего проявляющаяся при встрече с незнакомыми людьми; эмоциональное состояние ребёнка, возможный эмоциональный дискомфорт, который ребёнок испытывает при встрече и в ходе общения с посторонними людьми. В ходе наблюдения в этой ситуации отмечалась реакция детей на появление в группе незнакомого человека, определялось насколько легко ребёнок шёл на контакт, внешние проявления застенчивых детей (теребит ли волосы, одежду; покраснение лица, взгляд в сторону и другие).
Публикация «Опыт использования метода Галигузовой Л, Н „Три пробы на застенчивость“» размещена в разделах
2 проба – «Рисунок на листе губной помадой», была направлена на выявление отношения детей к необычному для них виду деятельности, связанному с запретом взрослого, заведомо известной ребёнку негативной оценкой. Взрослый подзывал к себе ребёнка и предлагал сделать рисунок губной помадой на листе. Отмечалась реакция ребёнка на просьбу, эмоции, которые он испытывал при этом, речь, движения.
3 проба – Ситуация «Море и корабль», с помощью которой мы выявляли способность ребёнка к самовыражению, умение открыто и ярко проявлять свои эмоции в общении.
В ходе этой пробы организовывалась игра – драматизация, которая заключалась в следующем: дети встают в круг, держась за руки. Они движениями и голосом изображают бушующее море. Один из детей встаёт в середину круга и выступает в роли капитана корабля, который должен был, перекрикивая шум волн, успокоить бушующее море и спасти пассажиров во время шторма. В соответствии с ролью ему нужно было громко и смело прокричать: «Я не боюсь тебя, море! Улетай, ветер! Затихни, буря!» В ходе этой пробы мы обращали внимание на такие показатели как:
- локомоции, в которых отражается борьба двух противоположных тенденций приближения – удаления, чаще всего проявляющаяся при встрече с незнакомыми людьми;
- эмоциональное состояние при встрече с незнакомым человеком;
- поведение на выступлениях (испытывает ли страх, умение открыто проявлять свои эмоции, способность к самовыражению);
- поведение при деятельности заведомо неодобряемой взрослым (эмоциональное состояние, речь, движения).
Поскольку застенчивость наиболее ярко проявляется при общении с незнакомыми людьми и при публичных выступлениях, то первые две пробы были направлены на выявление особенностей общения застенчивых детей с незнакомым взрослым, а третья – на выявление особенностей проявления застенчивости в ходе публичного выступления.
Данные пробы были сделаны на базе ДОУ и их проведение выделило явные отличия в поведении застенчивых и незастенчивых детей.
На основе признаков, выделенных Галигузовой Л. Н., а именно боязнь публичных выступлений, скованность, нерешительность, запрет на действия неодобряемые взрослыми, страх перед незнакомыми людьми, внешние проявления, такие как покраснение кожи лица, взгляд в сторону, беспокойные движения руками и другие, мы выявили, что все застенчивые дети испытывали робость, смущение от внимания взрослого, на вопросы отвечали очень кратко, в игре были не инициативны, их движения были робкие и нерешительные. Эти признаки позволили нам отнести этих детей в группу застенчивых.
Первая проба на застенчивость – «Подзывание» показала наличие у всех застенчивых детей таких показателей как локомоции, в которых отражается борьба двух противоположных тенденций приближения – удаления, чаще всего проявляющаяся при встрече с незнакомыми людьми, при общении с которыми ребёнок испытывает эмоциональный дискомфорт.
Так, Надя Л. вообще не сдвинулась с места, когда её позвали. Она опустила глаза, покраснела и носком тапки что – то рисовала на полу. Дима Б. сразу убежал в туалет и там спрятался. Остальные застенчивые дети подошли к экспериментатору, но при этом у них наблюдались следующие поведенческие проявления: кто-то стал убирать игрушки, делая это специально долго, кто-то подошёл, но выбрал самый длинный путь. Когда застенчивые дети всё же подходили, они старались не смотреть в глаза взрослому, теребили одежду или волосы, отвечали очень тихо, а то и вовсе молчали. Когда же Ане Б. сказали, что можно идти играть, то она убежала и спряталась за диваном. Эти поведенческие особенности говорят о том, что у этих детей существует страх перед незнакомыми людьми.
В то время как незастенчивые дети легко шли на контакт, с удовольствием общались с экспериментатором, предлагали различные игры, вели себя раскованно, уверенно. Так Катя Т., когда её позвали, сразу откликнулась, подбежала, забралась на колени и стала рассказывать, как они вчера с мамой ходили в цирк.
Вторая проба – рисунок на листе губной помадой, показала, что пятеро из семи застенчивых детей – (70 % застенчивых детей) испытывали особую робость и смущение тогда, когда им предлагалась деятельность, заведомо неодобряемая взрослыми.
Так Геля И. убрала руки под стол и замотала головой. Катя А. тихо прошептала: «Мама заругает». Аня и Надя после уговоров взяли помаду и стали рисовать, но делали это очень осторожно, робко, еле-еле нажимая на помаду. При этом незастенчивые дети с удовольствием принимали эту игру, рисовали охотно, смело, уверенно.
Третья проба – игра «Море и корабль», в которой застенчивый ребёнок должен был взять на себя роль капитана, усмиряющего бурю на море и спасающего пассажиров.
Следует отметить, что ни один застенчивый ребёнок не справился с этой игрой. Дима сразу отказался играть и наблюдал со стороны. Остальные застенчивые дети – стали играть, но вели себя очень сдержанно. Исполняя роль капитана, застенчивые дети говорили слова тихо, еле слышно. На просьбу говорить громче, либо мотали головой, либо говорили: «Я не могу». А Коля П. просто заплакал.
Таким образом, можно отметить, что у всех застенчивых детей есть страх перед публичным выступлением, они не могут, открыто проявлять свои эмоции на виду у всех.
Остальные дети вели себя очень раскованно, громко выкрикивали слова, смеялись, изъявляли желание повторно сыграть капитана.
Таким образом, мы увидели, что застенчивые дети отличаются тем, что они неохотно вступают в контакт с другими людьми, особенно с незнакомыми, боятся публичных выступлений, менее инициативны в общении, испытывают робость и смущение от внимания взрослого и от деятельности, заведомо неодобряемой взрослыми.
Библиография:
1. Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Ступени общения. – М., 1996.
2. Галигузова Л. Н. Психологический анализ феномена детской застенчивости // Вопросы психологии. - 2000. -№ 5.
3. Галигузова Л. Н. Застенчивый ребёнок// Дошкольное воспитание. - 2000. - № 4.