МААМ-картинки

Опыт использования метода Галигузовой Л. Н «Три пробы на застенчивость»

Светлана Титаренко
Опыт использования метода Галигузовой Л. Н «Три пробы на застенчивость»
▼ Скачать + Заказать документы

«Пробы на застенчивость», предложенные Галигузовой Л. Н., представляют собой экспериментальные ситуации, в которых по определённым признакам мы можем выявить застенчивых детей.

1 проба – «Подзывание». Надо отметить, что эта проба выделена Галигузовой Л. Н. как предварительная, в ходе которой создавалась ситуация, в которой незнакомый ребёнку взрослый просил подойти к нему. Проба проводилась во время свободной игры детей в группе детского сада. В этой ситуации фиксировались следующие особенности поведения: локомоции, в которых отражается борьба двух противоположных тенденций приближения – удаления, чаще всего проявляющаяся при встрече с незнакомыми людьми; эмоциональное состояние ребёнка, возможный эмоциональный дискомфорт, который ребёнок испытывает при встрече и в ходе общения с посторонними людьми. В ходе наблюдения в этой ситуации отмечалась реакция детей на появление в группе незнакомого человека, определялось насколько легко ребёнок шёл на контакт, внешние проявления застенчивых детей (теребит ли волосы, одежду; покраснение лица, взгляд в сторону и другие).

Публикация «Опыт использования метода Галигузовой Л, Н „Три пробы на застенчивость“» размещена в разделах

2 проба – «Рисунок на листе губной помадой», была направлена на выявление отношения детей к необычному для них виду деятельности, связанному с запретом взрослого, заведомо известной ребёнку негативной оценкой. Взрослый подзывал к себе ребёнка и предлагал сделать рисунок губной помадой на листе. Отмечалась реакция ребёнка на просьбу, эмоции, которые он испытывал при этом, речь, движения.

3 проба – Ситуация «Море и корабль», с помощью которой мы выявляли способность ребёнка к самовыражению, умение открыто и ярко проявлять свои эмоции в общении.

В ходе этой пробы организовывалась игра – драматизация, которая заключалась в следующем: дети встают в круг, держась за руки. Они движениями и голосом изображают бушующее море. Один из детей встаёт в середину круга и выступает в роли капитана корабля, который должен был, перекрикивая шум волн, успокоить бушующее море и спасти пассажиров во время шторма. В соответствии с ролью ему нужно было громко и смело прокричать: «Я не боюсь тебя, море! Улетай, ветер! Затихни, буря!» В ходе этой пробы мы обращали внимание на такие показатели как:

- локомоции, в которых отражается борьба двух противоположных тенденций приближения – удаления, чаще всего проявляющаяся при встрече с незнакомыми людьми;

- эмоциональное состояние при встрече с незнакомым человеком;

- поведение на выступлениях (испытывает ли страх, умение открыто проявлять свои эмоции, способность к самовыражению);

- поведение при деятельности заведомо неодобряемой взрослым (эмоциональное состояние, речь, движения).

Поскольку застенчивость наиболее ярко проявляется при общении с незнакомыми людьми и при публичных выступлениях, то первые две пробы были направлены на выявление особенностей общения застенчивых детей с незнакомым взрослым, а третья – на выявление особенностей проявления застенчивости в ходе публичного выступления.

Данные пробы были сделаны на базе ДОУ и их проведение выделило явные отличия в поведении застенчивых и незастенчивых детей.

На основе признаков, выделенных Галигузовой Л. Н., а именно боязнь публичных выступлений, скованность, нерешительность, запрет на действия неодобряемые взрослыми, страх перед незнакомыми людьми, внешние проявления, такие как покраснение кожи лица, взгляд в сторону, беспокойные движения руками и другие, мы выявили, что все застенчивые дети испытывали робость, смущение от внимания взрослого, на вопросы отвечали очень кратко, в игре были не инициативны, их движения были робкие и нерешительные. Эти признаки позволили нам отнести этих детей в группу застенчивых.

Первая проба на застенчивость – «Подзывание» показала наличие у всех застенчивых детей таких показателей как локомоции, в которых отражается борьба двух противоположных тенденций приближения – удаления, чаще всего проявляющаяся при встрече с незнакомыми людьми, при общении с которыми ребёнок испытывает эмоциональный дискомфорт.

Так, Надя Л. вообще не сдвинулась с места, когда её позвали. Она опустила глаза, покраснела и носком тапки что – то рисовала на полу. Дима Б. сразу убежал в туалет и там спрятался. Остальные застенчивые дети подошли к экспериментатору, но при этом у них наблюдались следующие поведенческие проявления: кто-то стал убирать игрушки, делая это специально долго, кто-то подошёл, но выбрал самый длинный путь. Когда застенчивые дети всё же подходили, они старались не смотреть в глаза взрослому, теребили одежду или волосы, отвечали очень тихо, а то и вовсе молчали. Когда же Ане Б. сказали, что можно идти играть, то она убежала и спряталась за диваном. Эти поведенческие особенности говорят о том, что у этих детей существует страх перед незнакомыми людьми.

