Кучукова Анастасия Сергеевна
Логопедическая консультация «Три кита запуска речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Статья: «Три кита запуска речи»
Составила: учитель-логопед,
Кучукова А. С.
Запуск речи – это процесс обучения ребенка говорению. Запускают речь «неговорящим» детям. Под категорию «неговорящих» детей подходят дети, которые не говорят фразой, состоящей минимум из трех слов, а также дети, которые умеют говорить, но не используют речь в качестве коммуникации, например, при нарушении понимания речи или первичном нарушении коммуникации и / или интеллекта.
Темочки:
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Запуск речи – как правило, достаточно длительный и сложный процесс, ведь, если речь ребенка не сформирована по возрасту – это говорит о нарушении в работе центральной или периферической нервной системы. Речь ребенка начинается в головном мозге. Даже минимальные нарушения в работе головного мозга могут приводить к речевым нарушениям.
Наиболее частыми причинами речевых нарушений являются осложнения во время беременности. Почти всегда, когда во время беременности или в родах была гипоксия – у ребенка в той или иной степени будет выражено недоразвитие речи. Почему так? Потому что при гипоксии мозг недостаточно снабжается кислородом, вследствие этого некоторые его клетки повреждаются или отмирают. Чаще всего повреждается продолговатый мозг. В него входит, в том числе, ствол мозга, от которого отходят черепно-мозговые нервы, участвующие, непосредственно, в артикуляции.
Первое, и, пожалуй, самое важное для успешного запуска речи – это наличие у ребенка мотивации к говорению, к взаимодействию со взрослым. Ребенок должен понимать и осознавать, что любому действию, игре, его может научить взрослый. Чтобы ребенку было интересно взаимодействовать со взрослым, обучаться у него, играть с ним, у него должна быть в достаточной степени развита подражательная деятельность (когда ребенку интересно повторять за взрослым) и познавательный интерес (когда ребенок уходит от предметно-манипулятивной деятельности и учится использовать предметы по назначению). Важно понимать, что ребенок может научиться говорить исключительно тогда, когда ему интересно взаимодействовать со взрослым и повторять за ним.
Второй «кит» запуска речи – достаточный уровень понимания речи. Всего их пять – нулевой, ситуативный, номинативный, предикативный и расчлененный. Как было сказано выше, запуск речи – это процесс обучения ребенка говорению фразой из не менее трех слов. Чтобы ребенок мог построить фразу, он должен знать множество глаголов и существительных, а также прилагательных, наречий и предлогов. Пока у ребенка ситуативный (он может ориентироваться в хорошо знакомой ситуации с жестовой подсказкой) уровень понимания речи – он не будет осознанно разговаривать ввиду того, что ему просто не о чем говорить, он плохо понимает речь. Когда ребенок на номинативном уровне понимания речи, он уже может осознанно называть хорошо знакомые предметы, однако фразой говорить не сможет, так как в его словарном запасе крайне много глаголов. Поэтому, ребенок начинает овладевать фразовой речью ближе к предикативному уровню понимания речи, когда его словарный запас достаточно развит.
Речь – это движение. Наша речь состоит из серии различных движений - артикулем. Чтобы произнести слово, ребенку необходимо не только в достаточной степени чувствовать свои органы артикуляции, уметь придавать им заданное положение, но и ловко и автоматизировано переключаться между ними. Для маленького ребенка сложность воспроизведения изолированного движения или серии движений заключается в том, что целенаправленные движения рукой или ногой он может выполнить по подражанию достаточно легко, а движения своего языка во время говорения он не видит, а также мышцы, участвующие в артикуляции настолько малы, что управлять ими ребенку намного тяжелее, чем рукой или ногой. Поэтому, третьим китом успешного запуска речи является достаточная чувствительность органов артикуляции, умение переключаться с одного артикуляционного движения на другое.
Запуск речи – действительно сложный процесс, требующий усилий не только специалиста и родителей, но и самого ребенка. Когда у ребенка сформированы все предпосылки к овладению речью: у него достаточно развита подражательная деятельность и познавательный интерес, он хорошо понимает речь – знает много существительных и глаголов, хорошо чувствует свои органы артикуляции и умеет ими управлять, тогда запуск речи происходит успешно и быстро. Однако, если не сформирована хотя бы одна из предпосылок, то запуск речи будет занимать более длительный период.