В то время как незастенчивые дети легко шли на контакт, с удовольствием общались с экспериментатором, предлагали различные игры, вели себя раскованно, уверенно. Так Катя Т., когда её позвали, сразу откликнулась, подбежала, забралась на колени и стала рассказывать, как они вчера с мамой ходили в цирк.

Вторая проба – рисунок на листе губной помадой, показала, что пятеро из семи застенчивых детей – (70 % застенчивых детей) испытывали особую робость и смущение тогда, когда им предлагалась деятельность, заведомо неодобряемая взрослыми.

Так Геля И. убрала руки под стол и замотала головой. Катя А. тихо прошептала: «Мама заругает». Аня и Надя после уговоров взяли помаду и стали рисовать, но делали это очень осторожно, робко, еле-еле нажимая на помаду. При этом незастенчивые дети с удовольствием принимали эту игру, рисовали охотно, смело, уверенно.

Третья проба – игра «Море и корабль», в которой застенчивый ребёнок должен был взять на себя роль капитана, усмиряющего бурю на море и спасающего пассажиров.

Следует отметить, что ни один застенчивый ребёнок не справился с этой игрой. Дима сразу отказался играть и наблюдал со стороны. Остальные застенчивые дети – стали играть, но вели себя очень сдержанно. Исполняя роль капитана, застенчивые дети говорили слова тихо, еле слышно. На просьбу говорить громче, либо мотали головой, либо говорили: «Я не могу». А Коля П. просто заплакал.

Таким образом, можно отметить, что у всех застенчивых детей есть страх перед публичным выступлением, они не могут, открыто проявлять свои эмоции на виду у всех.

Остальные дети вели себя очень раскованно, громко выкрикивали слова, смеялись, изъявляли желание повторно сыграть капитана.

Таким образом, мы увидели, что застенчивые дети отличаются тем, что они неохотно вступают в контакт с другими людьми, особенно с незнакомыми, боятся публичных выступлений, менее инициативны в общении, испытывают робость и смущение от внимания взрослого и от деятельности, заведомо неодобряемой взрослыми.

Библиография:

1. Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Ступени общения. – М., 1996.

2. Галигузова Л. Н. Психологический анализ феномена детской застенчивости // Вопросы психологии. - 2000. -№ 5.

3. Галигузова Л. Н. Застенчивый ребёнок// Дошкольное воспитание. - 2000. - № 4.

Публикации по теме:

Опыт использования театральной деятельности в развитии детей " Театр - это волшебный мир,он даёт уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идёт развитие духовного мира.

Опыт работы «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования приема мнемотехники» Уважаемые коллеги вашему вниманию хотелось бы представить свой опыт работы. Свое выступление я хотела бы начать словами известного педагога:.

Инновационный опыт «Использование метода проекта в экологическом воспитании дошкольников» .

Опыт работы «Использование метода проектов в интеллектуальном развитии дошкольников» Использование метода проектов в интеллектуальном развитии дошкольников (из опыта работы). Уникальным средством обеспечения сотрудничества,.

Консультация Детская застенчивость Консультация для родителей Тема: «Детская застенчивость Застенчивость - это особенность, характерная для очень многих людей, как.

Мастер-класс «Опыт использования игр Жипто в образовательной деятельности ДОУ» (настольная игра)Мастер-класс «Опыт использования игр Жипто в образовательной деятельности ДОУ» (настольная игра) Анна Соколова Мастер-класс "Опыт использования игр ЖИПТО в образовательной деятельности ДОУ" ЖИПТО (с фр.) - интеллектуальная игра преследования.

Специфика использования метода проектов в дошкольной практике 1. Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать и синтезировать полученные знания, развивать.

Опыт использования формирующего оценивания в контрольно-оценочной деятельности учителя на уроках и во внеурочной деятельности Введение федерального государственного образовательного стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в.

Опыт работы «Поддержка детского творчества и инициативы посредством использования нетрадиционных техник рисования» В условиях реализации Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования задача по воспитанию личности инициативной,.

Повышение профессиональной компетентности педагогов посредством использования проектного метода "Повышение профессиональной компетентности педагогов через использование проектного метода" Переход современной системы дошкольного образования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт использования метода Галигузовой Л. Н «Три пробы на застенчивость»
Опубликовано: 17 июня 2019 в 22:16
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт использования метода Галигузовой Л. Н «Три пробы на застенчивость»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Титаренко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД